Отражение субсидии в бухучете

Порядок учета субсидий бюджетными учреждениями с 2019 года

Отражение субсидии в бухучете

Жизнь бухгалтера бюджетного учреждения нельзя назвать скучной. С наступлением очередного финансового года уже традиционно приходится пересматривать порядок ведения бюджетного учета. В новой статье разберемся, как с 2019 года бюджетным (автономным) учреждениям правильно организовать учет получаемых из бюджета субсидий.

Виды получаемых бюджетными учреждениями из бюджета субсидий

На основании Соглашений, заключаемых с учредителями, бюджетным (автономным) учреждениям могут предоставляться из бюджета:

  • субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (учитываются учреждениями по КФО 4);
  • субсидии на иные цели (КФО 5);
  • субсидии на осуществление капитальных вложений (КФО 6).

Каждый из этих видов субсидий предоставляется для достижения учреждениями определенных целей.

Так, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания предоставляются учреждениям в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ.

Целью предоставления указанного вида субсидий является финансовое обеспечение выполнения учреждениями государственного (муниципального) задания, доводимого учредителем.

Отметим, что от выполнения такого задания учреждения отказаться не могут.

Субсидии на иные цели предоставляются учреждениям в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ. Они направлены на осуществление расходов, которые учреждение должно произвести для достижения целей своей деятельности.

При этом расходование иных средств для данных целей (средств на выполнение госзадания, средств от приносящей доход деятельности, средств ОМС) не предусмотрено.

К примеру, за счет субсидий на иные цели осуществляется капитальный ремонт, приобретение дорогостоящего оборудования.

Субсидии на осуществление капитальных вложений предоставляются учреждениям в соответствии со статьей 78.2 Бюджетного кодекса РФ.

Цель предоставления указанных субсидий — осуществление учреждениями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

В результате расходования такого вида субсидии в оперативное управление учреждения должен поступить вновь построенный или приобретенный объект недвижимого имущества.

Какие коды КОСГУ и видов доходов применяются для учета субсидий

С 01.01.2019 действуют новые порядки применения бюджетной классификации*(1)

Обратите внимание, что безвозмездные поступления для целей определения КОСГУ теперь необходимо делить на поступления текущего и капитального характера.

К поступлениям капитального характера относятся те, которые приводят к формированию (увеличению) стоимости основных средств, нематериальных или непроизведенных активов учреждения.

Иные поступления относятся к поступлениям текущего характера.

Если же условиями предоставления средств предусматривается осуществление расходов как капитального характера, так и расходов не капитального характера, то указанные поступления признаются поступлениями текущего характера.

При этом применение КОСГУ и видов доходов в отношении субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания с 01.01.2019 не поменялось.

Такая субсидия по-прежнему отражается по КОСГУ 131 “Доходы от оказания платных услуг (работ)” и статье видов доходов 130 “Доходы от оказания платных услуг, компенсаций затрат”. По всей видимости это связано с тем, что такого рода субсидию нельзя отнести к безвозмездной.

Учреждение обязано достичь установленные показатели выполнения задания, в противном случае субсидию (или ее часть) нужно будет вернуть обратно.

Субсидии на иные цели могут носить как капитальный (к примеру, если субсидия предоставлена для приобретения основных средств), так и текущий характер (пример — проведение ремонта). В зависимости от характера предоставления субсидии выбирается код КОСГУ:

  • 152 “Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления”или:
  • 162 “Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления”.Код видов доходов для субсидии на иные цели предусмотрен единый (без разбивки на поступления текущего и капитального характера) — 180 “Прочие доходы”.

Субсидии на осуществление капитальных вложений отражаются с 01.01.2019 по подстатье 162 “Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления” КОСГУ и коду видов доходов 180 “Прочие доходы”.

С 01.01.2019 вступил в силу новый федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Доходы”*(2).

Основное новшество для учета субсидий в связи с данным стандартом — это то, что учреждения отражают доходы будущих периодов в виде субсидии на основании заключенных с учредителем Соглашений. Признание таких доходов доходами текущего года осуществляется уже на основании отчета о выполнении условий предоставления средств.

Соответствующие правки уже внесены в инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях. Они подлежат применению с 01.01.2019.

