Инвалид 1 группы льготы беларусь

Льготы для инвалидов I и II группы

Инвалид 1 группы льготы беларусь

Предоставление государственных льгот, прав и гарантий инвалидам I и II группы определено Законом Республики Беларусь от 14.06.2007 № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (далее – Закон).

В соответствии с Законом для инвалидов I и II группы кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, предусмотрены следующие льготы:

право на 90-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, а с хирургическими заболеваниями – также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения), в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь;

право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства и право на бесплатное обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.12.2007 № 1722 «О государственном реестре (перечне) технических средств социальной реабилитации и порядке обеспечения ими отдельных категорий граждан», в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь,

право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) имеют неработающие инвалиды I и II группы;

лица, сопровождающие инвалидов I группы  в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения;

право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства, а проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в пределах границ района по месту жительства, а также лицо, сопровождающее инвалида 1 группы;

право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, а также лицо, сопровождающее инвалида 1 группы;

право на 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание лифта и коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, обращение с твердыми коммунальными отходами, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок) по установленным в соответствии с законодательством субсидируемым государством тарифам (ценам) для населения в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления – за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению, имеют инвалиды I и II группы, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста.

Источник: http://zav.minsk.gov.by/sotsialnaja-sfera-rajona/sotsialnaja-zaschita-naselenija/upravlenie-sotsialnoj-zaschity/lgoty-dlya-invalidov-i-i-ii-gruppy

Основные льготы и гарантии инвалидам i и ii групп

Инвалид 1 группы льготы беларусь

В соответствии со ст.

6 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» реализация права на социальные льготы осуществляется по предъявлении удостоверений (свидетельств) единого образца, установленного для каждой категории Правительством Республики Беларусь, а в отношении граждан, имевших право на льготы до 1 января 1992 года, — Правительством СССР. При отсутствии или недостаточности сведений, содержащихся в удостоверениях (свидетельствах), реализация права на социальные льготы осуществляется на основании дополнительных документов, перечень и порядок представления которых определяются Правительством Республики Беларусь.

В соответствии со ст.

6 Закона Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» реализация права на социальные льготы осуществляется по предъявлении удостоверений (свидетельств) единого образца, установленного для каждой категории Правительством Республики Беларусь, а в отношении граждан, имевших право на льготы до 1 января 1992 года, — Правительством СССР. При отсутствии или недостаточности сведений, содержащихся в удостоверениях (свидетельствах), реализация права на социальные льготы осуществляется на основании дополнительных документов, перечень и порядок представления которых определяются Правительством Республики Беларусь.

Инвалидам I и II групп, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, в качестве мер государственной социальной поддержки установлены следующие льготы.

Льготы по лекарственному обеспечению:

право на 90-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, а с хирургическими заболеваниями – также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения) в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

Льготы по обеспечению техническими средствами социальной реабилитации:

право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства, а также право на обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.

Льготы по санаторно-курортному лечению и оздоровлению:

право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) имеют неработающие инвалиды I и II групп.

Лица, сопровождающие инвалидов I группы в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.

Инвалиды I и II групп обеспечиваются санаторно-курортным лечением или оздоровлением не более одного раза в два года.

Льготы по проезду:

право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте и в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства, а проживающие на территории сельсоветов, поселков городского типа и городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, — также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в пределах границ района по месту жительства. Данная льгота предоставляется лицу, сопровождающему инвалида I группы; право на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси. Данная льгота предоставляется лицу, сопровождающему инвалида I группы.

