Для логопеда пособия своими руками

Развивающие пособия своими руками: просто и эффективно

Для логопеда пособия своими руками

Комплексное развитие ребенка предполагает не только целенаправленное обучение, но также и спонтанные знания, интересные стимулы, поощряющие фантазию и мотивацию к тому, что еще вчера казалось непосильным.

Иными словами, чем больше что-то ребенка заинтересует, тем больше он захочет это изучать и развиваться самостоятельно. Наша задача — стимулировать его интерес. При это нецелесообразно решать вопрос новых стимулов постоянным приобретением новых игрушек.

А как же множество игр со старыми, но проверенными игрушками? А как же самодельные игрушки? А как же игры с обычными предметами, такими как часы, винтики, резиночки и прочее?

Именно об этом мы и поговорим — о пособиях, то есть материалах для развития, которые можно сделать своими руками. Кроме того, эта статья поможет вам по-новому взглянуть на обычные бытовые вещи, разогреть фантазию.

Предлагаем вашему вниманию пособия, которые нравятся и детям, и их родителям!

1. СЕНСОРНАЯ КОРОБОЧКА

На фотографии представлен вариант наполненного крупой контейнера с отделениями. Можно сделать своими руками коробочку, взять коробку из-под конфет или форму для льда — вариантов множество.

Задача такой коробочки — пробудить интерес, развивать мелкую моторику, внимание и восприятие, развивать умение классифицировать и анализировать (разложи по цветам, по списку, по количеству и пр.), а также развивать навыки бережливости и ответственности. Рассыпал — придется собрать. В зависимости от наполнения меняются игры.

Для маленькой хозяюшки это могут быть, например, игры с рисованием, приготовлением и хранением кладов, а для веселого искателя приключений — свой сундучок сокровищ или рабочий контейнер для инструментов (как у папы) и т.д.

2. ПОГРЕМУШКИ-БУТЫЛОЧКИ

В небольшие бутылочки насыпаются или наливаются различные наполнители: крупы, бижутерия, природный материал, вода и пр.

Можно создавать музыку, выплескивать энергию спонтанной игрой на таких «маракасах», а также развивать слуховое и тактильное восприятие.

Одинаково ли звучат пустые баночки, если одна закрыта крышечкой, а другая открыта? Какой звук будет, если стучать палочками и пальчиками? Эти и многие другие игры возможны с помощью бутылочек-погремушек.

3. СЧЕТНЫЕ ПАЛОЧКИ

Довольно доступное и необходимое пособие для развития многих навыков (совместные игры, счет, координация движений и пр). Возьмите палочки для суши (предварительно удалив «занозы» и шершавости) и пронумеруйте их.

Теперь у вас в арсенале необходимое количество удобных палочек, которыми можно брать предметы, что-то строить и даже рисовать! Ведь главная задача наших пособий — развивать ребенка разными способами и стимулировать развитие фантазии.

Так что, если вдруг ваш ребенок вместо счета начнет стучать палочками, изображая музыканта — улыбнитесь и поиграйте вместе в оркестр! Разумеется, потом вы сможете и посчитать палочки, и выучить количество, но ребенок будет рад, если вы сыграете с ним вместе в спонтанной игре.

4. КОРОБОЧКА С СЮРПРИЗОМ

Одно из любимых пособий автора. Берется коробочка, и в нее прячется какой-то предмет. Задача — вместе с ребенком, максимально долго не открывая коробочку, угадать, что находится внутри. Содержимое, разумеется, можно менять, количество коробочек увеличивать (или заменить мешочками).

Данное упражнение не только позволяет рассуждать и фантазировать, но также помогает обсудить с ребенком темы «не важна внешность, важно содержание», «в каждом человеке может храниться уникальная красота, которую лишь надо захотеть увидеть», «в каждом простом предмете может быть скрыт сюрприз» и пр.

5. НАРИСОВАННЫЕ КАРТОЧКИ

Сейчас существует множество наборов карточек для разных целей. Мы предлагаем вам вместе с ребенком нарисовать свой набор карточек — воображаемые друзья, любимая одежда, животные, эмоции и пр.

Эти карточки желательно прикрепить скотчем к картону, чтобы увеличить их прочность и долговечность.

Найти карточку, придумать сказку из случайно выпавших карточек, найти похожие и многое другое можно придумать совместно!

6. КАРМАШКИ

Удобный вариант хранения мелочей — на плотную ткань пришиваются тканевые кармашки и вешаются на стену или шкаф. Кармашки могут быть разных цветов и геометрических форм, а также могут закрываться или быть открытыми. Таким образом, мы имеем и оригинальное пособие для изучения (форм, цветов, нахождения предметов и пр.

), и удобный вариант хранения домашней мелочи (бусины, украшения, канцелярия, бумажки и пр.).

Также с помощью этого пособия можно развивать навыки пространственно-временного ориентирования — имеем виду такие игры, как: «вспомни, в какой кармашек ты убрал свою игрушку только что; достань, пожалуйста, ручку, которую ты положил вчера», «низ-верх, право-лево» и пр.

7. МЕШОЧКИ

Сшитые вручную мешочки для хранения природных материалов — это уникальное поле сенсорных стимулов (ощупать и угадать, что в мешочке), а также способ удобно хранить дары природы. Сшить вместе с ребенком мешочки, обсудить их количество и размер («наши мешочки будут лежать в твоем ящичке, и давай выберем, какого размера они будут.