Напомним, что ранее доходы в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания признавались доходами текущего года на основании условий Соглашения (при наступлении даты предоставления субсидии).

Если обобщить вышесказанное, то учет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания отражается учреждениями с 01.01.2019 следующими бухгалтерскими записями:

1. Дебет 4 205 31 000 Кредит 4 401 40 131 — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в сумме субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;2.

Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 401 10 131 — отражено признание доходов в виде субсидии на выполнение госзадания доходами текущего года в соответствии с отчетом о выполнении государственного (муниципального) задания доходов текущего финансового года;

3.

Дебет 4 401 40 131 Кредит 4 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков субсидий в связи с недостижением установленных заданием показателей на основании отчета о выполнении государственного (муниципального) задания.

Проводки при учете целевых субсидий

Корреспонденции по учету целевых субсидий будут аналогичны корреспонденциям по учту субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Учитывая положения обновленных инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях, проводки при учете целевых субсидий будут следующими:

1. Дебет 5 (6) 205 52 (62) 000 Кредит 5 (6) 401 40 152 (162) — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в объеме целевой субсидии;2.

Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 401 10 152 (162) — отражено признание доходов в виде целевой субсидии доходами текущего года в в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива);

3.

Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков предоставленных учреждениям целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей (не выполнением условия при передаче активов), на основании отчета о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов).

Источник: https://grnt.ru/blog/poryadok-ucheta-subsidij-byudzhetnymi-uchrezhdeniyami-s-2019-goda/

Учет субсидий в бухгалтерском учете

Отражение субсидии в бухучете

Получение субсидий, т.е. целевой государственной помощи, является сегодня популярной формой поддержки бизнеса при реализации госпрограмм или возмещении недополученных доходов компаниям. Узнаем, как отразить субсидии в бухгалтерском учете.

Отражение субсидий в бухгалтерском учете

Определение субсидии как целевой помощи (ПБУ 13/2000) является главным условием применения счета 86 «Целевое финансирование». Именно на нем аккумулируются суммы, объединяемые единым термином «субсидии» – учитываются поступления, контролируется использование средств по назначению и осуществляется возврат неосвоенных сумм.

Поступление субсидии фирма может отражать в учете двумя способами:

  1. Зафиксировав на момент подписания договора о предоставлении дотации задолженность бюджета по дебету сч. 76, а при получении субсидии – кредитуя его:

Д/т 76 К/т 86 – на сумму предполагаемой субсидии;

Д/т 51 (08, 10) К/т 76 – на поступление средств, инвестиций, ТМЦ, имущества и др. в рамках договора о целевом субсидировании;

  1. По факту поступления средств:

Д/т 08, 10, 51 К/т 86 – на сумму субсидии.

Если дотационными средствами осуществляется финансирование затрат, возникших в прошлых отчетных периодах, то учет субсидий в бухгалтерском учете производится в структуре прочих доходов:

Д/т 76 К/т 91/1- на сумму бюджетной задолженности;

Д/т 51 К/т 76 – на сумму поступившей субсидии.

Порядок учета бюджетной помощи на капвложения (п. 9 ПБУ 13/2000) предусматривает отражение дотационных сумм в составе доходов будущих периодов. Проводкой Д/т 86 К/т 98 суммы субсидии списывают со сч. 86 в момент ввода ОС или НМА в эксплуатацию.

На протяжении срока полезного использования (СПИ) амортизируемых активов или в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления субсидии на приобретение неамортизируемого имущества, средства со сч.

98 равномерно (или в размере начисленного за месяц износа) списываются на финансовые результаты фирмы как внереализационные доходы. 

Возврат субсидий

Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления.

Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть.

Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.

Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.

Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:

Операции Д/тК/т
По капвложениям
Отражена задолженность по возврату субсидии8676
Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа91/286
Восстановлена сумма субсидии98/286
По текущим затратам
Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии8676
Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов91/286

Субсидия в бухгалтерском учете: проводки в примерах

За счет субсидии, выделенной ООО «Стройка», компанией в январе 2017 года приобретен участок земли под застройку стоимостью 3 500 000 руб. Согласно заключенному договору, возведение дома будет продолжаться с 1 февраля 2017 по 30 июля 2018 – 18 месяцев. Учет субсидии в бухучете фирмы отразится проводками:

Операции Д/тК/тСумма
Зачислены средства из бюджета51863 500 000
Стоимость участка отражена в структуре капвложения фирмы08603 500 000
Участок принят к учету01083 500 000
Отражение субсидии в бухгалтерском учете доходов будущих периодов8698/23 500 000
Ежемесячное списание доли суммы субсидии во внереализационные доходы (3 500 000 / 18 мес.) по неамортизируемому имуществу, каким является земельный участок98/291/1194 444

В мае 2017 года ООО «Радон» приобрело комплекс оборудования в рамках программы господдержки на сумму 560 000 руб. Размер ежемесячной амортизации комплекса составил 4666,67 руб. (560 000 / 10 / 12 мес.), начислялась она с июня 2017 по май 2018 – 12 мес.

Спустя год (в мае 2018) проверкой установлено нарушение целевого использования выделенной дотации, и субсидия была возвращена в бюджет на основании составленного акта. Бухгалтер оформил операции проводками:

Операции Д/тК/тСумма
Задолженность по возврату субсидии8676560 000
Учтена сумма износа в составе доходов будущих периодов (4666,67 х 12)98/291/156 000
Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа (4666,67 х 12)91/18656 000
Восстановлена сумма субсидии (560 000 – 56 000)98/286504 000
Дотация перечислена в бюджет7651560 000

Налогообложение субсидий

Учет госпомощи при расчете налога на прибыль зависит от признания дотации целевым финансированием в целях налогообложения прибыли (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Так, по коммерческим компаниям целевыми признаются субсидии, направленные для финансирования капремонта многоквартирных домов и общего имущества в них.

Подобные дотации компания вправе не включать в состав облагаемых доходов, но при соблюдении обязательных условий, как то:

  • ведение раздельного учета доходов и расходов по целевым операциям;
  • использование субсидированных средств на означенные цели.

Выплата бюджетной помощи в других случаях целевым направлением не признается, а, значит, коммерческие компании не вправе исключать ее из облагаемых доходов. Т.е. субсидии учитываются при расчете налога на прибыль в составе внереализационных доходов. Датой признания их будет считаться дата поступления средств на счет (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ). 

Источник: https://spmag.ru/articles/uchet-subsidiy-v-buhgalterskom-uchete

Учет целевых субсидий в 2019 году — Audit-it.ru

Отражение субсидии в бухучете

Ларцева Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Пунктом 1 ст. 78.1 БК РФ предусмотрено предоставление бюджетным (автономным) учреждениям из бюджетов субсидий на выполнение госзадания, а также на иные цели. Порядок учета последних с 2019 года принципиально изменился. Какие новшества необходимо учитывать при отражении в бухгалтерском учете операций по поступлению и возврату целевых субсидий, расскажем далее.

Перечень целевых субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным (автономным) учреждениям, подведомственным Минспорту, а также порядок определения их объема и условий предоставления установлены Приказом Минспорта РФ от 01.02.2017 № 59 (далее – Порядок № 59). Согласно данному порядку субсидии предоставляются в целях:

  • ежемесячной компенсационной выплаты по оплате жилых помещений, коммунальных услуг (отопления и освещения) работникам;
  • компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей;
  • выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам);
  • выплаты денежного вознаграждения (премии) российским спортсменам по итогам выступлений на спортивных мероприятиях, тренерам и специалистам в области физической культуры и спорта, входящим в составы спортивных сборных команд РФ, обеспечившим подготовку спортсменов – победителей и призеров спортивных мероприятий в соответствии с решениями Правительства РФ;
  • осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации;
  • осуществления мероприятий по ремонту объектов движимого имущества;
  • благоустройства земельных участков, находящихся в пользовании федерального государственного учреждения;
  • содержания имущества;
  • приобретения особо ценного движимого имущества;
  • модернизации объектов нефинансовых активов, отнесенных к движимому имуществу, за исключением нематериальных активов;
  • приобретения материальных запасов, затраты на приобретение которых не включены в расчет нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы);
  • приобретения объектов недвижимого имущества и оформления прав на них;
  • иных.

