Компенсационную доплату

Компенсационные выплаты предлагается не включать в зарплату при ее сравнении с МРОТ

Компенсационную доплату

25 июля в Госдуму внесен проект поправок в ТК РФ (№ 762526-7), предусматривающих, что в зарплату, при сравнении ее размера с МРОТ, не должны включаться компенсационные выплаты.

Как отмечается в пояснительной записке, согласно ч. 3 ст. 133 ТК месячная зарплата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.

При этом в состав зарплаты в соответствии со ст.

129 ТК включаются: вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы; компенсационные выплаты (доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и т.д.) и стимулирующие выплаты.

Следовательно, для выполнения требований ст. 133 ТК необходимо сравнивать с МРОТ всю совокупность элементов, образующих зарплату, включая компенсационные выплаты.

«Однако очевидная несправедливость такого буквального толкования долгое время приводила к спорам среди правоприменителей по вопросу о том, допустимо ли учитывать компенсационные выплаты в составе заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ», – сообщается в документе.

КС РФ указал, что «северные» надбавки должны отделяться от МРОТ постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности положений ТК РФ, в котором разъяснено, что установление размера МРОТ не затрагивает других гарантий, предусмотренных законодательством

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г.

№ 38-П, о котором ранее писала «АГ», было указано на недопустимость включения в состав заработной платы для целей ее сравнения с МРОТ доплат за работу в особых климатических условиях, а в Постановлении КС от 11 апреля 2019 г.

№ 17-П, о котором также рассказывала «АГ», аналогичный вывод был сделан в отношении доплат за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за сверхурочную работу и за работу в ночное время.

Так, в ст. 133 ТК предлагается закрепить, что в зарплату не входят компенсационные выплаты. Кроме того, в ст. 133.1 ТК предлагается установить, что месячная зарплата работника, работающего в субъекте РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной зарплате действует в соответствии с ч.

3 и 4 ст. 48 ТК или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. 6–8 данной статьи, не может быть ниже размера минимальной зарплаты в этом субъекте РФ при условии, что работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) без учета компенсационных выплат.

Авторы законопроекта отметили, что при принятии указанных решений КС исходил из того, что вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом МРОТ гарантируется каждому.

Следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления.

Это согласуется с социально-экономической природой МРОТ, предполагающей обеспечение нормального воспроизводства рабочей силы при выполнении простых неквалифицированных работ в нормальных условиях труда с нормальной интенсивностью и при соблюдении нормы рабочего времени.

Положения трудового законодательства, указано в документе, предусматривают наряду с соблюдением гарантии об установлении зарплаты не ниже МРОТ определение справедливой зарплаты для каждого работника – в зависимости от его квалификации, сложности работы, количества и качества труда, а также повышенную оплату в условиях, отклоняющихся от нормальных. «Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. В противном случае месячная зарплата работников, привлеченных к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях», – отмечал КС в Постановлении № 17-П.

КС разъяснил, как должна начисляться зарплата за сверхурочную работуСуд обосновал, почему работа сверхурочно, в ночное время, выходные и праздники подлежит оплате сверх минимально установленного размера зарплаты

«Как видно, хотя итоговые выводы Суда касались конкретных категорий компенсационных выплат, логика, по которой Суд пришел к таким выводам, вполне применима и ко всем иным видам компенсационных выплат за особые условия труда», – указано в пояснительной записке к законопроекту.

В комментарии «АГ» партнер и руководитель практики трудового права юридической фирмы INTELLECT Анна Устюшенко отметила, что в настоящее время в практике трудовых споров имеются дела, предметом рассмотрения которых является включение в зарплату компенсационных выплат при ее сравнении с МРОТ (или минимальной заработной платой). «Не могу сказать, что дела такой категории многочисленны, однако периодически вопросы о включении тех или иных доплат или компенсационных выплат в состав заработной платы возникали», – отметила она.

В то же время, добавила эксперт, интерес к данной категории дел был обусловлен не их количеством, а результатом рассмотрения. «Несмотря на очевидную логику законодателя, требующую “очистить” зарплату от районного коэффициента и других доплат за работу в особых условиях, суды выносили обратные решения», – пояснила она.