Льготы по оплате за техническое обслуживание, пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги, за оконечные абонентские устройства сети проводного вещания, а также в сфере жилищных отношений:

инвалиды I и II групп, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II групп и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, имеют право на 50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50-процентную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов) по установленным законодательством тарифам в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления — за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, сверх минимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования предоставляется дополнительная площадь в виде комнаты или в размере пятнадцати квадратных метров общей площади. Перечень заболеваний, дающих право на получение дополнительной площади, определяется Министерством здравоохранения;

инвалидам по их просьбе предоставляются жилые помещения на нижних этажах или в домах, имеющих лифты; право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий: неработающие одинокие инвалиды I и II групп; инвалиды I и II групп (за исключением одиноких инвалидов), у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих месяцу постановки на учет (и на день предоставления жилого помещения социального пользования), и которые располагают заявленным имуществом, общая стоимость которого не превышает размера стоимости квартиры типовых потребительских качеств исходя из максимальной нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования на одного члена семьи; внеочередное право на получение льготных кредитов имеют граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II групп; — право на совместное использование льготного кредита и одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений имеют граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II групп; — одноразовые субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений предоставляются вне очереди гражданам, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалидам с детства I и II групп.

Льготы в сфере трудового законодательства:

предварительное испытание при заключении трудового договора для инвалидов не устанавливается; при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией и в других случаях, предусмотренных законодательством.

При равной производительности труда и квалификации преимущественное право на оставление на работе отдается инвалидам; продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать для инвалидов I и II групп — семь часов (35 часов в неделю).

При этом оплата их труда производится в таком же размере, как оплата труда работников соответствующих профессий и должностей при полной норме продолжительности рабочего времени; замена денежной компенсацией отпусков, предоставляемых авансом, работникам, признанным инвалидами, не допускается; отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, расторжение трудового договора по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускаются, за исключением случаев, когда выполнение трудовых обязанностей противопоказано индивидуальной программой реабилитации инвалида; привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в ночное время, в государственные праздники и праздничные дни, работе в выходные дни допускается только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена им индивидуальными программами реабилитации инвалидов; направление инвалидов в служебную командировку допускается только с их согласия; наниматель вправе уменьшать инвалидам нормы выработки в зависимости от состояния их здоровья;  наниматель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю инвалидам в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов. Условие о работе с неполным рабочим временем включается в трудовой договор при приеме работника на работу. Переход на неполное рабочее время в период трудовой деятельности оформляется приказом (распоряжением); продолжительность основного отпуска для работников, признанных инвалидами, составляет 30 календарных дней, независимо от установленной группы инвалидности.

Льготы по налогам:

при исчислении подоходного налога для физических лиц — инвалидов I и II групп независимо от причин инвалидности, инвалидов с детства, детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет предоставляется стандартный налоговый вычет; освобождаются от налога на недвижимость капитальные строения (здания и сооружения), а также машино-места, принадлежащие физическим лицам, являющимся инвалидами I и II групп, и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц. Здания и сооружения (за исключением жилых домов), принадлежащие инвалидам I и II групп и другим нетрудоспособным физическим лицам и расположенные не по месту их жительства, освобождаются от налога на недвижимость независимо от регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц; освобождаются от земельного налога земельные участки, предоставленные физическим лицам, являющимся инвалидами I и II групп, при отсутствии регистрации по месту их жительства трудоспособных лиц; за выдачу паспорта гражданина Республики Беларусь для постоянного проживания за пределами Республики Беларусь инвалидам применяются ставки государственной пошлины в размере 50 процентов от установленной ставки; при обращении инвалидов за совершением нотариальных действий применяются ставки государственной пошлины в размере 50 процентов от установленной ставки если:

нотариальный документ удостоверяется от имени инвалида, лица, признанного в установленном порядке недееспособным, или выдается на имя инвалида; на документе свидетельствуется подлинность подписи инвалида, законного представителя лица, признанного в установленном порядке недееспособным, действующего от его имени и в его интересах; свидетельствуется верность копии (выписки) документа, выданного на имя инвалида, лица, признанного в установленном порядке недееспособным; освобождаются от государственной пошлины за регистрацию по месту жительства и (или) месту пребывания инвалиды, проживающие в государственных стационарных организациях социального обслуживания, — за регистрацию по месту жительства или месту пребывания;

ставки единого налога снижаются для плательщиков-инвалидов (индивидуальных предпринимателей) — на 20 процентов начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, на основании удостоверения инвалида или пенсионного удостоверения, содержащего данные о назначении его владельцу соответствующей группы инвалидности и сроке, на который она установлена.