Для определения объема целевой субсидии учреждение направляет в Минспорт заявку на получение целевой субсидии, содержащую расчет и финансово-экономическое обоснование размера целевой субсидии.

Расчеты (обоснования) целевой субсидии формируются учреждением с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, требованиями технических регламентов, положениями стандартов, сводами правил, порядками и правоустанавливающими документами в зависимости от цели субсидии (п. 4 Порядка № 59).

Целевая субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Минспортом и учреждением. Типовая форма такого соглашения утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н.

Операции с целевыми субсидиями учитываются на отдельном лицевом счете, открываемом учреждению в органе Федерального казначейства (п. 5 Порядка № 59).

Не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии подлежат перечислению в федеральный бюджет. Однако при принятии Минспортом решения о наличии потребности в остатках целевой субсидии такие остатки могут быть использованы учреждением в следующем году на те же цели (п. 9 Порядка № 59).

Новые коды КОСГУ для целевых субсидий

При отражении доходов в виде целевых субсидий, поступающих учреждениям спорта в 2019 году, следует использовать новые подстатьи КОСГУ (п. 9.5.2, 9.6.2 Порядка № 209н):

  • 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» – предназначена для отражения целевых субсидий текущего характера;
  • 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» – предназначена для отражения целевых субсидий капитального характера.

Указанные подстатьи применяются вместо ранее использовавшейся подстатьи 183 (в 2018 году).

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a72/980249.html

УЧЁТ СУБСИДИЙ КОММЕРЧИСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Отражение субсидии в бухучете

На сегодняшний день субсидии являются весьма востребованной и популярной формой поддержки предпринимательства. О том, как их правильно отразить в учете и как рассчитать налоги в связи с получением субсидии в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, мы и поговорим в этот раз.

Что же такое субсидия?

Величина, а также порядок выделения субсидий предпринимателям устанавливается субъектами Российской Федерации.

Итак, все условия выполнены и – УРА! – нам выделена субсидия. Как же нам с ней дальше быть?

Для начала рассмотрим порядок бухгалтерского учета, полученных субсидий.

Бухгалтерский учет субсидий

Субсидия всегда имеет целевое финансирование. Отсюда вытекает, что проводки должны «крутиться» около счета 86 «Целевое финансирование».

В бухгалтерском учете субсидий возникает три группы операций:

– поступление;

– использование;

– возврат неиспользованной субсидии.

В зависимости от выполнения условий предоставлению бюджетных средств организация может отражать средства субсидии двумя путями (пункт 7 ПБУ 13/2000).

  1. По мере возникновения целевого финансирования и задолженности по этим средствам. Данный вариант используется, если имеется уверенность, что условия предоставления таких средств организацией будут выполнены и имеется уверенность, что указанные средства будут получены. В данном случае задолженность по субсидии отражается на момент заключения договора или принятия и публичного объявления решения и т.п. и делаются проводки:
  2. По мере фактического получения ресурсов
  3. 1.Налог на прибыль
  4. 2.УСН и ЕСХН
  5. 3.ЕНВД

Полученные средства учитываются на счете 86 вплоть до того момента, пока у организации не появится уверенность в том, что условия полученных средств будут выполнены (п. 12, п. 7 ПБУ 13/2000 и инструкция к плану счетов).

Например, организация получила средства на строительство производственного помещения, но есть сомнения в том, что строительство будет доведено до конца.

Если субсидия предоставлена на финансирование расходов, которые возникли у организации в прошлых отчетных периодах (п. 10 ПБУ 13/2000), то отражаем ее следующим образом:

Использовать средства субсидии организация обязана по строго целевому назначению и с соблюдением всех условий их предоставления. В противном случае полученные средства нужно вернуть бюджету.

Средства субсидии, направленные на финансирование капитальных расходов, списываются в следующем порядке:

Если приобретенный актив не амортизируется, то целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при принятии к учету. А далее в течение срока признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления средств бюджетом, указанные суммы относятся в состав прочих доходов.

Порядок отнесения целевых средств в состав прочих доходов законодательно не закреплен. Поэтому организация может сама его разработать и закрепить в учетной политике.

