Кто имеет льготы в налогообложении

Льготы по транспортному налогу

Кто имеет льготы в налогообложении

Точный перечень тех, кто освобождается от уплаты транспортного налога, утверждается на федеральном уровне, а также на региональном.

Поскольку субсидии в области налогообложения представляют собой законный способ экономии средств, разберемся подробнее в порядке оформления льготы на транспортный налог в 2017 году.

Обратите внимание, в данной статье пойдет речь в основном о физических лицах.

Налоговые льготы по транспортному налогу

Известно, что транспортный налог (ТН) относится к региональным сборам. Нормативное регулирование подобных бюджетных платежей осуществляется посредством НК РФ, а также законодательных актов властей регионов (стат. 356). Кто освобождается от уплаты транспортного налога согласно Налоговому Кодексу? В соответствии со стат. 361.1 это:

  • Физлица, владеющие транспортным средством (ТС) с максимально разрешенной грузоподъемностью свыше 12 т – при этом автомобиль должен быть зарегистрирован в специальном реестре ТС, а общая сумма платы за причиняемый автодорогам вред равна или превышает начисленный транспортный налог.
  • Льгота по ТН рассчитывается путем уменьшения самого налога на сумму платы.

Дополнительно льготы по транспортному налогу имеют те физлица, которым предоставлены определенные субсидии в регионах РФ.

Каждый субъект России самостоятельно определяет перечень льготных категорий граждан, в частности, это могут быть пенсионеры.

Чтобы выяснить, кто освобожден от уплаты транспортного налога, нужно обратиться в налоговую инспекцию своего региона или ознакомиться со справочной информацией на портале ФНС.

Кто имеет льготы на транспортный налог по федеральным нормам

По стат. 357 НК налогоплательщиками ТН признаются лица, на которые в установленном государством порядке зарегистрированы различные виды ТС. Признаваемые объектами налогообложения транспортные средства перечислены в п. 1 стат. 358. Это, прежде всего, автомобили, автобусы, мотороллеры, мотоциклы, катера, яхты, самолеты, теплоходы, вертолеты и др. средства передвижения.

Не относятся к объектам налогообложения в части ТН следующие средства (п. 2 стат. 358):

  • Моторные (весельные) лодки свыше 5 л.с.
  • Легковой автотранспорт, рассчитанный на инвалидов.
  • Легковой автотранспорт до 100 л.с., приобретенный только через органы соцзащиты.
  • Речные (морские) суда промыслового типа.
  • Воздушные (морские, речные) суда, предназначенные для грузо- и/или пассажироперевозок.
  • Спецавтомобили, тракторы, комбайны самоходные, используемые в сельском хозяйстве.
  • ТС в розыске при обязательном подтверждении факта кражи (угона) с помощью документации уполномоченных органов.
  • Прочие объекты.

Кто не платит транспортный налог в России по региональным нормам

Положены ли льготы ветеранам боевых действий по транспортному налогу? Имеются ли льготы по транспортному налогу для ветеранов труда? Грамотные ответы на эти и прочие схожие вопросы относительно субсидий по ТН для предприятий и физлиц необходимо получать в территориальном подразделении ИФНС своего региона (субъекта РФ) либо самостоятельно изучать нормативно-правовые акты местного законодательства. Эти льготы могут быть в регионе, а могут отсутствовать. Не обращаясь в налоговую инспекцию, о льготах по своему региону можно узнать на ]]>сайте ФНС России]]>.

Большинство регионов России представляет льготы по ТН:

  1. Героям СССР, Героям Российской Федерации.
  2. Инвалидам I группы и II.
  3. Ветеранам (инвалидам) любых боевых действий.
  4. Инвалидам ВОВ, а также ветеранам ВОВ.
  5. Узникам концлагерей.
  6. Ветеранам труда.
  7. Лицам, награжденным Орденом славы независимо от степени.
  8. Пенсионерам (мужчины старше 60 лет, женщины – 55 лет).
  9. Чернобыльцам.
  10. Опекуну (родителю) многодетной семьи.
  11. Опекуну (родителю) ребенка-инвалида.
  12. Опекуну ребенка-инвалида, недееспособного по решению суда.
  13. Лицам, перенесшим лучевую болезнь в результате работы с ядерными установками.
  14. Другим лицам.