Льготы в области земельного законодательства:

инвалидам I и II групп, инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата земельные участки для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей на придомовой территории могут предоставляться во временное пользование городскими, районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами; право на служебный земельный надел, предоставленный до вступления в силу Кодекса о земле (вступил в силу с 01.01.2009), сохраняется пожизненно за работником, вышедшим на пенсию по инвалидности, если иное не установлено законодательными актами.

А.Е. ЛОМОНОСОВА, юрисконсульт ГУ «СТЦСОН».

Источник: http://kraism.by/ofitsialno/12605-osnovnye-lgoty-i-garantii-invalidam-i-i-ii-grupp.html

В беларуси инвалидность будут определять в процентах

Инвалид 1 группы льготы беларусь

Министерство труда и соцзащиты изучит возможность внедрения персонального бюджета соцуслуг для людей с инвалидностью, а совместно с Минздравом — возможность введения процентной системы определения инвалидности в соответствии с международной классификацией. Что это значит для людей с инвалидностью?

«Будет изучаться возможность внедрения процентной системы определения инвалидности в соответствии с международной классификацией», — сообщила на днях министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.

Такая система, по ее словам, позволит более индивидуально подойти к каждому инвалиду с точки зрения предоставления социальных услуг и трудоустройства.

Белорусская система определения инвалидности слишком формализована

Правозащитники уже давно ждали качественных изменений в оценке степени утраты здоровья, отметил в комментарии для Naviny.by заместитель председателя Белорусского общества инвалидов, руководитель Офиса по правам людей с инвалидностью Сергей Дроздовский.

«Более 15 лет организации, которые защищают права людей с инвалидностью, продвигают систему, основанную на процентной оценке степени инвалидности. В 2000 году ВОЗ ввела международную классификацию, которая в Беларуси используется частично.

Мы настаиваем на том, чтобы система использовалась более широко, потому что классификатор описывает все возможные известные нарушения, барьеры и формы участия человека с инвалидностью в каждой из сфер жизнедеятельности — рабочей, образовании, спорте, культуре», — сказал правозащитник.

Он отметил, что существующее теперь деление инвалидности на три группы имеет ряд недостатков, которые касаются, прежде всего, качества социальной защиты.

Действительно, два человека, имеющие одинаковую группу инвалидности, могут находиться в совершенно разных состояниях. Например, активный колясочник, которым, к слову, является и Сергей Дроздовский, и парализованный человек после инсульта. В обоих случая это первая группа инвалидности, но услуги этим людям нужны совершенно разные.

Так, в Беларуси инвалиды первой группы имеют право на бесплатный проезд в общественном транспорте, однако редко кто из них этим правом пользуется. При этом инвалиды третьей группы, которые как раз чаще всего ездят на общественном транспорте, такой льготы не имеют.

Или другой пример. Государство компенсирует расходы на одноразовые подгузники только инвалидам первой группы, однако в них нуждается много инвалидов, которые имеют другую группу, или даже те, у кого по различным причинам группа не установлена.

У кого-то почти половина пенсии уходит на подгузники, а другие, кому подгузники положены бесплатно, не хочет ими пользоваться. Многим мужчинам больше подходят наружные катетеры. Стоимость подгузников сопоставима с ценой катетеров, то есть для государства расходы не увеличатся, а инвалиду было бы комфортнее. Однако законом предусмотрены только бесплатные подгузники.

«Конечно, обосновано, что люди, имеющие более тяжелую первую группу инвалидности, имеют больше помощи со стороны государства. Однако наша система льгот слишком формализована, ориентируется на групповой подход», — отметил Дроздовский.

Таким образом, более точное определение группы инвалидности необходимо и для более точного определения потребностей людей с инвалидностью: «Выражение в процентах вполне приемлемо. И многие страны перешли к этой системе от трехгрупповой формы определения инвалидности».

Инвалидность — это обязанность?!

В Беларуси для определения степени инвалидности в настоящее время оцениваются восемь показателей ограничения жизнедеятельности, в том числе ограничения в передвижении, ориентации, способности общаться и так далее. По каждому из них комиссии оценивают потери в процентах, потом они складываются и интегрируются по группам.