Использование субсидии на финансирование текущих расходов (приобретение материалов, выплата заработной платы) отражается в периодах, когда такие затраты признаны.

Вариант отражения операции по возврату средств субсидии зависит от:

– момента, когда возникло обязательство по возврату полученной субсидии;

– метода, которым отражено поступление государственной помощи.

Если организация отразила поступление субсидии по мере возникновения целевого финансирования (первый вариант) и обстоятельства, ставшие причиной возврата, возникли в году получения субсидии, то организация должна сторнировать все проводки, связанные с поступлением и использованием субсидии. Все кроме проводки по фактическому получению субсидии (Дебет 51 Кредит 76). Когда произойдет фактический возврат субсидии, то делаем проводку:

Дебет 76 Кредит 51 (08, 10 …) – возврат ранее полученной субсидии

Если организации в текущем году необходимо вернуть субсидию, полученную в предыдущие году, то действуем по следующей схеме:

Налогообложение полученных субсидий

Субсидии, полученные в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включаются в налогооблагаемые доходы. При этом они включаются не единовременно, а пропорционально расходам, оплаченным за счет средств финансовой поддержки.

Например, мы получили субсидию в мае 2014 года в размере 300 000 рублей

В июне мы потратили 37 000 рублей на приобретение мебели.

Таким образом, по итогам второго квартала в база по налогу на прибыль в части субсидии (не путайте с общей базой по налогу на прибыль!) у нас составит 0 рублей. Так как мы покажем в расходах 37 000 рублей и в доходах соответственно тоже только 37 000 рублей.

Такие средства должны быль полностью включены в налоговую базу в течение двух налоговых периодов. Поэтому если вы к концу второго года не успели израсходовать всю сумму субсидии, остаток вам все равно придется обложить налогом.

Описанные порядок не действует в случае если за счет субсидии организация покупает амортизируемое имущество. Такая субсидия включается в доходы по мере начисления амортизации (п. 4.3 ст. 271, п. 2.3 ст. 273 НК РФ)

Средства субсидии отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленных за ее счет (в данном случае числовой пример может быть аналогичен налогу на прибыль), но не более двух налоговых периодов с даты ее получения. Если по окончании второго налогового периода не вся сумма субсидии израсходована, то разницу между полученной и признанной субсидии придется признать в качестве дохода по окончании второго года п. 5 ст. 346.5, п. 1 ст. 346.17).

При УСНО данный порядок применяется как при объекте «доходы минус расходы», так и при объекте «Доходы». Но при этом организации должны вести учет потраченных сумм субсидии.

Расходы на приобретение основных средств учитываются в составе расходов при определении налоговой базы с момента ввода этих объектов в эксплуатацию в течение налогового периода равными долями в последний день отчетного (налогового периода) в размере оплаченных сумм.

Расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются для целей налогообложения (при УСНО) на дату реализации товаров.

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход. А средства государственной помощи в общем случае выходят за рамки деятельности облагаемой ЕНВД. Поэтому при поступлении и использовании такого имущества организация должна применять правила, общеустановленный порядок, либо в порядке и на условиях предусмотренных главами 26.1 и 26.2 НК РФ.

Таким образом, субсидия (если речь не идет о возмещении недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг по ценам, регулируемых государственными и муниципальными органами власти) не являются доходов, полученным от осуществления предпринимательской деятельности, переведенной на ЕНВД

Поэтому данная сумма подлежит налогообложению налогом на прибыль (налогом на доходы физических лиц, ЕСХН или УСН)

Подробнее об этом можно прочитать:

–          Письмо ФНС России от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@

Источник: http://www.dvmb.ru/component/k2/item/250-учёт-субсидий-коммерчискими-организациями

articles

Отражение субсидии в бухучете

Субсидии являются одной из форм бюджетных ассигнований. Субсидии   предоставляются юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (ст. 69, п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).

Случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти (п. 2 ст. 78 БК РФ). Согласно п. 3 ст.

78 БК РФ нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий из соответствующего бюджета, должен определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.