К примеру, по Закону № 843-ЗС от 10.05.12 г. в Ростовской обл. действуют по транспортному налогу льготы для инвалидов в части л/авто, мотороллеров и мотоциклов мощностью до 100 л.с.

, а пенсионеры не входят в число льготников и обязаны уплачивать налог на общих основаниях.

Как оформляется освобождение от транспортного налога

Чтобы оформить положенную региональными властями льготу, гражданам следует самостоятельно представить в налоговые органы подтверждающие документы.

В первую очередь нужно заполнить заявление на льготу по транспортному налогу – представляется в письменном виде, по рекомендованной форме, с обязательным указанием госномера и марки ТС.

Кроме того, потребуется предъявить паспорт, копию техпаспорта на авто, права водителя, льготный документ (например, пенсионное удостоверение).

Общий срок подачи документов – с момента возникновения права на льготу, то есть, к примеру, с даты выхода физлица на пенсию или с даты присвоения инвалидности.

Точный срок устанавливается отдельно региональными властями, но специалисты рекомендуют подавать документы до массовой рассылки уведомлений об уплате налога, то есть до 1 апреля. Если документация подается несвоевременно, налоги будут пересчитаны, но не более, чем за 3 последних года.

Перерасчет налоговых обязательств выполняется со дня рассмотрения всех документов (в среднем 30 дн.) и присвоения права на льготу.

Источник: https://spmag.ru/articles/lgoty-po-transportnomu-nalogu

Налоговые льготы предприятиям инвалидов. Налоги и бухгалтерский учет

Кто имеет льготы в налогообложении

С целью выполнения уставных задач и целей зарегистрированные общественные организации лиц с инвалидностью имеют право осуществлять необходимую хозяйственную и предпринимательскую деятельность путем создания хозрасчетных учреждений и организаций со статусом юридического лица (далее — предприятия инвалидов). Такая возможность прописана в ст. 14 Закона № 875.

Вместе с тем право предприятий инвалидов пользоваться льготами по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) прямо предусмотрено п. 141 Закона № 875. Причем здесь же сказано, что

применять право на льготу предприятие инвалидов может только при наличии разрешения,

которое предоставляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере социальной защиты лиц с инвалидностью и ветеранов войны, на квартал, полугодие, три квартала, год.

Порядок и критерии предоставления разрешения на право пользования «налоговыми» льготами (далее — Разрешение), основания для отказа в его предоставлении, отмены и т. д.

определяются Порядком № 1010. Согласно требованиям п. 2 этого Порядка для получения Разрешения предприятие должно «вписаться» в соответствующие «разрешительные» критерии.

Их всего пять, перечислим их ниже.

1) Количество инвалидов, имеющих на предприятиях, в организациях основное место работы, составляет в течение предыдущего отчетного (налогового) периода не менее 50 % среднесписочной численности штатных работников учетного состава;

2) Фонд оплаты труда инвалидов, имеющих на предприятиях, в организациях основное место работы, составляет в течение отчетного периода не менее 25 % суммы общих расходов на оплату труда, входящих в состав расходов согласно правилам обложения налогом на прибыль предприятий (т. е. «налоговых» расходов).