По мнению юриста, проблему порождала формулировка ст. 129 ТК, формальное толкование которой влекло выводы, которые довольно часто делают суды. Так, в соответствии с ч. 1 ст.

129 ТК в число компенсационных выплат (одну из трех составных частей зарплаты) включены «доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных».

Отсюда следует, что буквальное толкование данной нормы требует включать доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в состав зарплаты и сравнивать всю совокупность начисленного с МРОТ, установленным ст. 133–133.1 ТК.

«Можно ли оценить предлагаемые поправки как необходимые и правильные? Безусловно, – подчеркнула эксперт.

– Еще ранее, комментируя Постановление № 17-П, которым, по сути, был решен вопрос об изменении вектора правоприменительной практики в отношении ст. 133, 133.

1 ТК, я отмечала необходимость изменить ТК в этой части, чтобы поставить точку в решении проблемы на законодательном уровне», – отметила она. При этом Анна Устюшенко добавила, что данное пожелание реализовано в проекте.

По ее мнению, предложенные поправки не повлекут революционного изменения практики – это, скорее, подчистка «хвостов» и согласование между собой законодательства и практики. Юрист выразила надежду, что несмотря на то, что правительство не поддержало законопроект, он все же будет принят.

Адвокат ПА Нижегородской области, к.ю.н. Василий Шавин напомнил, что до 1 января 2007 г. в силу ч. 2 ст. 129 ТК в величину МРОТ не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. В связи с этим размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов) – прежде всего, работников бюджетной сферы – не могли быть ниже и не были ниже МРОТ.

«Однако после указанной даты в МРОТ стали включать все выплаты работникам, в результате чего оклад бюджетника мог быть установлен ниже МРОТ, что не укладывается в рамки здравого смысла. Кроме того, появились странные формы оплаты – в виде, например, доплат до МРОТ.

Очевидно, что такая ситуация в нормативном регулировании стала возможной из-за экономической ситуации в стране», – полагает он.

Василий Шавин также отметил, что спустя 10 лет КС начал «поворачивать время вспять», истолковав понятие МРОТ таким образом, что в него не могут включаться районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

«Считаю, что нужно полностью, а не частично вернуться к ранее действовавшему регулированию и исключить из МРОТ компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты, – подытожил адвокат. – Конечно, нужно принять во внимание отзыв правительства, в котором справедливо указано, что проект потребует финансовых затрат из бюджета».

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/kompensatsionnye-vyplaty-predlagaetsya-ne-vklyuchat-v-zarplatu-pri-ee-sravnenii-s-mrot/

Доплаты, надбавки, компенсационные выплаты..

Компенсационную доплату

В соответствии с частью первой ст. 129 ТК РФ, содержащей определение понятия «заработная плата (оплата труда работника)», в составе заработанной платы предусмотрены следующие группы выплат, существенно различающиеся по их целевому назначению и по основаниям их начисления:

вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;

компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);

стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Вознаграждение за труд, включая его нижнюю планку в виде установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, считается не просто составной частью заработной платы, предусмотренной ТК РФ, но и особой конституционной гарантией.

Вторую составную часть заработной платы в виде компенсационных выплат ТК РФ не только формально не включает в состав вознаграждения за труд (часть первая ст. 129 ТК РФ), но и основания этих выплат работникам связывает не с количеством и качеством их труда, а с их работой, то есть выполнением трудовой функции.

Оплата труда (а не вознаграждение за труд) работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами, установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда (см. часть первую ст. 146 и статью 147 ТК РФ). Компенсационные выплаты этим работникам в виде конкретных размеров повышения оплаты труда (а не вознаграждения за труд) устанавливаются работодателями в соответствии с частью третьей ст. 147 ТК РФ не в целях вознаграждения за определенный труд, а в целях компенсирования неблагоприятного воздействия особых условий труда на здоровье работников. Часть вторая ст. 146 ТК РФ предусматривает, что в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

В статье 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В соответствии со статьями 316 и 317 ТК РФ размеры районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате устанавливаются Правительством РФ.

При этом органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов.

Как видно, согласно части 1 статьи 129 ТК РФ районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате не рассматриваются слагаемыми элементами вознаграждения за труд.