Смотри — если сделаем слишком большой мешочек для желудей, то для камушков и каштанов уже не останется места. Ты согласен? Предложи, как ты хочешь?»), вместе наполнить различными наполнителями (ракушки, желуди, фасоль и пр.) и играть! Также эта игра развивает навыки бережливости, развивает сферу ощущения и восприятия, памяти и воображения.

А еще содержимое мешочков может пойти на поделки.

8. СЕНСОРНЫЕ ПОДУШКИ

Шьются подушки с разным наполнением (синтепон, рваная бумага, вата и пр.), а снаружи пришиваются или приклеиваются различные предметы: палочки, нити, пуговицы, бусины и пр.

Эти подушки можно использовать для изучения руками, для зрительного восприятия (рассматривать, искать конкретное), для фантазии («каждая подушка — это мир, где живут волшебные существа, которые спят в вате и питаются пуговицами»), а так же используются как сенсорные тропы — когда ребенку предлагается пройти по подушечкам, сложенным в виде дорожки. Такая массажная дорожка полезна всем возрастам, а отдельные подушечки можно связывать друг с другом или просто складывать рядом.

Вдохновения вам!

психолог центра «Логопед-Профи» Туишева Марина Шамилевна

Источник: https://www.logopedprofi.ru/articles/item/razvivayushhie-posobiya-svoimi-rukami-prosto-i-effektivno

Логопедическая азбука: готовим наглядные пособия своими руками

Для логопеда пособия своими руками

Преодоление различных видов речевых нарушений — процесс долгий, трудоемкий, требующий от ребенка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий.

Детям с нарушениями речи это дается очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приемы взаимодействия с воспитанниками.

Одна из таких форм — создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной и подгрупповой логопедической работы.

При подборе материалов для оформления кабинетов специалисты обычно сталкиваются с двумя основными проблемами: 

1) небольшая площадь кабинета (как правило, не более 20 кв. м); 

2) отсутствие в продаже готовых пособий для кабинетов специалистов ДОО, отвечающих основным требованиям, предъявляемым к наглядным пособиям для детского сада:

  • материалы должны быть понятными и доступными, соответствовать возрастной категории воспитанников;
  • информация должна соответствовать действительности и не идти вразрез с окружающими нас реалиями;
  • наглядные пособия должны быть оформлены красиво и красочно, детям должна быть интересна информация, представленная в пособии, а яркие картинки — помогать максимально сфокусировать внимание на материале.

Таким образом, выходом из создавшейся ситуации может быть изготовление пособий для кабинета своими руками. При этом учителя-логопеды детских садов руководствуются не только нормами и стандартами. Каждый педагог старается внести в оформление своего рабочего места что-то особенное, необычное и, безусловно, интересное и полезное детям.

Хочу представить несколько пособий, используемых для обучения дошкольников грамоте, развитию фонематического восприятия, способствующих овладению детьми звукобуквенным анализом и синтезом. Все пособия выполнены в одном стиле, на пенопластовых квадратных плитках размером 50х50 см.

Законченный, яркий и эстетичный вид придает используемая для оформления разноцветная бумажная лента. 

Пособие «Логопедическая азбука»

Пособие «Логопедическая азбука» — самое большое настенное пособие. Оно предназначено для наглядного ознакомления дошкольников с артикуляционными и акустическими характеристиками звуков родного языка в процессе изучения алфавита.

Для каждой буквы, помимо артикуляционного профиля, подобраны яркие картинки, название которых начинается с изучаемой буквы, дается символ графического обозначения звука. Пособие используется и на индивидуальных, и на подгрупповых занятиях.

 

Пособие «Звуковые часы»

Пособие предназначено для развития слухового восприятия, внимания детей к звуковому составу слова, умения подбирать слова, сходные по звучанию, сравнивать и анализировать эти слова, определяя звук, которым они отличаются.

Учителем-логопедом организуются игры на определение первого или последнего звука в словах, наличия заданного звука в слове, подбор слов с парными по глухостизвонкости звуками (трава — дрова, катушка — кадушка, козы — косы) и т.д.

Кроме этого, дети с интересом выполняют разнообразные упражнения, направленные на изучение слогового состава слова, учатся сравнивать слова по длине (короткая стрелка — короткое слово, длинная — длинное), подбирают слова из двух, трех слогов.

Пособие размещено на доступной детям высоте. Картинки легко меняются в зависимости из целей, задач и периода обучения. 

Пособие «Грамотей»

Данное пособие является самым любимым у детей, которые уже научились читать. Оно состоит из планшета с тремя прозрачными карманами и набора карточек с ребусами, заданиями и играми с буквами и словами. Игры доступны старшим дошкольникам, они с удовольствием выполняют задания, любят самостоятельно выбирать карточки себе и друг другу.

Пособие «Твердый-мягкий»

Это пособие — подсказка для детей, помогающая им научиться различать твердые и мягкие согласные звуки.

Оно помогает усвоить простое правило обозначения мягкости согласных на письме: если после согласного в слове стоит буква А, О, Э, Ы или У, то этот согласный звук — твердый, как кирпич.

Если после согласного в слове стоит буква Я, Ё, Е, И или Ю, то этот звук — мягкий, как подушка. Дети активно пользуются этой подсказкой при выполнении заданий на звукобуквенный анализ слов.

Пособие «Домик для букв»

«Домик для букв» — подвесное пособие, изготовленное из пенопластовой плитки и пенопластовых потолочных бордюров. Стиль оформления — единый с
настенными пособиями.