Зачастую, такие муниципальные правовые акты предусматривают заключение с получателем субсидии специального соглашения, конкретизирующего порядок предоставления и расходования бюджетных средств.

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, в том числе предоставляемой коммерческим организациям в форме субсидий, установлены в Положении по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденном Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н (далее – ПБУ 13/2000). При заключении с получателем субсидии специального соглашения основанием для отражения в бухгалтерском учете предоставленных в установленном порядке бюджетных средств является договор о предоставлении субсидии (пункт5 ПБУ 13/2000).

Существует два метода отражения в бухгалтерском учете факта возникновения целевого финансирования: отражение задолженности по получению этих средств или отражение фактического получения активов (пункт 7 ПБУ 13/2000).

Однако в случае предоставление бюджетных средств на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, законодательство устанавливает единственно возможный вариант.

Предоставленные бюджетные средства отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации (прочие доходы) (пункт 10 ПБУ 13/2000).

В последнем случае используется счет учета расчетов 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а фактическое поступление суммы субсидии на расчетный счет будет отражено в единой сумме записью Дебет счета 51 «Расчетный счет» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В свою очередь, на дату подписания договора о предоставлении субсидии возникает задолженность, отражаемая по Дебету счета76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

В отношении бюджетных средств, полученных на финансирование уже понесенных в предыдущие отчетные периоды расходов, в бухгалтерском учете делается запись Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 91 «Прочие доходы».

Если только часть осуществленных затрат можно квалифицировать как расходы прошлых отчетных периодов, то в отношении другой части предоставленной субсидии следует счет 86 «Целевое финансирование».

ПБУ 13/2000 предписывает на дату подписания договора о предоставлении субсидии признавать в бухгалтерском учете возникновение целевого финансирования как увеличение капитала организации: Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 86 «Целевое финансирование».

Если субсидия предоставляется в целях компенсации затрат организации на реконструкцию объектов основных средств или создание объектов основных средств, то у организации на момент предоставления субсидии осуществленные затраты могут  быть уже частично признаны в составе расходов предыдущих отчетных периодов, а частично входить в остаточную стоимость созданных и реконструированных объектов основных средств, не погашенную путем начисления амортизации. В этом случае организация, применяя положения пункта 10 ПБУ 13/2000, должна отразить в бухгалтерском учете запись Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» только на часть субсидии, равную сумме начисленных амортизационных отчислений со стоимости возмещаемых затрат на создание и реконструкцию объектов основных средств.

Относительно порядка отражения в бухгалтерском учете другой части субсидии ПБУ 13/2000 не содержит прямого указания на порядок учета операций.

По мнению автора, если на дату получения субсидии компенсируемые расходы полностью профинансированы, реконструкция и создание объектов основных средств завершены, то остаток полученных бюджетных средств должен учитываться в составе доходов будущих периодов (пункт 9 ПБУ /13/2000).

Пункт 8 ПБУ 13/2000 определяет порядок списания сумм со счета 86 – суммы использованные по целевому назначению учитываются «как увеличение финансовых результатов организации», то есть в составе доходов. Следовательно, при соблюдении целевого характера предоставленные средства должны увеличить сумму доходов организации.

Однако происходит это не единовременно, а систематически, причем период признания доходов определяется на основании положений пункта 9 ПБУ 13/2000. В отношении бюджетных средств, полученных на финансирование капитальных расходов, период признания доходов определяется как «срок полезного использования внеоборотных активов».

 

Для отражения операций получения и использования субсидии на возмещение расходов по реконструкции объекта организация делает следующие записи в бухгалтерском учете:

Дебет 76 Кредит 91 – признан прочий доход в части амортизации, начисленной за прошлые отчетные периоды, компенсируемой из бюджета (на дату подписания договора о предоставлении субсидии);

Дебет 76  Кредит 86 – отражено выделение субсидии за минусом суммы в покрытие расходов прошлых периодов (на дату подписания договора о предоставлении субсидии);

Дебет 86 Кредит 98 – учтена в составе доходов будущих периодов часть субсидии, подлежащая признанию по мере начисления амортизации в будущих отчетных периодах

Дебет 51 Кредит 76 – фактическое получение денежных средств;

Дебет 98 Кредит 91 – прочий доход в компенсируемой части начисленной амортизации (до конца срока полезного использования созданных и реконструированных объектов).

