Математика пособия фигуры 1 класс

Сценирование урока по математике

Математика пособия фигуры 1 класс

Данные об авторе Илюшина Светлана Михайловна

МБОУ “СОШ №7” г.Балаково, учитель начальных классов

Саратовская область Характеристики урока (занятия) начальное общее образование Методист Учитель (преподаватель)

1.     Цели урока:

Предметные – Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки).Знать понятия «четырёхугольник», «прямоугольник». Уметь их распознавать.

Знать понятие «пересечение под прямым углом».Уметь прикладывать угольник к изображению угла.

Уметь распознавать такие фигуры, как круг, треугольник и прямоугольник, и правильно использовать соответствующие термины.

Метапредметные

·        Личностные:

Положительное отношение к школе, к изучению математики. Понимание значения математики в жизни человека, представление о знании и незнании.

·        Регулятивные:

Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами

·        Познавательные:

Сравнивать  и упорядочивать объекты по разным признакам.

Устанавливать пространственные отношения: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, спереди – сзади, перед, после, между и др.

Сравнивать и  классифицировать предметы по цвету, форме и размеру

·        Коммуникативные:

Принимать участие в работе парами и группами.

Методологические (оргдеятельностные): Выполнить работу творческого характера используя полученные на уроке знания – рисунок из геометрических фигур.

Комбинированный урок Используемые учебники и учебные пособия: 

1. .  Чекин А.Л. Математика 1 класс: Учебник. В 2 ч. – М: Академкни­га/Учебник.-2011

2. Чекин А.Л. Математика 1 класс: Тетрадь для самостоятельных работ. В 2 ч. – М: Академкни­га/Учебник.-2011

Используемая методическая литература: 

  Чекин А.Л. Математика: методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник.-2011

Используемое оборудование: 

1. Интерактивная доска для показа презентации.

2. Цветные карандаши.

3. Геометрические фигуры из аппликационной бумаги, клей, ножницы.

 

1) Решение ключевой проблемы – как отличить  фигуры друг от друга? Почему их так называют? Где прячутся фигуры?

2) Назвать отличительные  признаки геометрических фигур. Назвать основные свойства симметричной фигуры.  Назвать основные свойства ломаной линии. Найти фигуры  заданной  формы.  На какие фигуры похожи окружающие нас предметы? Изобразить предметы с помощью геометрических фигур.

3) В конце урока обучающиеся в парах должны создать рисунок любого предмета с помощью определенных геометрических фигур.

4) В ходе урока в качестве аналогов геометрических фигур будут представлены предметы быта, дорожные знаки и прочее.

5) Рефлексия учащихся будет проходить в виде самопредставления творческих работ.

1.     Образовательная область: математика, технология

Тема: « Геометрические фигуры»

2.     Цели урока:

Предметные – Уметь распознавать геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки).Знать понятия «четырёхугольник», «прямоугольник». Уметь их распознавать.

Знать понятие «пересечение под прямым углом».Уметь прикладывать угольник к изображению угла.

Уметь распознавать такие фигуры, как круг, треугольник и прямоугольник, и правильно использовать соответствующие термины.

Метапредметные

·        Личностные:

Положительное отношение к школе, к изучению математики. Понимание значения математики в жизни человека, представление о знании и незнании.

·        Регулятивные:

Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами

·        Познавательные:

Сравнивать  и упорядочивать объекты по разным признакам.

Устанавливать пространственные отношения: выше – ниже, слева – справа, сверху – снизу, спереди – сзади, перед, после, между и др.

Сравнивать и  классифицировать предметы по цвету, форме и размеру

·        Коммуникативные:

Принимать участие в работе парами и группами.

Методологические (оргдеятельностные): Выполнить работу творческого характера используя полученные на уроке знания – рисунок из геометрических фигур.

3. Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность ученика – отличительные свойства геометрических фигур на плоскости.

4. Планируемые способности: 1) когнитивные (познавательные) качества – умение видеть в окружающих предметах геометрические фигуры.

2) креативные (творческие) качества – создавать с помощью геометрических фигур предметы.                       