Заметим: учитывая, что с 2015 года понятие «налоговые расходы» для целей налогообложения прибыли предприятия уже не используется, здесь ориентироваться нужно на бухгалтерские показатели начисления заработной платы в отчетном периоде (т. е. обороты по Кт счета 661 «Расчеты по заработной плате»);

3) Сумма расходов предприятия, организации по переработке (обработке, других видов преобразования) сырья, комплектующих изделий, составных частей, других покупных товаров (услуг), которые используются для изготовления товаров (оказания услуг) непосредственно предприятиями, организациями, составляет не менее 8 % цены поставки таких изготовленных товаров (оказания услуг). Здесь сделана важная оговорка:

данный критерий применяется исключительно для целей применения льготы по НДС (п. 197.6 НКУ), и «нулевой» ставки НДС

Поэтому это условие рассмотрим более пристально при описании НДС-льготы;

4) Размер среднемесячной заработной платы в эквиваленте полной занятости инвалидов, имеющих на предприятиях, в организациях основное место работы, должен быть не меньше законодательно установленного размера минимальной заработной платы;

5) Выполнение предприятиями, организациями решений Минсоцполитики и областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций, Министерства социальной политики Автономной Республики Крым (кроме предприятий, организаций, обратившихся впервые).

Филиалы и обособленные подразделения предприятий, зарегистрированных как отдельные налогоплательщики, претендующие на льготный режим налогообложения, должны также соответствовать вышеописанным критериям.

Таким образом, только в том случае, если вы «вписались» в вышеуказанные «разрешительные» условия и получили долгожданное Разрешение, можно приступить к применению льгот.

Последствия нарушения условий

Однако, если с условиями для получения Разрешения все сложилось удачно и вы его счастливый обладатель, не спешите расслабляться. Необходимо придерживаться выполнения этих условий на протяжении всего периода пользования «налоговыми» льготами. Иначе,

при нарушении хотя бы одного из перечисленных выше требований вам «светит» отмена разрешения на право пользования налоговой льготой

Причем инициировать такую отмену может, в частности, и контролирующий орган (п. 143 Закона № 875).

Кроме того, отдельно может быть прописана ответственность за нарушение «разрешительных» условий для целей использования конкретных налоговых льгот.

Например, при выявлении нарушений в ходе использования НДС-льготы плательщик с налогового периода, по результатам которого были выявлены такие нарушения, пересчитывает налоговые обязательства по общим правилам налогообложения (т. е. с применением ставки 20 %). Да еще и с одновременным применением соответствующих финсанкций (п. 197.6 и п. 8 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Поэтому к соблюдению «разрешительных» условий следует подходить внимательно. А теперь перейдем непосредственно к «налоговым» льготам. И начнем с НДС-льготы.

Льгота VS нулевая ставка

Нормы НКУ предусматривают для предприятий инвалидов аж две НДСные льготы:

(1) нулевая ставка НДС (п. 8 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Предприятие инвалидов может применять нулевую ставку к операциям поставки изготовляемых ими товаров и услуг. Правда, такое «послабление» действует только до 1 января 2020 года;

(2) освобождение от обложения НДС (п. 197.6 НКУ). Согласно этой норме НКУ освобождаются от обложения НДС операции по поставке товаров/услуг, изготавливаемых предприятием инвалидов. И эта льгота бессрочная.

Причем важно (!):

оба варианта НДС-льгот распространяются на одни и те же «подльготные» операции поставки товаров/услуг и на одинаковых условиях

Однако использовать их одновременно нельзя, предприятие инвалидов может выбрать на свое усмотрение только одну из них (см. письмо Миндоходов от 24.03.2014 г. № 12059/5/99-99-19-03-02-16).

Как выбрать?

Ясное дело: пользоваться льготным режимом по НДС с применением нулевой ставки интереснее.

Ведь предприятию инвалидов не придется, показав налоговый кредит по товарам, услугам, приобретенным для осуществления такой льготной деятельности, начислять компенсационные налоговые обязательства по НДС в соответствии с пп. 198.5 и 199.1 НКУ.

А тем более, «нулевая» льгота ограничена во времени (действует только до 1 января 2020 года), так почему же не пользоваться ею, пока еще есть такая возможность…☺

В любом случае каждое предприятие инвалидов самостоятельно принимает решение, каким из льготных режимов обложения НДС пользоваться: освобождением от НДС либо нулевой ставкой.