Кроме того, механизм установления данных компенсационных выплат (решениями Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления) не находится ни в какой зависимости от механизма установления нижней планки вознаграждения за труд – минимального размера оплаты труда (устанавливаемого федеральным законом).

Другие виды компенсационных выплат (например, в связи со служебными командировками, со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера) ТК РФ относит к компенсациям, установленным в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных законодательством (см. часть вторую ст. 164 ТК РФ). Компенсация работникам этих затрат (расходов) никакого отношения к вознаграждению за труд, следовательно, и к минимальному размеру оплаты труда не имеет.

Работа по совместительству, включая внутреннее совместительство, – это регулярная оплачиваемая работа, выполняемая в свободное от основной работы время по другому трудовому договору (см. статью 60.

1 ТК РФ) с соответствующими правовыми последствиями в области оплаты труда, предусмотренными главой 44 «Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству» ТК РФ.

В частности, согласно статье 285 ТК РФ лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда должна производиться с учетом этих коэффициентов и надбавок.

Эти компенсационные выплаты лицам, работающим по совместительству, по правовой природе ничем не отличаются от таких же компенсационных выплат другим работникам, то есть не являются вознаграждением за труд и не подлежат включению в установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

Работа при совмещении профессий (должностей), при расширении зон обслуживания, увеличении объема работы, а также при исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, согласно статьям 60.2 и 151 ТК РФ является дополнительной работой за дополнительную оплату (доплату).

Третью составную часть заработной платы (оплаты труда) наряду с вознаграждением за труд и компенсационными выплатами часть 1 статьи 129 ТК РФ связывает со стимулирующими выплатами (доплатами и надбавками стимулирующего характера, премиями и иными поощрительными выплатами).

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в отличие от вознаграждения за труд (в виде МРОТ) и компенсационных выплат согласно статье 135 ТК РФ могут быть установлены либо локальным нормативным актом, принимаемым работодателем, либо коллективным договором и соглашениями.

Нетрудно при этом заметить, что стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) могут быть, но могут и не быть, а вознаграждение за труд в виде минимального размера оплаты труда как конституционная гарантия – обязательная форма выражения заработной платы.

Отдельно необходимо обратить внимание на социальные выплаты, которые согласно определению, содержащемуся в части первой статьи 129 ТК РФ, не входят в понятие заработной платы, в ее составную часть – вознаграждение за труд, а следовательно, и в минимальный размер оплаты труда.

Это выплаты, которые устанавливаются в коллективном договоре и представляют собой особую форму компенсаций (частичную либо полную) расходов работников, например, на медицинское обслуживание, питание, путевки в дома отдыха и т.п.

Как видно из приведенных примеров, эти виды выплат не имеют никакого отношения ни к вознаграждению за труд, ни к компенсационным и стимулирующим выплатам и, таким образом, не входят в систему заработной платы.

Здесь также следует иметь в виду, что согласно пункту 2 Положения «Об особенностях порядка начисления средней заработной платы» (утвержденного Постановленим Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года №213), содержащего перечень различных видов выплат, которые учитываются при расчете среднего заработка, социальные выплаты в этот перечень не входят.

Таким образом, в соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции РФ, частью 1 статьи 129, ст.ст. 130, 135, частью 1 ст. 146, ст.ст.147, 148, 151-153, 313-317 ТК РФ в минимальный размер оплаты труда как вознаграждение за труд и как конституционную гарантию не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Вопрос-ответ

– Что делать, если психолог школы работает классным руководителем в течение 3 лет, а теперь директор школы намерен передать классное руководство другому учителю, отстранив психолога и говоря, что по закону не имеет право оставить психолога классным руководителем?

– В случае необходимости обязанности по классному руководству могут возлагаться на учителей из числа руководящих и других работников образовательного учреждения. Выполнение возложенных в текущем учебном году обязанностей по классному руководству в конкретном классе не должно отменяться по инициативе работодателя в следующем учебном году, за исключением случаев сокращения количества классов.

При возложении на педагогических работников функций классных руководителей на новый учебный год должна соблюдаться преемственность выполнения этой работы в классах.

В то же время за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине функций классного руководителя работодатель имеет право принять решение о прекращении выполнения работником этих обязанностей и выплаты доплаты и вознаграждения.