3) методологические (оргдеятельностные) качества – договориться с соседом по парте, спланировать свою работу, распределить обязанности в паре, рефлексия.

5.  Личностное целеполагание учеников на занятие будет происходить через интригу связанную с учебными персонажами Машей и Мишей.

6.  Образовательная ситуация.

1) Решение ключевой проблемы – как отличить  фигуры друг от друга? Почему их так называют? Где прячутся фигуры?

2) Назвать отличительные  признаки геометрических фигур. Назвать основные свойства симметричной фигуры.  Назвать основные свойства ломаной линии. Найти фигуры  заданной  формы.  На какие фигуры похожи окружающие нас предметы? Изобразить предметы с помощью геометрических фигур.

3) В конце урока обучающиеся в парах должны создать рисунок любого предмета с помощью определенных геометрических фигур.

4) В ходе урока в качестве аналогов геометрических фигур будут представлены предметы быта, дорожные знаки и прочее.

5) Рефлексия учащихся будет проходить в виде самопредставления творческих работ.

7. Диагностика внешнего образовательного продукта проходит в виде обоснования обучающихся своей работы: соответствие критериям задания, сравнение с аналогичными работами товарищей. Для поощрения используется словесные формы оценки, т.к. отметочная система в 1 классе еще не  введена.

https://www.youtube.com/watch?v=5aumSBPawgM

Приобретенный опыт, точное и уместное употребление терминов, знание признаков геометрических фигур при описании своих творческих работ позволит мне, как учителю,  диагностировать прирост внутреннего образовательного продукта.

8.  Правильно выполненные работы учеников, их словесное обоснование, трудоспособность и плотность урока, эмоциональный настрой на работу (заинтересованность учащихся) позволит мне сделать вывод об успешности проведенного занятия.

Ход урока.

1.     Организационный момент.

2.     Мотивационная ситуация.

2.1.         Учитель: Вы любите играть в прятки? А что больше любите прятаться или искать? Сегодня мы попробуем себя в разных ролях. А что же мы будем искать и прятать?

2.2.         Сценка, подготовленная ребятами класса «Про Машу и Мишу»:

«- Маша, поэтам и художникам нужен «особый взгляд» на вещи, а математику нужно обладать таким даром?

– Конечно! Вот посмотри. Чем отличаются все фигуры, нарисованные слева, от всех фигур справа?» (Слайд№2)

Учитель: – Ребята, давайте поможем Маше и Мише разобраться.

                    Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О геометрических фигурах)

2.3.         Учитель:– Закрасьте только прямоугольники.

Учитель:– Назовите свойства прямоугольника.

Учитель:– Как называются другие фигуры? (Четырехугольники.)

Учитель:– Какие еще геометрические фигуры вы знаете?

Учитель:– Сегодня на уроке повторим названия изученных геометрических фигур и геометрических понятий.

3.     Работа по учебнику (с. 68).

З а д а н и е  № 1.

– Что изображено на чертеже? (Геометрические фигуры.)

– Какие  фигуры  есть  на  чертеже?  (Круги, треугольники, прямоугольники.)

– Сколько всего геометрических фигур? (10 фигур.)

– Сколько кругов? (4 круга.)

– Сколько треугольников? (3 треугольника.)

– Сколько прямоугольников? (3 прямоугольника.)

– Выполните математическую запись по схеме  +  +  = .

З а п и с ь: 4 + 3 + 3 = 10.

– Поставьте на треугольники зеленые фишки, на круги – синие, на прямоугольники – желтые.

– Есть ли среди данных треугольников такие, у которых все стороны равны?

– Есть ли среди данных треугольников такие, у которых прямой угол?

– Рассмотрите прямоугольники. Какие стороны у них равны? (У прямоугольника противоположные стороны равны.)

– Есть ли среди данных прямоугольников такие, у которых все стороны равны? Как они называются? (Это квадрат.)

– Найдите среди данных фигур симметричные.

– Проведите для каждой такой фигуры прямую, относительно которой они симметричны.

З а д а н и е  № 2.