О таком решении необходимо уведомить налоговый орган по месту своей регистрации (п. 197.6 НКУ и п. 8 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Для этого предприятию инвалидов следует подать:

1) заявление о желании воспользоваться льготой;

2) Разрешение, полученное в порядке, утвержденном порядком № 1010. Выше о нем мы уже сказали.

НДС-отчетность

Вместе с декларацией по НДС, предприятия инвалидов, избравшие одну из «инвалидных» льгот, подают приложение Д6 (п. 15 разд. III Порядка № 21).

Во второй части таблицы 1 этого приложения расшифровывают льготные поставки согласно п. 197.6 НКУ.

А вот объемы поставок, облагаемые по нулевой ставке, согласно п. 8 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, указывают только в строке 3 декларации по НДС и, соответственно, такие поставки в приложении Д6 не расшифровывают.

Вместе с тем, в таблице 2 приложения Д 6 предприятия инвалидов, независимо от избранного «льготного» варианта, должны

каждый отчетный период отражать свои «фактические» данные по трем критериям, дающим право на применение одной из «инвалидных» льгот,

а именно:

процент инвалидов, работавших на предприятии по основному месту работы в течение предыдущего отчетного периода (должен быть не менее 50 % от среднеучетной численности штатных работников учетного состава предприятия);

процент фонда оплаты труда инвалидов в текущем периоде (должен составлять не менее 25 % от суммы общих расходов на оплату труда, входящих в состав расходов);

процент расходов на переработку (непосредственное изготовление) товаров, услуг (должен составлять не менее 8 % от стоимости товаров, услуг).

По сути, здесь плательщик подтверждает все те же «разрешительные» условия. И если с первыми двумя все более или менее понятно, то на последнем специальном (исключительно для целей НДС-льготы) условии «8 % непосредственного изготовления» остановимся подробнее.

«Подльготные» операции

Прежде всего, учтите: под действие обеих НДС-льготных норм подпадают далеко не все операции поставки товаров и услуг, а только те из них, которые непосредственно (!) изготовлены предприятиями инвалидов. К тому же, сразу исключим операции, которые по-любому «выпадают» из этого правила и облагаются НДС в общем порядке (по ставке 20 %). К ним относятся:

— поставка подакцизных товаров. Согласно п.п. 14.1.145 НКУ таковыми считаются товары, на которые этим Кодексом установлены ставки акцизного налога. Их полный перечень с указанием кодов УКТ ВЭД вы найдете в п. 215.3 НКУ;

— услуги при проведении лотерей и развлекательных игр;

— услуги по поставке товаров, полученных в рамках посреднических договоров, договоров доверительного управления, а также других гражданско-правовых договоров, по которым поставка товаров производится от имени и по поручению другого лица без передачи права собственности на них.

К прочим операциям поставки товаров и услуг, как мы выяснили, основное требование для льготного обложения НДС — это непосредственное изготовление предприятием инвалидов поставляемых товаров и услуг

Расшифровку понятия «непосредственно» для целей применения НДС-льготы находим в самих «льготных» нормах НКУ (п. 197.6 и п. 8 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

И здесь мы возвращаемся к упомянутым выше «8 процентам»: непосредственным считается изготовление товаров/услуг, в результате которого сумма расходов, понесенных на переработку (обработку, другие виды преобразования) сырья, комплектующих, составных частей, других покупных товаров/услуг, используемых в изготовлении таких товаров/услуг, составляет не менее 8 % стоимости таких изготовленных товаров/услуг.

Соблюдаем «8 % критерий»

Проще всего проверить соблюдение «8 % критерия» по калькуляции себестоимости изготовленных/предоставленных предприятием инвалидов товаров/услуг.

Такой же позиции придерживаются налоговики. Они предлагают учитывать при расчете «8 % критерия» прямые материальные расходы, которые были непосредственно понесены на переработку сырья и прочих составных частей, использованных при изготовлении товаров или предоставлении услуг (см. письмо ГНСУ от 24.12.2012 г. № 7689/0/61-12/15-3415).