– Нужно ли учителю отчитываться о расходах на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий?

– Пункт 8 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г.

№122-ФЗ) определил право педагогических работников образовательных учреждений на получение такой ежемесячной денежной компенсации, но не предусматривает представления работниками каких-либо отчетных документов об ее использовании.

Эта ежемесячная денежная компенсация в отличие от других предусмотренных законодательством денежных компенсаций установлена не для возмещения работнику фактически понесенных расходов на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий на основе соответствующих документов, подтверждающих понесенные расходы, а для содействия обеспечению педагогических работников необходимой печатной продукцией для качественного осуществления педагогической и воспитательной деятельности.

Учитывая это, в свое время Министерство образования РФ в письме от 25 ноября 1998 г.

№20-58-4046/20-4 «О выплате денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания педагогическим работникам образовательных учреждений» указало, что требование с педагогических работников образовательных учреждений представления каких-либо чеков или квитанций о приобретении ими книгоиздательской продукции или о подписке на периодические издания неправомерны.

Таким образом, письма Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России о том, что педагогические работники должны представлять соответствующие документы, подтверждающие понесенные расходы на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий, неправомерны, и органы управления в сфере образования, и образовательные учреждения не вправе требовать от педагогических работников отчета об использовании ими ежемесячной денежной компенсации.

Источник: http://www.ug.ru/archive/25369

Доплата по уходу | Журнал Neue Zeiten

Компенсационную доплату

Редакция Neue Zeiten

В номере: 05 (191) май 2017

Действующий с 1 января 2017 г. Закон об улучшении ухода (Pflegestaerkungsgesetz — PSG II) предусматривает для лиц, нуждающихся в уходе, компенсационную доплату (Entlastungsbetrag) в размере 125 евро в соответствии с §45b SGBXI. Она дает пенсионерам и инвалидам возможность чаще прибегать к помощи специализированных служб по уходу и меньше обременять ухаживающих за ними родственников.

Цель и средства

Компенсационная доплата рассчитана на то, чтобы облегчить нагрузку родственников, ухаживающих за больными и престарелыми, улучшить их консультативное обслуживание, а также поддержать самих нуждающихся в уходе, чтобы они как можно дольше оставались в привычном домашнем окружении, самостоятельно организовывали свою жизнь и не теряли социальных контактов.

Право на Entlastungsbetrag имеют все, признанные нуждающимися в уходе (Pflegegrad от 1 до 5), который осуществляется в домашней обстановке (haeusliches Umfeld). Под нею подразумеваются:

  • собственное жилье человека, нуждающегося в уходе;
  • жилье человека, осуществляющего уход;
  • специализированные формы проживания для пожилых людей (Altenwohnung или Betreutes Wohnen).

До конца 2016 года Entlastungsbetrag составлял 104 или 208 евро в месяц, а с 1 января размер компенсационной доплаты составляет 125 евро. В некоторых случаях за лицами, получавшими 208 евро в месяц, сохраняется право на повышенную доплату (Besitzstandregelung).

Компенсационной доплатой нельзя воспользоваться авансом, зато ее можно не только использовать ежемесячно, но и копить, чтобы оплатить, к примеру, расходы на проживание и питание в доме для престарелых (Hotelkosten) при краткосрочном уходе. Чтобы средства не пропали, их необходимо использовать до 30 июня следующего года. Средствами, накопленными с 1 января 2015-го по 31 декабря 2016-го, в виде исключения можно воспользоваться до конца 2018 года.

Материальная помощь

Entlastungsbetrag представляет собой Sachleistung, т.е. целевое возмещение расходов на помощь, предоставляемую в форме услуг. За счет компенсационной доплаты человек, нуждающийся в уходе, может «рассчитываться» за полустационарный дневной или ночной уход (teilstationaere Tages- oder Nachtpflege) или кратковременный уход (Kurzzeitpflege).

Эти средства могут использоваться также на оплату услуг амбулаторных служб по уходу по части самообслуживания (для лиц с Pflegegrad от 2 до 5), в сфере личной гигиены и ухода за телом (для лиц с Pflegegrad 1), а также помощь в повседневной жизни в соответствии с § 45a SGB XI (niedrigschwellige Entlastungsleistungen).