По мнению Сергея Дроздовского, определение степени инвалидности в процентах «не является для нас какой-то революцией».

«Сложности будут, но катастрофы для нашей экспертизы не случится. Другое дело, что формально переписать группы инвалидности в проценты нет смысла.

Необходимо уточнить потребности каждого человека персонально и выстроить систему социальной защиты, опеки, необходимых услуг адекватно потребностям.

Если не наделить человека самостоятельностью в определении потребностей через выбор имеющихся услуг, способов реабилитации и так далее, это будет косметическая реформа», — подчеркнул руководитель Офиса по правам людей с инвалидностью.

Сергей Дроздовский отметил, что сталкивается с патерналистским отношением в системе здравоохранения к людям с инвалидностью: «У меня был разговор с представителем ведомства, в ходе которого я отметил, что человек может отказаться от любой формы рекомендаций со стороны МРЭК или других органов и, в конечном счете, от инвалидности. В ответ услышал, что такого права я не имею. Получается, инвалидность — это не мое право на социальную защиту, а повинность и обязанность».

А не станет ли после реформы хуже?

Для многих наличие группы инвалидности является принципиальным моментом, потому что статус инвалида дает возможность приобретать лекарства по льготным ценам. Особенно это значимо, если речь идет о медикаментах, которые являются жизненно необходимыми и принимаются постоянно.

При этом правозащитники сталкиваются с тем, что людям снижают группу инвалидности по субъективным обстоятельствам: «Например, люди обращаются за рекомендацией по трудоустройству, а им отвечают, что ее дадут взамен изменения второй группы инвалидности на третью».

«Но решения должны проводиться в пользу человека с инвалидностью, — сказал Сергей Дроздовский. — Самое главное опасение с нашей стороны, чтобы идея провести реформу определения инвалидности не привела к откату — потере степени защищенности нуждающихся в ней людей».

Чтобы минимизировать такую опасность, властям необходимо наладить диалог с общественными организациями, которые занимаются адвокатированием людей с инвалидностью, считает Сергей Дроздовский. Он отметил, что нередко решения, касающиеся людей с инвалидностью, принимаются без участия самих людей с инвалидностью.

«Пока мы не видели ни одного проекта, который бы определил, что за реформа будет в определении инвалидности. В любом случае, мы хотели бы стать участниками обсуждения еще до того, как изменения будут утверждены», — подытожил Сергей Дроздовский.

Источник: https://naviny.by/article/20180110/1515563542-v-belarusi-invalidnost-budut-opredelyat-v-procentah

Министерство труда и социальной защитыРеспублики Беларусь

Инвалид 1 группы льготы беларусь

Вопрос: Кто имеет право на пособие в связи с осуществлением постоянного ухода за инвалидом 1 группы?

Ответ: В соответствии с законодательством право на пособие по уходу за инвалидом 1 группы имеют трудоспособные неработающие, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в учебных заведениях дневной формы получения образования лица, не получающие пенсию, пособие по безработице, ежемесячную страховую выплату, ежемесячное денежное содержание, осуществляющие постоянный уход за инвалидом 1 группы. Размер пособия составляет 100 процентов (при осуществлении ухода за двумя или более нетрудоспособными гражданами – 120 процентов) наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала.

Пособие назначается районным (городским) управлением (отделом) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства нетрудоспособного гражданина в рамках осуществления административной процедуры. Лицу, осуществляющему уход, необходимо представить в указанный орган соответствующее заявление, документ, удостоверяющий личность, и трудовую книжку.

Вопрос: Почему пенсионер не имеет права на получение пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном уходе?

Круг лиц, имеющих право на пособие по уходу, определен с учетом требований обеспечения постоянного (ежедневного) ухода и возможности осуществления такого ухода должным образом трудоспособным лицом.

Также право на пособие по уходу увязано сотсутствием источника средств существования в связи с вынужденным оставлением рынка труда для осуществления постоянного ухода за нетрудоспособным лицом.

Пенсионеру же государство предоставляет такие средства в виде пенсии.