То есть здесь в расчет берем только (!) расходы на переработку или иные виды преобразования материалов, использованных при выполнении работ. А вот,

саму матсоставляющую, которая подлежит такому преобразованию (стоимость сырья, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, вспомогательных и других материалов), в расчете «8 % критерия» не учитываем

В таком случае в расчет «8 % критерия» при изготовлении товаров и оказании услуг включают следующие составляющие себестоимости:

— прямые расходы на оплату труда. В первую очередь это заработная плата и другие выплаты работникам, занятым в производстве, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов.

При предоставлении услуг сюда попадает заработная плата работников, занятых непосредственно оказанием таких услуг.

Причем важно (!): в производстве товаров и предоставлении услуг должны быть заняты именно инвалиды;

прочие прямые расходы. К ним причисляют все другие производственные расходы, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов (п. 14 П(С)БУ 16).

Для наших целей из этой статьи расходов принимаем во внимание отчисления на социальные мероприятия работников, задействованных в производстве товаров / оказании услуг, амортизацию производственных основных средств (например, помещений, в которых производится продукция, производственного оборудования, транспортных средств, перевозящих сырье и продукцию, а также прочие основные средства, участвующие в процессе оказания услуг). Кроме того, сюда входит стоимость приобретенных услуг, непосредственно связанных с изготовлением товаров и оказанием услуг;

постоянные распределенные общепроизводственные расходы. Заметим, что согласно п.

15 П(С)БУ 16 в состав общепроизводственных расходов включаются, среди прочих, расходы на отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение и другое содержание производственных помещений.

То есть в этот критерий также можно включить коммунальные расходы как часть общепроизводственных расходов.

Особые услуги

К числу предоставляемых льготных услуг вполне можно отнести услуги по переработке сырья предприятием инвалидов на давальческих условиях.

Главное, чтобы сумма расходов, понесенных предприятием на переработку, обработку и другие виды преобразования давальческого сырья, составляющих частей, других покупных частей товаров, которые используются в процессе предоставления услуги по переработке, составляла не менее 8 % стоимости поставки такой услуги.

Кстати, такой же точки зрения придерживались налоговики (см. 102.12 БЗ, утратила силу 20.01.2018 г.). И, несмотря на то, что эта консультация утратила силу, думаем, в этом вопросе ничего не изменилось.

А вот с операциями по предоставлению предприятием инвалидов имущества в аренду

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2018/february/issue-14/article-34099.html

Налоговые льготы по налогу на прибыль, установленные в виде освобождения от налога, исключения из объектов налогообложения в соответствии с актами Президента

Кто имеет льготы в налогообложении

ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РБ ОТ 22.09.2005 № 12 “О ПАРКЕ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ” (ДАЛЕЕ – ДЕКРЕТ № 12)

Напомним, что освобождаются от налога на прибыль с валовой прибыли:

– резиденты Парка высоких технологий (далее – Парк);

– юридические лица РБ, не являющиеся резидентами Парка, реализующие (планирующие реализовать) бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий по направлениям деятельности этого Парка (далее – нерезиденты Парка), – с прибыли, полученной в результате выполнения работ (оказания услуг) по зарегистрированному бизнес-проекту (пп. 22, 48 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом № 12 (далее – Положение о Парке)).

При реорганизации юридического лица, зарегистрированного в качестве резидента Парка, сохранение или переход его статуса резидента Парка, а с ним и права на применение льготы по налогу на прибыль допускаются при его реорганизации лишь в форме:

– присоединения к нему одного или нескольких юридических лиц;

– выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц;

– преобразования.

Отметим основные правила, которые необходимо учитывать при применении льготы:

1) в случае реорганизации юридического лица, зарегистрированного в качестве резидента Парка, в форме слияния, разделения, присоединения его к другому юридическому лицу, ликвидации юридического лица такое юридическое лицо утрачивает статус резидента Парка. С утратой такого статуса юридическое лицо лишается права и на применение льготы по налогу на прибыль;

2) резиденты Парка должны осуществлять или планировать осуществлять только определенные виды деятельности (один или несколько).