– Из каких геометрических фигур состоит рисунок?

– Сколько здесь треугольников? (5.)

– Сколько здесь прямоугольников? (10.)

– Сколько здесь кругов? (6.)

– Есть ли среди данных треугольников такие, у которых есть прямой угол?

– Есть ли среди данных треугольников такие, у которых все стороны равны?

З а д а н и е  № 3.

– Рассмотрите данную фигуру. На что она похожа? (На открытый почтовый конверт.)

– Из скольких отрезков состоит эта фигура? (12 отрезков.)

– Назовите свойства отрезка. (Отрезок – это часть прямой; отрезок имеет два конца, концами отрезка являются точки.)

– Покажите замкнутую ломаную линию на этом чертеже.

– Назовите основные свойства ломаной линии. (Ломаная состоит из отрезков, отрезки называются звеньями ломаной; концы отрезков – это вершины ломаной; вершина, из которой выходит одно звено, – это конец ломаной; если у ломаной нет концов, то она замкнутая.)

– Обведите данную фигуру, не отрывая карандаша и не проходя дважды по одному и тому же отрезку. (Надо начать обход из вершины, в которой сходятся 3 отрезка.) (Слайд №3)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а                                                                                           

Мы с фигурками играли, (Дети часто моргают, не напрягая глаз) Наши глазоньки устали. Раз-два-три-четыре-пять, Будем глазками моргать.

Пусть немного отдохнут (Дети закрывают глаза)
И опять моргать начнут. (Глаза открывают и моргают как обычно)

Источник: http://www.openclass.ru/node/304409

Прямоугольник и квадрат. 1 класс. Разработка урока

Математика пособия фигуры 1 класс

Тема: «Прямоугольник и квадрат».

Цель: познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.

Задачи:

  • Показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата; сформировать навык определения фигур по сторонам и углам; учить строить фигуры с помощью линейки; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
  • Развивать пространственные представления; учить планировать практические действия и воспроизводить их в заданном или самостоятельно выстроенном прядке (составление фигур из частей); сотрудничать и взаимодействовать: согласовывать свое и чужое мнение/решение; отвечать на вопросы, формулировать свои по образцу.

Оборудование:

  • учебник «Математика» 1 класс, авторы: Минаева С.С., Рослова Л. О., Рыдзе О.А. (под редакцией В. А. Булычева);
  • карточки с числами от 0 до 10;
  • рабочие тетради,
  • раздаточный материал (геометрический фигуры),
  • карточки для доски со словами «Каждый», «квадрат-», «прямоугольник,», «но не каждый», «прямоугольник-», «квадрат.», интерактивная доска, счетные палочки, ножницы, линейки.

Тип урока: поисково-исследовательский.

1. Орг. момент

Учитель: Ребята, сейчас у нас урок математики.

Фронтальная работа

Слайд №1 (на слайде угольник, карандаш).

Учитель: Посмотрите на доску. Как вы думаете, с каким разделом математики будем сегодня работать?

Ученики: Это раздел математики – геометрия (слайд 2).

Учитель: Итак, начнём урок с разминки. Перед нами «Магический квадрат». Как вы думаете, почему эту фигуру называют квадратом?

А кто не забыл, почему этот квадрат «магический»?

Припомним, как работаем с магическим квадратом. Да, когда появляется звездочка, вы считаете, какое число должно быть в этой клетке и поднимаете карточку с ним. (Слайды 3–16.)

3. Актуализация знаний

Учитель: Выберите из фигур в конверте квадрат.

Ученики: выбирают из предложенных в конвертах фигур нужную.

Учитель: Переворачивает карточку на доске со словом «квадрат».

Учитель: А какую геометрическую форму имеют стены нашего класса?

Ученики: Прямоугольную.

Учитель: Выберите из фигур в конверте прямоугольник.

(Переворачивает карточку с надписью «прямоугольник».)

Учитель: Итак, у вас в руках 2 геометрические фигуры. Что вы уже умеете делать с этими фигурами?

Ученики: (рисовать, чертить, складывать и вырезать, составлять).