К вращающейся легкой крыше прикреплены большие печатные буквы из двустороннего гофрированного картона. Набор букв может меняться частично или целиком по мере необходимости. Данное пособие успешно используется на всех этапах занятий.

Оно позволяет проводить различные игры и упражнения. Например: 

Назови и сосчитай все гласные (согласные) буквы. 

  • Придумай слова из трех (четырех, пяти) букв, используя только буквы из домика. 
  • Назови слова, которые начинаются с буквы Р (М, С, К, Н и т.д.), используя только буквы из домика. 
  • Назови слова, которые заканчиваются на букву Р (М, С, К, Н и т.д.), используя только буквы из домика. 
  • Составь слово из букв желтого и красного цветов (любые другие цвета). 
  • Догадайся, какая буква появилась в домике сегодня, и т.д.

Бордюр «Веселые буквы»

Две стены кабинета оформлены ярким бордюром из карточек со стилизованным изображением букв. Каждая картинка сопровождается коротким образным стихотворением. Карточки взяты из пособия Е. В. Колесниковой «От звука к букве» и напечатаны на цветной бумаге. Стихи легко запоминаются, а вместе с ними дети быстро и непринужденно запоминают все 33 буквы алфавита.

Во всей нашей огромной стране вы не найдете двух одинаковых кабинетов учителя-логопеда. Оформление кабинета — творческий процесс, в который педагог вкладывает все свои знания и умения. Часто хорошее оформление кабинета не требует значительных материальных средств. Достаточно богатой фантазии и большого желания!

Подписывайтесь на наш канал ! 

Источник: https://zen.yandex.ru/media/activityedu/logopedicheskaia-azbuka-gotovim-nagliadnye-posobiia-svoimi-rukami-5b97bbd9c55e0500a960a7d5

Как сделать логопедические пособия для дошкольников своими руками

Для логопеда пособия своими руками

При работе с детьми важно применять творческое отношение к занятиям. Малыши, с которыми работает логопед, в силу возраста еще не понимают причин, по которым они находятся здесь.

Для них то, что делает логопед, выглядит как увлекательные игровые занятия. Кроме того, нарушения речи могут сопровождаться различными недостатками в развитии мелкой моторики, внимания, памяти, воображения, способности думать.

Логопедические занятия должны быть направлены на борьбу со всеми такими проблемами.

Делаем логопедические игры и пособия самостоятельно

Делая логопедические игры своими руками для дошкольников, нужно быть уверенным в том, что они являются красочными и увлекательными для малышей. Ребенку нравится играть, а логопед должен организовать это таким образом, чтобы происходила корректировка нарушений.

Логопед занимается с ребенком

Пособия для формирования предметной деятельности

Иногда нарушения речи связаны с недостаточным развитием мелкой моторики или интеллектуальной деятельности. Можно создать логопедические пособия своими руками для коррекции таких проблем.

Работаем над сенсорикой: игра «Замочки»

Важно! Игра «Замочки» поможет детям развить необходимые качества.

Перед началом надо приготовить несколько разноцветных замков-молний (не меньше 6 штук различного цвета). Их раскладывают горизонтально, один под другим, перед ребенком. Ребёнку даются задания различного рода:

  1. Найти замок определенного цвета.
  2. Закрыть или открыть тот, в названии которого есть определенная буква.
  3. Рассказать о своих действиях.
  4. Посчитать вслух замки определенного цвета.

При этом развиваются речевые навыки и мелкая моторика движений рук.

Игра «Посади бабочку на свою дорожку»

В этой игре из фетра определенных цветов сделаны полосы (дорожки). Их должно быть не менее шести штук. Плоские фигурки бабочек, сделанных из картона, нужно посадить на дорожку определенного цвета. При этом могут быть такие задания:

  1. Посадить определенное количество синих фигурок на соответствующую дорожку.
  2. Посчитать вслух количество бабочек, указывая их цвет.

При каждом действии ребёнок должен описывать то, что делает по заданию воспитателя.

«Звуковые полянки» для автоматизации звуков

Для этой игры на листе бумаги рисуют извилистую дорожку. В ее начале ставят собачку, в конце — будку. На дороге находятся косточки, которые надо собрать. Малыш ведет игрушку по дорожке, имитируя ее рычание.

Когда она находится в промежутках между косточками, ребенок произносит «р-р-р-р-р-р» длинно и с усилием. У косточки он отдыхает, издавая короткие и легкие звуки «р».

Таким образом происходит автоматизация произношения этого звука.

Собираем альбом из карточек на развитие мелкой моторики

Задания по развитию малышей существуют в большом количестве вариантов. Целесообразно собрать их в альбом, каждая страница которого представляет отдельное задание.

Логопедический коврик из квадратов

Если сделать коврик с квадратами и в каждом из них прикрепить мелкие предметы, то малышам можно давать различные задания, относящиеся к ним. Например, они могут выбрать предметы определенного цвета, считая и называя их.

Собираем картинки по темам для работы над звуками

Ребенок может описывать содержимое картинок, составлять относящиеся к ним предложения. Собрав тематическую коллекцию, он будет выполнять задания, связанные с отдельными картинками или их группами, описывая свои действия словами.

Самоделки для развития мелкой моторики из подручного материала

Изготавливая своими руками игры и задания для детей, можно помочь развитию их интеллекта и речевых навыков.

«Шнуровка»

Для такого рода игр можно распечатать изображения и наклеить на твердую бумагу. При этом некоторые детали, которые нужно добавить оформляются таким образом, чтобы в этом месте можно было продеть шнурки и получился завершенный сюжет. Например, можно изобразить тучку и подготовить дырочки так, чтобы шнурок имитировал капли дождя.