Налог на прибыль

Объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций являются все полученные доходы, уменьшенные на сумму произведенных расходов (статья 247 НК РФ). Некоторые доходы освобождены от налогообложения.

Их перечень предусмотрен статьей 251 НК РФ. Перечень необлагаемых доходов является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Поэтому все иные доходы, которые не указаны в этом перечне, нужно учесть для уплаты налога на прибыль.

Целевые средства поименованы в двух группах необлагаемых доходов – имущество, полученное налогоплательщиком в рамках целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), и целевые поступления (пункт 2 статьи 251 НК РФ).

Перечень видов имущества, признаваемого средствами целевого финансирования для целей налогообложения, является закрытым. С 1 января 2008 года в связи с поправками, внесенными Федеральным законом от 29.11.

2007 N 284-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее Закон № 284-ФЗ), средства целевого финансирования определяются как бюджетные ассигнования, выделяемые бюджетным учреждениям, а также субсидии автономным учреждениям.

Поскольку речь идет о получении субсидии коммерческой организацией, то полученные средства не могут расцениваться как целевое финансирование.

В отношении понятия целевые поступления имеет место неопределенность в части состава этой группы доходов.

Налоговый кодекс не содержит определения понятия целевых поступлений из бюджета, так же как не содержит и перечня таких средств (в пункте 2 статьи 251 НК РФ приведен лишь детальный перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций). Аналогичным образом определения понятия целевых поступлений из бюджета нет и в Бюджетном кодексе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2008 года) целевыми средствами для целей налогообложения налогом на прибыль организаций признавались целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. Контролирующие органы в своих разъяснениях относительно обложения доходов налогом на прибыль уделяли особое внимание вопросу, является ли налогоплательщик бюджетополучателем.

С 1 января 2008 года редакция пункта 2 статьи 251 НК РФ изменилась: из ее текста исключено упоминание о бюджетополучателях.

Таким образом, к целевым средствам теперь относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. В связи с этим можно говорить о том, что налоговое законодательство в настоящее время не устанавливает специальных требований к статусу налогоплательщика – получателя целевых поступлений из бюджета. По нашему мнению, это следует расценивать как распространение данной нормы на любые целевые поступления из бюджета вне зависимости от статуса их конечного получателя, поэтому такие целевые поступления как субсидия могут не учитываться при расчете налоговой базы.

Кроме того, полученная организацией субсидия соответствует описанию средств, имеющих целевой характер, содержащемуся в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

В пункте 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 98 сказано, что целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности по их расходованию в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.

Источник: http://baudit.su/articles?id=1

Какие Документы Оформляются в Рамках Получения и Использования Средств Целевых Субсидий

Отражение субсидии в бухучете

Государство стремится поддержать малое и среднее предпринимательство.

Такая поддержка наиболее часто выражается в форме предоставления субсидий – безвозмездных выплат из бюджета или спецфонда в качестве долевого финансирования затрат на бизнес.

Если условия выполнены и субсидия выделяется, нужно не только правильно ее распределить и потратить, но и адекватно отразить в учетной документации.

Поговорим о том, как проводить получаемые в рамках субсидирования средства по бухгалтерии и рассчитывать с них налоги.

Целевое назначение субсидий

Субсидия – это государственная дотация. Она призвана помочь юридическому или физическому лицу-предпринимателю решить один из финансовых вопросов:

  • покрыть часть понесенных на бизнес расходов;
  • возместить часть прошлых убытков;
  • компенсировать часть недополученной прибыли.

Держава выделяет субсидии в рамках 2 основных путей:

  1. Регулировка ценообразования – за счет этих денег власти помогают предпринимателям несколько восполнить расходы, выросшие за счет подорожания сырья, топлива, энергии и др.
  2. Социально-экономические программы – с целью способствовать экономическому росту и развитию государство дотирует производства и предприятия, значимые с социальной токи зрения.

СПРАВКА! На субсидию от государства могут рассчитывать госпредприятия, а также коммерческие и некоммерческие организации.