Вопрос: Является ли получатель пособия по уходу работником и какие записи вносятся в его трудовую книжку?

Ответ: Получатель пособия по уходу не является работником, на него не распространяется законодательство о труде и государственном социальном страховании. Пособие по уходу – мера государственной социальной поддержки, а не заработная плата.

В трудовую книжку лиц, получающих пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, вносятся записи о назначении пособия по уходу и о прекращении выплаты пособия (а не о приеме на работу и увольнении).

Вопрос: Может ли назначаться пособие по уходу индивидуальному предпринимателю, подавшему заявление о прекращении предпринимательской деятельности, но не исключенному из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – регистр)?

Ответ: Пособие по уходу назначается гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

Деятельность индивидуального предпринимателя считается прекращенной с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в регистр.

Пособие по уходу лицу, сохраняющему статус индивидуального предпринимателя в связи с незавершенной процедурой прекращения деятельности (независимо от факта неосуществления предпринимательской деятельности), не назначается.

Вопрос: При каких обстоятельствах прекращается выплата пособия по уходу и известно ли об этом получателю пособия? Правомерно ли взыскание суммы пособия в судебном порядке?

Ответ: Обстоятельства, влекущие прекращение выплаты пособия по уходу, перечислены в пункте 15 Положения.

К ним, в частности, относятся: неосуществление постоянного ухода (независимо от причины); поступление лица, осуществляющего уход, на работу, регистрация его в качестве индивидуального предпринимателя, поступление на обучение в учреждение образования в дневной форме получения образования; постановка лица, осуществляющего уход, на психиатрический и (или) наркологический учет; назначение лицу, осуществляющему уход, пенсии (независимо от ее вида), пособия по безработице, других определенных законодательством выплат; помещение в государственную стационарную организацию социального обслуживания, в больницу сестринского ухода либо его зачисление в другую организацию на государственное обеспечение, социальное обслуживание.

При наступлении таких обстоятельств получатель пособия обязан сообщить в течение пяти дней в орган, выплачивающий пособие. Об этой обязанности, а также о наступлении ответственности в случае несообщения, установленной законодательством в виде взыскания излишне выплаченных сумм пособия в судебном порядке, гражданин предупреждается (под подпись) при подаче заявления о назначении пособия.

Вопрос: Может ли получать пособие по уходу лицо, обучающееся в учреждении образования в дневной форме получения образования, которому предоставлен индивидуальный график посещения занятий/ академический отпуск?

Ответ: В круг лиц, которым может назначаться пособие по уходу, не входят лица, обучающиеся в учреждениях образования в дневной форме получения образования. Законодательство о пособии не содержит исключений в отношении обучающихся с индивидуальным графиком посещения занятий.

С учетом положений Кодекса Республики Беларусь об образовании в период нахождения в академическом отпуске (независимо от причины его предоставления) статус обучающегося сохраняется и образовательные отношения не прекращаются. Поэтому лицу, являющемуся обучающимся, в период нахождения в академическом отпуске пособие по уходу не назначается и не выплачивается.

Источник: http://mintrud.gov.by/ru/new_url_1674124653

Какие новшества содержит проект закона о правах инвалидов

Инвалид 1 группы льготы беларусь

Беларусь в 2015 году присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, взяв на себя обязательства создавать равные условия для людей с ограниченными возможностями. В республике ведется планомерная работа по воплощению положений документа в жизнь.

Одно из ключевых направлений – совершенствование законодательной базы. Ожидается, что уже в апреле на рассмотрение в Парламент поступит проекта Закона «О правах инвалидов и их социальной интеграции».

Какие новации в нем будут закреплены, рассказали разработчики нормативного правового акта на заседании круглого стола в республиканском общественном объединении «Белая Русь».

Как отметил заместитель Министра труда и социальной защиты Александр Румак, к подготовке документа кроме специалистов органов госуправления подключились представители объединений инвалидов.

Он заменит два существующих закона – «О социальной защите инвалидов в Беларуси» и «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов».

Помимо действующих норм он будет включать нововведения, направленные в большей степени на создание условий полного и независимого вовлечения людей с инвалидностью в жизнь общества. «Наша цель – убрать барьеры для всех социально уязвимых категорий граждан», – подчеркнул Александр Румак.