Учитель: Что ж, вы многое знаете о квадрате и прямоугольнике. Давайте же уточним ваши знания, научимся различать и сравнивать прямоугольник и квадрат.

Фронтальная работа

Учитель: Прочитайте задание. (Слайд 17. Продолжите фразу:

  • «Четырёхугольник, у которого все углы прямые и противоположные стороны равны – это…» (прямоугольник);
  • «Четырёхугольник, у которого все углы прямые все стороны равны – это…» (квадрат).).

Учитель: Эти знания нам понадобятся в следующем задании. Откройте учебник на странице 78. Найдите рисунок. (На рисунке изображены 4 прямоугольника. Слайд 18).

Как называются эти фигуры?

Ученики: Прямоугольники.

Учитель: Докажите.

Ученики: У каждой фигуры по 4 прямых угла и противоположные стороны равны.

Учитель: Есть ли среди этих прямоугольников квадраты?

Ученики: второй и четвертый.

Учитель: Докажите.

Ученики: подписывают длины сторон.

Учитель: Что же получается: 2 фигуры мы отнесли и к прямоугольникам и к квадратам?

Учитель: К какому выводу мы пришли?

Ученики: Квадрат – это тоже прямоугольник, у которого все стороны равны.

Учитель: Прочтём в учебнике на с.78 (Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны). Вы сами вывели это правило. Молодцы!

На доске множество фигур (треугольники, круги, квадраты, прямоугольники).

Учитель: Сейчас проверим, сможете ли вы использовать это правило.

Оставьте на доске только прямоугольники.

Ученики: (убирают лишние фигуры).

Учитель: обведите их линией.

А теперь найдите среди них квадраты и обведите их линией.

Ученики: (обводят).

Учитель: Посмотрите, что у нас получилось. Среди всех прямоугольников есть особенные – это квадраты.

Учитель: Попробуйте сконструировать идею урока из карточек, которые на доске и правила, которое вы «открыли».

(На доску добавляю карточки со словами «каждый, прямоугольник, но не каждый квадрат.)

Ученики делают вывод: Каждый квадрат – прямоугольник, но не каждый прямоугольник – квадрат.

Учитель: Запомним это.

5. Работа с новым знанием (воспроизведение, применение по образцу, указанию учителя и самостоятельно)

Учебник с. 78, № 1. (Слайд 19.)

Учитель: Прочитайте про себя. Теперь вслух. Сколько прямоугольников на рисунке?

Ученики: 2; 3.

Учитель: Докажите.

Ученики: (у доски обводят и считают).

Учитель: А есть ли среди них квадрат?

Ученики: да; нет.

Учитель: А можем ли мы с полной уверенностью утверждать, квадрат ли это? Какой инструмент нам поможет в этом?

Ученики: Линейка.

Индивидуальная работа

Учитель: Работаем в тетрадях на печатной основе с.37 №1 (Обведи и раскрась синим карандашом квадрат со стороной 3 см, зеленым – прямоугольник со сторонами 4 см и 3 см.) (Слайд 20.)

Измеряете вы замечательно! А теперь попробуем начертить эти фигуры в тетради.

Задание по вариантам в тетрадях: (Слайд 21.)

Учитель:

  • 1 Вариант: построить прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см.
  • 2 Вариант: построить прямоугольник со сторонами 6 см и 2 см.

Ученики: (Работают самостоятельно. Выполняют взаимопроверку).

Поднимают руки, кто всё сделал.

Учитель: Какова сумма длин сторон прямоугольника со сторонами 5 см и 3 см?

Ученики: 16 см. (Слайд 22.)

Учитель: Какова сумма длин сторон прямоугольника со сторонами 6 см и 2 см?

Ученики: 16 см. (Слайд 23.)

Учитель: Что заметили?

Ученики: Стороны разные, а периметры одинаковые.

Учитель: А можем ли мы подобрать другие стороны прямоугольника, чтобы сумма сторон равнялась 16 см?

Ученики: На маркерных досках в парах подбирают варианты 7 см и 1 см; 4 см и 4 см.