Под нею подразумеваются:

  • профессиональный уход за больными и престарелыми, нуждающимися в обычном или особом уходе, в домашней обстановке или в небольших группах (Betreuungsangebote);
  • помощь лицам, нуждающимся в уходе, в удовлетворении общих и связанных с уходом запросов при организации повседневной жизни и особенно ведении домашнего хозяйства, а также поддержка в самостоятельной организации индивидуальной помощи, в которой нуждается данный человек (Angebote zur Entlastung im Alltag);
  • целенаправленная разгрузка и консультативная поддержка родных и близких в области ухода за престарелыми и больными родственниками (Angebote zur Entlastung von Pflegenden).

Компенсационную доплату можно использовать и для оплаты услуг фирм, специализирующихся на оказании помощи людям, нуждающимся в уходе.

За счет этих средств можно оплачивать уход, осуществляемый квалифицированными сотрудниками в групповом или индивидуальном порядке, в т.ч.

за больными деменцией, почасовую помощь для разгрузки родственников, присматривающих за больными и престарелыми, услуги по разгрузке семьи (Familienentlastende Dienste), поддержку в обыденной жизни и уходе (Alltagsbegleitung/Pflege­begleitung) и оказание бытовых услуг (haushaltsnahe Dienstleistungen). В частности, Entlastungs­betrag можно использовать для оплаты услуг сотрудников службы по уходу при прогулках, посещении кладбища или культурных мероприятий, поддержания порядка в доме или приобретения и доставки продуктов.

Приведем несколько примеров того, как компенсационная доплата существенно облегчила жизнь пенсионерам, живущим самостоятельно:

Пожилая пара Илья и Ольга ведут активный образ жизни, здоровье позволяет пока обойтись без посторонней помощи. Однако вытереть пыль на антресолях, на шкафах или косяках дверей они не решаются.

Ведь травма, полученная при падении, может буквально приковать их к постели, поскольку в пожилом возрасте регенерация организма происходит очень медленно.

Благодаря Entlastungsbetrag они раз в месяц приглашают сотрудницу службы по уходу, которая наводит порядок в квартире в самых труднодоступных местах.

Пенсионерка Раиса Захаровна не очень хорошо владеет немецким языком. Поэтому она приглашает работника службы по уходу для сопровождения к врачу или в различные учреждения. Также сотрудники службы помогают ей с переводом писем из различных ведомств. За их услуги она может рассчитаться за счет компенсационной доплаты.

Многие пенсионеры не только навещают своих родственников, оставшихся в странах СНГ, но и иногда могут позволить себе слетать в отпуск.

В сутолоке франкфуртского аэропорта даже молодым людям иногда трудно определиться, куда идти, где регистрироваться и как сдать вещи в багаж.

Сотрудники службы по уходу помогают пенсионерам доехать до аэропорта и сопровождают их внутри здания, т.е. всячески облегчают им прохождение административных процедур при вылете за границу.

Правовые положения

Хотя на компенсационную доплату вправе претендовать все лица, нуждающиеся в уходе, она не выплачивается паушально или автоматически. Чтобы оплатить определенные услуги за счет Entlastungsbetrag, необходимо подать заявление (Antrag) в страхование по уходу (Pflegeversicherung/Pflegekasse).

Обычно такое заявление человек подает уже после того, как воспользовался услугой, и прилагает к нему счета, квитанции или другие документы (Rechnungen/Quittungen/Belege), подтверждающие оплату. Таким образом, Entlastungsbetrag, как правило, представляет собой Kostenerstattung, т.е.

компенсацию стоимости услуг, которые человек, нуждающийся в уходе, предварительно оплачивает из собственного кармана (Vorleistung). В принципе, служба по уходу может рассчитываться и непосредственно с Pflegekasse, для чего необходимо заполнить заявление об уступке права (Abtretungs­erklaerung).

Тогда человеку, нуждающемуся в уходе, не придется оплачивать ее услуги авансом. Однако расходы, выходящие за пределы Entlastungs­betrag, ему придется нести самостоятельно.

Подробная информация: 069 94 94 65 50

Источник: http://neuezeiten.rusverlag.de/2017/07/12/1012/

Эгида Права
Добавить комментарий