Справочно: такими видами деятельности являются:

– анализ, проектирование и программное обеспечение информационных систем: проектирование, разработка, поставка и документирование информационных систем и индивидуального программного обеспечения, отвечающих заказам конкретных потребителей; проектирование, разработка, поставка и документирование готового программного обеспечения общего пользования; производство программ по указанию пользователя; проектирование, разработка и внедрение АСУ; оказание услуг по эксплуатации произведенных самим резидентом Парка информационных систем, в т.ч. по обучению работе (повышению квалификации) с этими системами;

– деятельность по обработке данных с применением программного обеспечения потребителя или собственного программного обеспечения;

– фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные разработки в области естественных и технических наук (выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или опытно-технологических работ, связанных с направлениями деятельности Парка) и реализация результатов таких исследований и разработок;

– другие виды деятельности, определенные Советом Министров по согласованию с Президентом (п. 3 Положения о Парке);

3) при лишении статуса резидента Парка в связи с осуществлением запрещенных видов деятельности и (или) несоблюдением одного или нескольких условий, содержащихся в отношении разрешенных видов деятельности юридическое лицо утрачивает право на льготу по налогу на прибыль с 1 января года, в котором нарушен запрет и (или) не соблюдено условие (п. 34 Положения о Парке);

4) при неисполнении бизнес-проекта нерезидент Парка обязан в 10-дневный срок письменно известить об этом администрацию Парка (п. 47 Положения о Парке).

В данном случае регистрацию бизнес-проекта аннулируют, а нерезидент Парка утрачивает право на льготу по налогу на прибыль и обязан уплатить данный налог за все время пользования льготой в полном объеме с применением мер ответственности за неуплату, неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин), нарушение установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации и начислением пеней согласно налоговому законодательству.

Как подтвердить право на льготу?

Администрация Парка обязана письменно извещать инспекцию МНС по месту постановки на учет резидента (нерезидента) Парка о принимаемых ею решениях:

– о регистрации резидента Парка, а также о регистрации бизнес-проекта – в 5-дневный срок;

– лишении (утрате) статуса резидента Парка, а также об исключении (аннулировании) бизнес-проекта из реестра резидентов Парка и бизнес-проектов – в 3-дневный срок.

Эти письменные извещения администрации Парка являются для налоговых органов основанием для подтверждения права на применение льготы по налогу на прибыль (либо лишение такого права) в соответствии с Декретом № 12.

Указанную льготу отражают по стр. 11 разд. I части I налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль и отчислениям в инновационный фонд (далее – налоговая декларация). При этом в обязательном порядке представляется приложение к форме налоговой декларации “Справка о размере и составе использованных льгот по налогу на прибыль”.

Справочно: форма налоговой декларации представлена в приложении 3 к постановлению МНС РБ от 15.11.2010 № 82.

Источник: https://www.gb.by/izdaniya/glavnyi-bukhgalter/nalogovye-lgoty-po-nalogu-na-pribyl-usta

Региональная льгота по налогу на имущество

Кто имеет льготы в налогообложении

Денисова М., главный редактор журнала

Данный материал составлен на основе вопроса, который поступил от унитарного предприятия (ресурсоснабжающей организации). Он посвящен применению льготы по налогу на имущество, которая установлена в конкретном регионе законом соответствующего субъекта РФ.

Речь идет о Мурманской области, где освобождено от налогообложения имущество органов местного самоуправления. Предприятие сочло, что, получив имущество в хозяйственное ведение именно от органа местного самоуправления, оно также имеет право на применение данной льготы.

Однако оказалось, что налоговики против такой трактовки регионального нормативного акта. Они потребовали доначисления налога на имущество и внесения исправлений в расчет налога на прибыль.

Расскажем подробнее об этой ситуации, а также дадим рекомендации, как действовать налогоплательщику в случае, если закон имеет двоякое толкование.