Право на труд

Особое внимание в документе уделено вопросам трудоустройства. Не секрет, что люди с инвалидностью могут столкнуться с дискриминацией при приеме на работу. Из 568,5 тыс. инвалидов, которые проживают в Беларуси, около 200 тыс. человек находятся в трудоспособном возрасте.

Чуть более половины из них по состоянию здоровья могут трудиться, но реально работает только около 60 % от этого количества. Чтобы человек мог себя реализовать, в новом законе предусматриваются определенные механизмы «понуждения» организаций отказаться от барьеров. В их числе – квотирование рабочих мест.

То есть предприятию, исходя из численности работников, будет доводиться квота на трудоустройство инвалидов.

«Во многих европейских странах все большее распространение получает практика, когда человек с ограниченными возможностями включается в обычные трудовые коллективы. Это способствует в том числе преломлению мнения в обществе по отношению к таким гражданам», – считает Александр Румак.

Инвалидность – не приговор

Второй важный момент, который нашел отражение в законе, заключается в помощи человеку, получившему инвалидность, выстроить жизненный путь.

«Кто-то, конечно, нуждается в социальных услугах, но есть и те, кто способен дальше продолжать вести активную деятельность.

И мы заложили определенные механизмы социальной реабилитации таких граждан, взаимодействия социальных служб с медико-реабилитационными экспертными комиссиями (МРЭК)», – пояснил Александр Румак.

Как рассказала заместитель начальника главного управления – начальник управления медицинской экспертизы главного управления организации медицинской помощи, экспертизы, обращений граждан и юридических лиц Министерства здравоохранения Ирина Киреева, планируется введение двух программ реабилитации и абилитации – для взрослых и детей.

«Это большой шаг вперед по сравнению с тем, что есть сейчас, – уверена она. – Также расширены принципы государственной политики в области обеспечения прав инвалидов, такие, например, как гарантированность реабилитации, абилитации, приоритетность мер по профилактике инвалидности.

Все мероприятия уточнены и соответствуют Конвенции ООН о правах инвалидов», – отметила Ирина Киреева.

Изменения в работе МРЭК

Предусмотрено формирование межведомственной персонифицированной базы данных по учету инвалидов, которая будет содержать сведения о группе инвалидности, степени утраты здоровья, профессиональной или общей трудоспособности, ограничении жизнедеятельности, причине, сроках и дате установления инвалидности, индивидуальные реабилитационные мероприятия. Расширен перечень лиц, которые могут привлекаться к работе МРЭК. В него включены врачи, специалисты по социальной работе, представители комитетов по труду, занятости и социальной защите областных и Минского городского исполнительных комитетов, управлений местных администраций. Закреплено право граждан или законных представителей отказаться от направления на медико-социальную экспертизу, за исключением периода временной нетрудоспособности. Указан порядок отказа, который оформляется записью в медицинских документах. «Этот шаг в последующем не лишает гражданина права повторно обратиться по вопросу установления инвалидности. Все его права сохраняются», – добавила Ирина Киреева.

Лицам в возрасте старше 18 лет, которые признаются инвалидами, будет установлено несколько групп инвалидности, детям – I-IV степени утраты здоровья, указаны перечни причин инвалидности. «Раньше четко в законодательстве это не прописывалось», – пояснила специалист.

Также указан перечень дополнений к экспертному решению в отношении инвалидов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и с интеллектуальными нарушениями, который расширен по предложению людей с инвалидностью.

«Предусмотрено при необходимости в последующем введение иных дополнений, чтобы обеспечить права и гарантии другим категориям граждан. Определены сроки установления групп инвалидности у ребенка-инвалида (сейчас они прописаны только в постановлении Минздрава).

Сами сроки остались прежними, только уточнены критерии установления инвалидности без указания сроков переосвидетельствования», – отметила Ирина Киреева.

Определены и условия переосвидетельствования инвалидов ранее установленного срока действия заключения МРЭК или в тех случаях, когда инвалидность устанавливается без срока переосвидетельствования.