Логопедические бродилки

Для работы с детьми можно использовать компьютер. Для этого достаточно воспользоваться программой для составления презентаций (например, Microsoft PowerPoint). При этом на картинке, которую используют для создания фона, ставят несколько изображений предметов и присоединяют к ним звуки. На этой основе можно создавать различные логопедические игры. Вот некоторые из них:

  1. Ребенок прикасается к нескольким картинкам и громко произносит названия предметов. Он выбирает те, которые дают одинаковый звук. Например: «Одна елочка, две елочки.» Для изучения прилагательных можно произносить: «Одна зеленая елочка, две зеленых елочки».
  2. Предложить малышу выбрать три понравившихся предмета из предложенных и составить предложения с каждым из них. Например, если он выбрал рыбку, посуду и яблоко, он может сказать: «Рыбка плавает в аквариуме», «Петя съел яблоко» и «Папа купил посуду».
  3. Можно поиграть в игру «Жадина». Для этого ребенок выбирает несколько предметов (например, елка, пирожное)и говорит «Моя елка», «Мое пирожное». Можно предложить аналогичную игру «Не жадина». Выбрав картинки со шляпой и велосипедом, малыш говорит: «Я все отдал и у меня нет велосипеда, нет шляпы».

На базе одного или двух изображений с картинками можно придумать большое число такого типа логопедических игр.

К этой категории логопедических пособий, сделанных своими руками для дошкольников, относятся лабиринты. Их рисуют на листке бумаги. Для ребенка создается простой лабиринт, внутри которого расположено большое число предметов.

Ребенок бросает кубик и продвигается по направлению к цели, громко и четко проговаривая при этом названия предметов, через которые он проходит. Рисунки подбирают по такой схеме, чтобы игра помогала малышу освоить определенные звуки.

Обычно используют несколько вариантов таких лабиринтов.

Тактильный мешочек

Для этой дидактической игры необходимо пошить два вида мешочков:

  1. Непрозрачные — в них нельзя разглядеть, что находится внутри, но можно прощупать. Их делают квадратными со стороной не более 10 сантиметров.
  2. У прозрачных одна сторона сделана из пластика. Для этого можно использовать материал, из которого изготовлены прозрачные файлы. Другая сторона выполнена из ткани.

Мешочки наполняют различными видами наполнителей так, чтобы их на ощупь легко было различить. Они должны быть парными. Каждая разновидность должна быть в одном прозрачном и одном непрозрачном мешочках.

Вот примеры игр, которые могут проводиться с детьми:

  1. Сначала рассматривают содержимое одного из прозрачных мешочком. Его осматривают, ощупывают и описывают содержимое. Затем ищут такой же наполнитель в непрозрачном мешочке.
  2. На ощупь ищут нужный материал. Затем указывают на прозрачный мешочек с таким же наполнителем. Описывают то, что в них содержится. В результате надо выстроить два ряда. При этом должны быть расположены вместе мешочки с тем же содержимым.

Такие занятия развивают зрительные и тактильные анализаторы, учат детей правильно говорить.

Применяется еще один логопедической игры, сделанной своими руками, при котором в мешок кладут несколько предметов. Дети должны на ощупь определить то, что там находится, достать и описать словами.

Темы для занятий для логопеда

Занимаясь с детьми логопед может взять множество различных тем. помогая малышам развивать речевые навыки. Далее приводятся несколько наиболее популярных вариантов.

Темы занятий для подготовительной группы

В каждом занятии важно использовать физкультминутки и сделать его для детей увлекательной игрой.

  Этапы обучения правильному звукопроизношению дошкольников

Тема «Профессии»

Во время таких занятий рассматривают различные специальности, вовлекая детей в игры и разнообразную деятельность. Им загадывают загадки, связанные с деятельностью взрослых. С малышами проделывают упражнения, имитирующие движения работников.

Проводя по теме «Профессии» логопедическое занятие в подготовительной группе детей учат говорить о различных видах занятий взрослых.

С детьми произносятся различные звуки и слова, их учат делать мимические движения, выражающие определенные эмоции.

Тема «Зима»

Когда проводится логопедическое занятие на тему «Зима» предлагаются загадки на темы зимней погоды, событий, относящихся к этому периоду. С детьми проводят беседы, связанные с этим временем года. Малышам предлагают описать зимнюю погоду, употребляя для этого различные слова. Например, «Что делает мороз/Щиплет, кусает».

Тема «Транспорт»

С детьми рассматривают различные виды транспорта и дают задания, которые имеют отношение к ним. Например, малыши рассматривают карточки с изображениями и должны определить, какая лишняя (изображены: автомобиль, поезд, самолет и кастрюля). Дети должны объяснить свой выбор. Можно проделать упражнение «Пароход гудит», используемое в логопедии.

Обратите внимание! При этом дети на выдохе с закрытым ртом должны произносить долгий звук «ы-ы-ы».

Тема «Мебель»

Мальчикам и девочкам дошкольного возраста предлагают назвать предметы мебели, расположенные в комнате. Их спрашивают о том, из чего сделаны различные части стула, стола или шкафа. Может использоваться игра, когда называются качества мебели, а ребенок должен назвать противоположное свойство.

Тема «Комнатные растения»

Можно сыграть в игру «Чтобы». Детям говорят, как нужно ухаживать за растениями, а они должны добавить слово «чтобы» и сказать, почему именно это надо делать.