Учитель: А разве 4 см и 4 см нам подходит? Ведь задание было о прямоугольнике!

Ученики: Квадрат – это прямоугольник.

6. Повторение

1) Тренажер по математике «Вентана-Граф» – Часть 1 – геометрические фигуры – №15 (Лена взяла все красные фигуры, Саша взял все треугольники, Миша – все маленькие. Какую фигуру взял Петя?)

Учитель: В этом задании встретились разные фигуры: желтые и красные, большие и маленькие, круги и треугольники.

А теперь посмотрите на фигуры у себя на груди.

  • Сейчас по музыкальному сигналу фигуры должны сгруппироваться по размеру своих фигур. (Большие, маленькие, средние).
  • А теперь разбейтесь по цветам! Получились группы (синие, красные, зеленые).
  • По следующему музыкальному сигналу разбейтесь по форме фигур! (Треугольники, квадраты, круги.)

Учитель: На группы вы делитесь замечательно, а как вы умеете работать в группах?

Работа в группах (cлайд 24)

1. Группа №1: Задание: из частей квадрата (при помощи ножниц) получить один треугольник.

2. Группа № 2. Задание: из частей квадрата (при помощи ножниц) получить 2 квадрата.

3. Группа №3. Задание: из частей квадрата (при помощи ножниц) выложи фигуру.

4. Группа №4. Задание: выложить из 7 палочек 2 квадрата.

(Слайды 25–26.)

Учитель: Вы замечательно строите и выкладываете квадраты и прямоугольники.

Теперь поработаем все вместе.

1) Давайте попробуем смоделировать эти фигуры из листа бумаги. Какую форму имеет лист бумаги?

Ученики: прямоугольник.

Учитель: А как из прямоугольника сделать квадрат?

Учитель: А как из квадрата сделать прямоугольник?

Ученики: Квадрат и есть прямоугольник.

2) Работа с карточками «Светофор».

Тренажер по математике «Вентана-Граф» – Часть 2 – геометрические задания – № 3.

(Выбери верные утверждения. Изображен квадрат. Даны ответы: Это треугольник, это четырехугольник и т.д. Дети сигнализируют красной и зеленой карточками.)

Самостоятельная работа

Заполнение таблицы. Поставить +.

Прямоугольник

Квадрат

Все углы прямые

Имеет 4 стороны

Имеет 4 вершины

Все стороны равны

Все стороны разной длины

Проверка с доски – самостоятельно по образцу. (Слайды 27–28.)

7. Обобщение

Учитель: Квадраты и прямоугольники существуют не только в математике. Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется « Квадрат».

Ученик:

«КВАДРАТ»

Пришёл из школы старший брат, Из спичек выложил квадрат. Дала мне мама шоколад,

Я дольку отломил – квадрат.

И стол – квадрат, и стул – квадрат, И на стене плакат – квадрат, Доска, где шахматы стоят, И клетка каждая – квадрат, Стоят там кони и слоны,

Фигуры боевые.

КВАДРАТ – четыре стороны, Все стороны его равны,

И все углы прямые.

Учитель: Геометрические фигуры встречаются в живописи.
Знаете эту картину? (Слайд 30.) Это «Черный квадрат» Казимира Малевича. Одна из известнейших картин в русском искусстве.

«Всё гениальное просто» – 4 стороны, 4 угла и перед нами шедевр.

Мы с вами тоже сделаем свои «шедевры».

Достаньте те квадраты, которые получили при моделировании и закрасьте их:

  • красным – я доволен своей работой на уроке;
  • желтым – у меня были ошибки, которые я постараюсь исправить;
  • синим – мне было трудно. (Слайд 31.)

Учитель: И в награду за хорошую работу – вам – конфетки.

Но, прежде чем съесть, скажите, какую форму имеет вид конфеты сверху, квадрата или прямоугольника?

Ученики: Квадрат (он же прямоугольник!).

Учитель: Всем спасибо!

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/pryamougolnik-i-kvadrat-1-klass-razrabotka-uroka/

Эгида Права
Добавить комментарий