Это будет осуществляться только на основании заявления человека с инвалидностью или его законного представителя в письменной форме, которое предоставляется в медицинское учреждение.

Введена статья, которая касается содержания реабилитации и абилитации инвалидов и включает такие направления, как реконструктивная хирургия, протезирование, ортезирование, санаторно-курортное лечение, профессиональную подготовку и переподготовку, повышение квалификации и др.

Определена структура индивидуальных реабилитационных программ, порядок их оформления. Программы должны содержать общие данные, информацию об условиях и характере труда, требования к организации специальных условий для получения образования, для труда инвалидов. «Специалисты МРЭК определяют нуждаемость в различных разделах реабилитации и определяют исполнителей, сроки по каждому из них», – добавила Ирина Киреева.

Также предусмотрено создание центров реабилитации и абилитации инвалидов на республиканском и местном уровнях.

Будут вводиться новые понятия: «дискриминация по признаку инвалидности», «абилитация», «разумное приспособление», «универсальный дизайн», а также совершенствоваться существующие нормы, гарантирующие оказание помощи и поддержки в чрезвычайных ситуациях инвалидам с учетом их индивидуальных потребностей.

Ставка на инклюзию

В проекте закона придается особое значение праву лиц с инвалидностью на получение образования, вводится принцип инклюзии, определены концептуальные подходы к подготовке кадров, содержанию учебных программ, созданию безбарьерной среды. Предлагается внедрить услугу персонального ассистента для инвалида, которая закрепит имеющуюся практику помощи по сопровождению, услуги личного переводчика жестового языка.

Александр Румак уверен, что мотивация к получению новых знаний у молодых людей с инвалидностью зачастую на порядок выше, чем у обычных ребят. Они могут многого добиться, если для них создать условия для самореализации.

Посодействовать социальной интеграции инвалидов могут общественные организации, оказывая различные услуги на условиях государственно-частного партнерства. В конце 2018 года в Беларуси упрощена процедура государственного социального заказа, чтобы расширить круг участников и оказать помощь большему числу нуждающихся.

«На социальном поле работы хватит всем, – заверил Александр Румак. – На сегодня в стране заключены 82 договора государственного социального заказа. В работу вовлечены и религиозные организации, и объединения инвалидов. Мы готовы поддерживать инициативы общественности».

Нюансы терминологии

Дискуссию во время заседания круглого стола вызвало название законопроекта. По мнению представителей общественных объединений, оно должно содержать другой термин – люди с инвалидностью или лица с инвалидностью, поскольку слово «инвалид» для многих звучит оскорбительно.

«Во время работы над законом мы эту тему обсуждали, – отметил Александр Румак. – Действительно, так сложилось (не столько за годы независимости, сколько за предыдущие периоды нашего развития), что понятие «инвалид» вызывает ассоциацию с некоторой ущербностью.

Поэтому начали рассуждать, как поступить, чтобы определение не несло стигму».

Разработчики документа пояснили, что формулировка «о правах инвалидов» взята из русскоязычной версии одноименной Конвенции ООН, и пока нет однозначного ответа, как правильно переводится название документа с английского языка.

За профессиональным комментарием Беларусь обратилась в структуры ООН, а также к опыту других стран, в частности России и Украины. После всестороннего изучения ситуации будет принято окончательное решение. «Это не первостепенная проблема в вопросах, связанных с правами людей с ограниченными возможностями.

Основное – защитить их от дискриминации, не только явной, но и косвенной. Нужно создавать равные возможности для всех», – считает Александр Румак.

Участники встречи уверены, что Закон «О правах инвалидов и их социальной интеграции» повышает социальные стандарты общества, станет своеобразной конституцией для людей с инвалидностью.

Свои предложения и мнения по проекту документа жителям предлагают направлять в РОО «Белая Русь». Общественное объединение организует в регионах серию круглых столов для обсуждения проекта закона.

Поступившие предложения в дальнейшем будут направлены депутатам.

Надежда МАТВЕЕВА, БЕЛТА

Источник: http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2019/february/32673/

Эгида Права
Добавить комментарий