Игра «Два и пять» состоит в том, что о различных комнатных растениях нужно сказать предложение типа: «У меня два кактуса и пять кактусов».

Детям с ОНР предлагают произнести различные предложения , рассказав о том, что делает божья коровка. Например: «Божья коровка летает над цветком».

Организация логопедических игр в подготовительной группе

Для дошкольников могут проводиться более сложные и насыщенные логопедические мероприятия. Далее рассказано об одном из них.

План занятия «Логопедический КВН»

Конспект такого занятия включает следующие действия.

Детям предлагается соревнование двух команд в том, насколько они знают буквы и умеют произносить слова.

Сначала воспитатель разговаривает с ними, произнося стихотворные фразы. Он предлагает произнести сложные слова — дети делают это хором.

Затем все вместе произносят хором различные звуки (жа-жа-жа, ша-ша-ша).

Детям показывают слова, которые нужно прочитать. Каждая команда выполняет задание.

Малыши из подготовительной группы должны из предложенных слов отбросить буквы и получить новые слова. Далее дети решают другие языковые головоломки.

Обязательно проводится физкультминутка.

В конце занятия определяется победитель логопедического КВН в подготовительной группе. Воспитатель обязательно должен похвалить участников.

Логопедическое упражнение

Шаблон схемы для анализа логопедического занятия

Для проведения такого анализа рассматривают следующее:

  1. Задачи, цели проведенного занятия.
  2. Схема проведения: насколько хорошо она была продумана и реализована.
  3. Качество содержательной части урока.
  4. Оценка коррекционного воздействия на малышей.
  5. Изучение отношения детей к уроку.
  6. Насколько профессионально вел работу логопед.

В заключительной части анализа делаются выводы и вносятся предложения для совершенствования методики работы с детьми.

В развитии детей важное значение имеет сфера речевых навыков. Она связана с мелкой моторикой, мышлением, памятью и воображением. Коррекционные мероприятия надо начинать как можно раньше и проводить комплексно, стараясь сделать все возможное, чтобы малыш избавился от недостатков речи.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/logopediceskie-igry-svoimi-rukami-dla-doskolnikov

Многофункциональное логопедическое пособие своими руками

Для логопеда пособия своими руками

Структурное подразделение «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида»

Рузаевского муниципального района

«Домик с играми»

(многофункциональное логопедическое пособие своими руками)

Кулакова О. В.

Учитель-логопед

Рузаевка 2016г.

Актуальность.
         Владение грамотной речью и умение выразить свои мысли – это необходимые навыки для будущих школьников, основа их успешной учебы.         Важным моментом при подготовке к школе становится выбор методов обучения.

Самый эффективный метод – использование дидактической, обучающей игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности дошкольника.

         Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Необходимо, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали речевое оздоровление.

Работаю в детском саду учителем-логопедом с детьми с нарушениями речи. В своей работе использую разные игры и пособия, которые делаю сама.

Мне нравятся многофункциональные пособия, поэтому изготовила пособие, с помощью которого можно решать сразу несколько задач. Пособие «Домик с играми» мобильное и легкое в использовании.

Оно имеет привлекательный вид и вызывают интерес многократной игры с ним.

Описание: данное дидактическое пособие деревянное, выполнено в виде «домика». Стенки «домика» съемные, крепятся на липучке. К пособию прилагаются различные материалы, которые удобно размещаются внутри «домика».

Цель многофункционального дидактического пособия:

Всестороннее развитие речи детей дошкольного возраста.

Это пособие помогает решать множество задач: развивать умение классифицировать, находить лишнее, обогащать словарь, развивать речь, развивать логическое мышление, развивать внимание, память, автоматизировать звуки, проводить логопедическое обследование и т.д. Рассмотрим подробнее игры с этим пособием:

«Солнышко»

Цель: создание игровой мотивации при выполнении артикуляционных упражнений.

«Геометрические фигуры» Учить и знакомить ребенка с геометрическими фигурами не только важно, но и очень интересно! Необходимо проявить фантазию, придумать игры и задания для детей. Вот, например, «Сортер» – это одна из первых развивающих игрушек малыша, позволяющая узнать о свойствах разных фигур.

Его суть заключается том, что для определенного отверстия нужно подобрать игрушку соответствующей формы (шарик, кубик и другие).

Ребенок очень быстро начинает понимать, что к чему, такая игрушка не только учит ребенка быстро различать фигуры разной геометрической формы, но и тренирует мелкую моторику пальцев, а также развивает логическое мышление.

«Доска настроения»– оформляется в начале и в конце любого занятия. Здесь ребята отражают свое настроение в виде пиктограммы.

  • Цель: Учить распознавать и передавать эмоциональные проявления с помощью мимики.
  • Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции и чувства.
  • Воспитывать уважение друг к другу.

«Фланелеграф»

Какие игры можно придумать с фланелеграфом? Здесь простор фантазии неограничен. С фланелеграфом изучаем цвета, формы, размеры, цифры, учимся читать, группировать, сравнивать, устраиваем различные театры и многое другое.А самое главное:

  • Формирование способности детей к самообучаемости.
  • Развитие умений не только технически исполнить роль, но и передать свое отношение к ней.

Но самое любимое занятие детей – вешать и снимать картинки с фланелеграфа самостоятельно, по своему сценарию и делать это многократно.

«Теневой театр»– очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. Широко известны теневые представления, в которых с помощью ладоней изображаются различные животные и люди.