Установление льготы на усмотрение субъекта РФ

В силу ст. 372 НК РФ при установлении налога на имущество организаций законами субъектов РФ могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Согласно данному положению Налогового кодекса Законом Мурманской области от 26.11.2003 № 446‑01‑ЗМО «О налоге на имущество организаций» (с изменениями на 09.04.2018) дополнительно к налоговым льготам, установленным ст. 381 НК РФ, от налогообложения освобождено имущество органов местного самоуправления Мурманской области (п. «ж» ст. 4).

В свою очередь, в силу Федерального закона от 06.10.2003 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления приобретают и осуществляют имущественные и иные права от имени муниципального образования.

Органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц (ч. 1, 2 ст.

 41 данного закона).

Казенное учреждение

Государственное (муниципальное) учреждение, оказывающее государственные (муниципальные) услуги, выполняющее работы и (или) исполняющее государственные (муниципальные) функции в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы

Это определение из ст. 6 БК РФ. Правовое положение казенных учреждений установлено, в частности, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях». Так, согласно ст.

 3 данного закона некоммерческая организация (в том числе муниципальное казенное учреждение) имеет в собственности или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Из совокупности приведенных норм и буквального прочтения п. «ж» ст. 4 Закона Мурманской области № 446‑01‑ЗМО следует, что в Мурманской области данную льготу могут применять только органы местного самоуправления. Соответственно, требование налогового органа пересчитать налоговую базу по налогу на имущество и налогу на прибыль можно расценить как обоснованное.

Последствия для унитарного предприятия

Поскольку унитарное предприятие (получившее спорное имущество) не является органом местного самоуправления, оно не может применять льготу по налогу на имущество, установленную п. «ж» ст. 4 Закона Мурманской области № 446‑01‑ЗМО.

Обязанность исчислять и уплачивать налог на имущество на общих основаниях (если нет повода для применения иных льгот, предусмотренных Законом Мурманской области № 446‑01‑ЗМО) очевидна, но неоднозначна.

Дело в том, что отдельные налогоплательщики Мурманской области получали противоречивые разъяснения от налоговых органов относительно возможности применения данной льготы. Некоторым предприятиям налоговики давали «зеленый свет» для применения льготы, установленной только для органов местного самоуправления.

Опираясь на одно из таких разъяснений (данных другому налогоплательщику), предприятие планировало отстаивать свою правоту в вопросе необложения налогом на имущество объектов, закрепленных за ним при участии органа местного самоуправления.

Это неверный путь, так как разъяснение, адресованное другому налогоплательщику, и ссылка на него не будут приняты судом во внимание (если дело, конечно, дойдет до судебного разбирательства).

По нашему мнению, при желании отстаивать необложение налогом на имущество объектов предприятия ему следует делать акцент на нечеткости формулировок п. «ж» ст. 4 Закона Мурманской области № 446‑01‑ЗМО и вероятности их двоякого толкования.

Ведь, в сущности, одно и то же имущество принадлежит муниципальному образованию на праве собственности, органу местного самоуправления – на праве оперативного управления, унитарному предприятию – на праве хозяйственного ведения.

И для понимания воли законодателя относительно освобождения от налогообложения данного имущества в региональном акте должно быть максимально четко закреплено не только то, чье имущество подпадает под льготу, но и то, кем она применяется. Ведь согласно ст.

 3 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы, страховые взносы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6). Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) (п. 7).

* * *

Какие выводы можно сделать? Во-первых, нужно внимательно читать региональные нормативные акты в части установления льгот (и не только).

Во-вторых, при появлении малейших сомнений в правомерности применения льготы надо запрашивать разъяснения у налогового органа.

В-третьих, при несогласии с трактовкой налогового органа следует подготовить доказательную базу в поддержку собственного прочтения нормы с применением правила п. 7 ст. 3 НК РФ о толковании всех неясностей закона в пользу налогоплательщика.

Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение, №7, 2018 год

Источник: https://www.audar-press.ru/regionalnaya-lgota-po-nalogu-na-imuschestvo-organizaciy

Эгида Права
Добавить комментарий