Этот прием можно смело использовать в театре теней. С помощью театра активно поддерживаем стремление детей к прекрасному.

Стараемся вовлечь детей в интересный и творческий процесс, где они раскрепощаются и раскрываются как маленькие артисты.

«Подбери по цвету»

Цель:

  • стимулировать и поддерживать желание самостоятельно приобретать знания в процессе доступных видов деятельности
  • развивать интерес к математической стороне.
  • способствовать проявлению и развитию специфических элементов математических способностей
  • вызвать интерес к школе, социальную готовность к ней
  • воспитывать желание познавать новое.

«Магнитная доска»

Цель: создание условий для ознакомления детей со свойствами магнита. Развитие творческой активности, воображения, познавательных способностей.

«Караоке»

На логопедических занятиях использую опыт и наработки музыкального руководителя. После артикуляционной гимнастики провожу музыкальную разминку, чтобы повторить правильное произношение автоматизируемого звука, и подготовить детей к более сложному речевому материалу.

Использую для этого картинки с изображением музыкальных инструментов или сами инструменты (как настоящие, так и муляжи). Дети пропевают слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных, прямые, обратные) на простую мелодию, изображая игру на этих инструментах.

Если на занятии используются настоящие инструменты – поем и играем. Во время такой разминки дети поют тихо и громко, медленно и быстро, плавно и отрывисто, хором и индивидуально, «оркестром» (поют все, но каждый пропевает свой слог).

Задания зависят от индивидуальных особенностей ребенка. Инструменты и речевой материал меняется.

«Паутинка»

С помощью резинки ребята создают различные виды, формы паутинок.

Цель данной игры: развитие воображения, приобретение навыков самостоятельности игровой самостоятельной игровой деятельности и общения.

«Время»

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Цель: Развитие временных представлений у дошкольников старшей группе.

«Волшебная муфточка»

С помощью этой игры ребята могутпоприветствовать друг друга, просовывая руки в отверстия с обеих сторон и находя другую руку, пожать ее. Также можно поиграть в игру «Чудесный мешочек».

«Геоконт»

«Геоконт» – это оригинальная игра, направленная на логико-математическое развитие дошкольников, знакомство их с предметным миром, формирование навыков конструирования и решения творческих задач

Цель:

  • освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;
  • развивать умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры, ориентироваться в пространстве; различение цветов радуги;
  • развивать умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу; внимание, память, элементы логического мышления; воображение, творческие способности; пальцевую и кистевую моторику рук.
  • формируем способность детей к самообучаемости, также интерес к школе, социальную готовность к ней
  • развиваем умение не только технически исполнить роль уже ученика, школьника, но и передать свое к ней отношение;
  • способствовать развитию воображения, творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой деятельности и художественной с элементами творчества, радости, от реализации своих замыслов и желаний.

Как играть.

Игра размещается на доске. Ребенок натягивает резинки на гвоздики и создает предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы по образцу, словесному алгоритму и собственному замыслу.

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Универсальность по отношению к образовательным программам.

«Мы художники, творцы!»

Цель:

  • стимулировать и поддерживать желание самостоятельно приобретать знания в процессе доступных видов деятельности
  • развивать интерес к изобразительной деятельности, в том числе и совместной, поддерживать заинтересованность конкретными её видами
  • развивать изобразительные способности и одарённость детей
  • содействовать обогащению изобразительного опыта детей в создании художественного образа на доступном им уровне
  • развивать творческую активность, воображение, познавательные способности средствами изобразительного искусства
  • вызвать интерес к школе, социальную готовность к ней
  • воспитывать желание фантазировать и рисовать придуманное на листе бумаги

«Мои пальчики – мои помощники»

  • Шнуровка «Гвоздик»
  • «Лабиринт»
  • Тактильная доска «Добрые ладошки»
  • «Разноцветные пробочки»

Цель:

  • развивают фантазию ребёнка,
  • внимание, мелкую моторику рук и координацию движений,
  • развивают интерес детей к сотрудничеству, навыки речевого и деятельного общения со взрослыми и сверстниками, обогащать опыт «игрового общения»
  • способствуют развитию воображения, творческих проявлений детей, интереса к участию в игровой деятельности и художественной с элементами творчества, радости, от реализации своих замыслов и желаний.
  • формируют способность детей к самообучаемости.
  • развивают умение не только технически исполнить роль, но и передать свое к ней отношение;
  • воспитывают желание помогать, сопереживать персонажу и проявлять заботу о них и других. Воспитывать доброжелательное отношение детей к окружающему, эмоциональную отзывчивость на состояние других людей, добрые чувства.

Идеи многофункционального пособия небезграничны. Содержимое игр может быть разнообразным (всё будет зависеть от педагога, его воображения и задач, решаемых в играх). Это могут быть игры для развития: мелкой моторики, логического мышления, связной речи, а также игры для автоматизации и дифференциации различных звуков.

Источник: https://infourok.ru/mnogofunkcionalnoe-logopedicheskoe-posobie-svoimi-rukami-domik-s-igrami-1695478.html

Как учителю-дефектологу подготовить логопедические игры и пособия самостоятельно

Для логопеда пособия своими руками

Творчество в работе учителя-дефектолога – неотъемлемый фактор успешности коррекционной работы.

Наверное, в любой профессии желателен творческий подход к работе, а в работе учителя-дефектолога он просто необходим. Дети, с которыми работает учитель-дефектолог пункта коррекционно-педагогической помощи учреждения дошкольного образования, в силу возраста не понимают, зачем логопед берет их на занятия.

К тому же, кроме речевого нарушения, они могут иметь особенности внимания, памяти, мышления, у детей может быть недостаточно развита мелкая моторика. Так же, как и все дети, они могут быть активными, неусидчивыми или пассивными, рассеянными. И педагог должен найти подход к каждому, ведь от этого зависит результат его коррекционной работы.

Особое внимание учитель-дефектолог должен уделить наглядности и играм.

Дидактический материал, который использует в работе учитель-дефектолог (игры, упражнения), должен быть красочным и интересным ребенку.

Ребенок-дошкольник хочет играть – пусть он играет, а педагог должен построить свою работу так, чтобы в игре выполнялась основная задача – коррекция имеющегося нарушения.

У каждого учителя-дефектолога имеется в арсенале свой набор игр и упражнений – компьютерных или бумажных, приобретенных или изготовленных своими руками. Игр – огромное множество.

Но сколько бы ни было издано пособий и дидактических игр, у каждого дефектолога в арсенале будет что-то свое, сделанное своими руками, какая-нибудь оригинальная игра, непохожая на другие игры. А если еще он владеет компьютером, возможности которого просто безграничны, то тут большой простор для фантазии.

Предлагаю несколько образцов простых игр, изготовленных с помощью компьютера, которые можно использовать в работе с детьми с нарушениями речи для автоматизации и дифференциации звуков, развития звуко-буквенного анализа, фонематического слуха, коррекции лексико-грамматической стороны речи, умения составлять простые и сложносочиненные (сложноподчиненные) предложения.

Игры я составляю в программе для составления презентаций Power Point: вставляю выбранную картинку-фон (дорожку, улитку, змейку, гусеницу, таблицу и т.п.) и накладываю на нее картинки с нужным звуком. Фон картинок лучше сделать прозрачным.

Это можно сделать в программе Adobe Photoshop, Point.net или какой-то другой программе – той, которой владеет педагог. Далее, при желании, можно сделать фон пособия.

Сюжет логопедической игры – дело фантазии логопеда.

Логопедические бродилки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-бродилку, наложить на нее картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая закрепляемый или дифференцируемые звуки.

Варианты игры (этой и последующих):

1. Предложить ребенку найти на картинке еще предметы с заданным звуком и посчитать их: одна елка, две елки, три елки, четыре елки пять елок.

В этом случае ребенок учится согласовывать числительные с существительными. Для упражнения в согласовании прилагательных с существительными добавляем признак – зеленая елка.

Ребенку нужно будет проговорить: одна зеленая елка, две зеленые елки, … пять зеленых елок.

2. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок (например, велосипед, рыбка) и составить с ними предложения («Мама купила велосипед», «Рыбка плавает в реке»).

3. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Жадина»: «Мой велосипед, моя свинка, моя шляпа» и т.д. Или игра «Не жадина»: «Я все отдал тебе, и теперь у меня нет велосипеда, нет свинки, нет шляпы». Так мы упражняем ребенка в правильном употреблении падежных окончаний существительных.

4. Предложить ребенку выбрать пять понравившихся картинок и поиграть в игру «Один-много»: елка – елки, свинка – свинки, велосипед – велосипеды.

На базе одной картинки из предложенных игр можно реализовать множество вариантов игр, реализуя главную цель – коррекция нарушений речи.

Логопедические лабиринты

Изготовление пособия.

Выбрать картинку-лабиринт, вставить в слайд презентации, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок называет картинки лабиринта, четко проговаривая звуки.

В эту игру может играть ребенок с логопедом, а можно организовать ее с подгруппой детей, у которых автоматизируется один и тот же звук. В таком случае потребуется кубик и фишки. Игроки бросают кубик.

Сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко проговаривая слова с закрепляемым звуком (или с дифференцируемыми звуками).  В этой игре есть опасность зайти в тупик, поэтому ребенку нужно быть внимательным и следить, чтобы этого не произошло.

Кроме автоматизации звуков, в этой игре развивается еще и зрительное внимание, а отвечая на вопрос-название игры, ребенок учится составлять предложения с предлогами.

Кроме закрепления звуков, в играх этой серии и в играх, представленных ниже, также можно предложить те же варианты задания для коррекции лексико-грамматической стороны речи, что и в играх-бродилках.

Логопедические гусеницы

Изготовление пособия. Выбрать картинку-гусеницу, вставить ее в слайд, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок продвигает фишку по гусенице, четко проговаривая звуки.

На данном материале, кроме закрепления звуков, также можно отработать согласование числительных и прилагательных с существительными, единственное и множественное число существительных, умение составлять предложения.

Логопедические дорожки

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать «Фигуры», вставить подходящую фигуру, размножить ее и сделать из нее дорожку. Затем наложить на дорожку картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Ребенок «идет» пальчиками по дорожке, четко проговаривая звук. Далее ребенок, отвечая на вопрос (например «Кого зовет коза?»), составляет простое предложение («Коза зовет козленка»).

На материале игр данной серии также можно отработать согласование слов в предложении, подбор признаков к предмету, единственное и множественное число существительных и т.д.

Логопедические собиралки

Изготовление пособия. В файл вставить картинку (например, гриб, клубнички), размножить ее и сделать из нее дорожку (можно взять картинки разных грибов), затем наложить на них картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон. Потребуется кубик и фишки.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, на столько картинок нужно продвинуть фишку, четко произнося название картинок.

Логопедические змейки

Изготовление пособия. Выбрать картинку-змейку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Для игры потребуется кубик и фишки. Играть может ребенок с логопедом, а можно организовать игру с подгруппой детей, с которыми осуществляется закрепление произношения одного и того же звука.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек на кубике, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком.

И здесь также можно выбрать три-пять картинок, составить с ними предложения, посчитать их, согласуя числительные с существительными.

Затем можно закрыть или убрать картинки и дать ребенку задание: «Вспомни, какие картинки были на этой змейке» (развитие зрительной памяти).

Логопедическое домино

Изготовление пособия. В функции «Вставка» выбрать таблицу, вставить в слайд, залить таблицу понравившимся цветом, наложить картинки с нужным звуком.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков.

Картинный материал разрезать по горизонтали, затем по вертикали между одинаковыми картинками (можно заламинировать) и играть как в обычное домино. Разница лишь в том, что вместо точек на домино картинки, и нужно их назвать, согласуя числительное с существительным.

Логопедические улитки

Это довольно известная игра, но здесь я добавила фон, где дополнительно вставила картинки (по пять картинок) на заданный звук. Их можно использовать для упражнения в согласовании числительных с существительными или для составления предложений.

Изготовление пособия. Выбрать картинку-улитку, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие мелкой моторики.

Для игры потребуется кубик и фишки. Играть может ребенок с логопедом, а можно организовать игру с подгруппой детей, с которыми осуществляется закрепление произношения одного и того же звука.

Ход игры.

Игроки по очереди бросают кубик – сколько выпало точек, столько игрок может сделать ходов, четко называя слова с закрепляемым звуком.

Цель игры для ребенка – добраться до приза (это может быть фишка, картинка, наклейка или какой-то другой приз), а для логопеда – закрепить у ребенка поставленный звук.

Варианты использования игры данной серии могут быть такие же, как и в играх других серий, а могут быть и свои – тут дело фантазии педагога.

8   2   3441

Изготовление пособия. Выбрать картинку клоуна с гармошкой, на гармошку наложить картинки с нужным звуком.

Цель игры: развитие фонематического анализа и синтеза, упражнение в составлении простых предложений.

Задание: назвать картинки на гармошке, и по первым звукам в словах составить слово (фонематический синтез). Отвечая на вопрос (например «О чем поет клоун?»), ребенок составляет простое предложение («Клоун поет о луне»). Можно попросить назвать поочередно звуки в слове (развитие фонематического анализа), отхлопать слово (отработка слоговой структуры слова).

«Кто машинист поезда?»

Изготовление пособия. Выбрать картинку поезда с вагонами, наложить картинки с нужным звуком, при необходимости оформить фон.

Цель игры: автоматизация звуков, развитие фонематического анализа и синтеза, упражнение в составлении сложносочиненных предложений.

Закрываем картинку-отгадку. Задание: назвать картинки на вагончике и по первым звукам слов составить новое слово (фонематический синтез). Отвечая на вопрос: «Кто машинист поезда?», «Кто едет в первом вагоне, а кто – во втором?», ребенок составляет предложения: «Машинист поезда – тигр. В первом вагоне едет рак, а во втором вагоне – краб».

Можно попросить назвать поочередно звуки в слове (развитие фонематического анализа), отхлопать слово (отработка слоговой структуры слова).

«Составь слово»

Изготовление пособия. Выбрать таблицу с нужным количеством строк и столбцов, вставить картинки с нужным звуком, при необходимости залить цветом.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, развитие звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие фонематического слуха.

Оборудование: картинки с изображением пяти предметов в каждом ряду: четыре для составления слова и картинка-ответ на автоматизируемый звук (картинка-ответ изначально закрыта). Ребенку нужно назвать картинки, определить первый звук в слове и по первым звукам слов составить новое слово. Для проверки – открыть слово-ответ.

Логопедическое лото «Большой – маленький» (или «Скажи ласково»)

Изготовление пособия. Выбрать таблицу с нужным количеством строк и столбцов, вставить в слайд презентации, залить понравившимся цветом, вставить картинки с нужным звуком.

Цель игры: автоматизация (дифференциация) звуков, упражнение в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинка (игровое поле) с изображением предметов на определенный звук и карточки с изображением тех же предметов, но маленьких по размеру. Ребенок называет по порядку предмет на большой карточке (например, лодка, волк, яблоко), находит такой же, но маленький и называет его ласково (лодочка, волчок, яблочко).

Логопедические филворды

Эта игра посложнее. Ребенку предлагается карточка, где изображенные предметы с закрепляемым звуком расположены между картинками, в названии которых этого звука нет. Можно использовать фишку, с помощью которой ребенок будет продвигаться по картинкам к цели.

Ход игры.

Ребенку нужно двигаться только по предметам с автоматизируемым звуком, передвигая фишку. В конце ребенок должен ответить на вопрос, а фактически – составить предложение.

Как видите, с помощью компьютера можно составить великое множество игр. Главное – реализовать задачи коррекционного занятия. Кроме того, пособие должно быть красочным, привлекать интерес ребенка, по возможности иметь соревновательный характер.

В игре ребенок должен иметь цель и чаще выходить победителем, тогда игра будет ему интересна, и ребенок в состоянии азарта будет закреплять звукопроизношение незаметно для себя.

Л.Н. Козловская

Страницы: 1 2

Источник: https://vscolu.ru/logoped/prostye-logopedicheskie-igry-i-posobiya-svoimi-rukami.html

Эгида Права
Добавить комментарий