В зависимости от цели субсидия по-разному отражается в учетных бумагах: фиксируется в бухгалтерском учете и отражается в налоговой базе. В любом случае, они обязательны к учету, если одновременно выполняется два условия:

  • средства выделены бюджетом;
  • организация придерживается требований, выдвинутых государством для субсидирования.

Субсидии в Плане бухгалтерских счетов

Субсидия является государственным пособием и имеет строгое целевое назначение. Для регламентирования бухучета госдотаций существует План Бухгалтерских счетов «Учет государственной помощи (ПБУ 13/2000). Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, предписывает использовать для проводок счет 86 «Целевое финансирование».

Какие операции с субсидиями отражаются в проводках

Бухучет субсидий предусматривает три разновидности финансовых операций:

  • поступление дотационных средств;
  • применение финансов по целевому назначению;
  • возвращение части денег, которым не удалось найти целевое применение.

Когда отражать субсидии

Порядок освещения операций в учетных документах зависит от того финансового вопроса, который решает субсидия, то есть приходят ли деньги наперед или компенсируются постфактум. Отсюда вытекают два возможных пути отражения дотационных средств.

  1. «Задолженность по субсидии». Если имеется обоюдная уверенность – в соответствии требованиям финансирования и в получении денег – субсидию можно запланировать в балансе сразу после заключения договора, проведя ее как «государственную задолженность», погашаемую по мере получения траншей. В этом случае проводки будут следующими:
    • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование – отражение бюджетной дебиторской задолженности по предоставлению субсидии (на момент подписания договора);
    • дебет 51 «Расчетные счета (10 «Материалы», 08 «Внеоборотные активы или др. ), кредит 76 – поступили денежные средства (или имущество) в счет предоставленной по договору субсидии.
  2. «Получили – отразили». Деньги или активы, поступившие в качестве субсидии, отражаются на балансе тогда, когда они фактически предоставлены предприятию. Проводка такова:
    • дебет 51 (10, 08 и др. ), кредит 86 – отражение поступления финансов (или имущества, или и того, и другого) в рамках бюджетной субсидии.

Отражение субсидии на расходы прошлых периодов

Такой способ отражения субсидирования относится к первой отмеченной разновидности – погашению государственной задолженности. С ее помощью держава компенсирует целевые траты, которые уже были совершены ранее, а значит, нет сомнений в соблюдении условий субсидирования.

Согласно п. 10 ПБУ 13/2000, ее нужно отражать такой проводкой:

Дорогие посетители! На сайте предложены типовые варианты решения проблем, но каждый случай индивидуален и имеет свои нюансы.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – звоните по бесплатному телефону+7 800 350-23-69 доб. 504 (консультация бесплатно)
  • дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», кредит 91. 1 «Прочие доходы – отражение бюджетной задолженности по государственному дотированию;
  • дебет 51 «Расчетные счета», кредит 76 – поступили средства по субсидии в компенсацию расходов, возникших в прошлые периоды.

Отражение субсидирования капитальных расходов

Капитальными признаются расходы на приобретение, строительство, создание основных средств (внеоборотных активов). Особенность бухучета в том, что такое имущество подвержено ежемесячной амортизации, которую необходимо регулярно списывать. Если на капитальные затраты предназначается субсидия, то отражать эти средства следует в таком порядке:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98. 2 «Расходы будущих периодов – средства на капитальное приобретение (строительство, создание…) внеоборотного актива, полученные за счет субсидии;
  • дебет 20 «Основное производство (23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы и др. ), кредит 02 «Амортизация основных средств – начислена амортизация по основным активам, приобретенных в счет дотационных средств.

Если приобретенный на субсидию актив не подлежит амортизации, то это целевое финансирование следует учесть как доход будущих периодов, а потом отражать в составе «прочих доходов по мере признания затрат.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Четкого регламента по отнесению средств по субсидии в разряд «прочих доходов в законодательстве нет. Организация может сама закрепить его в своей документальной политике.

Как отразить субсидию на текущие расходы

Если государство предоставило средство не на приобретение актива, а на реализацию программы, то расходы будут не единовременными, а более-менее регулярными: организации нужно будет постоянно платить заработную плату, покупать сырье, расходники и т. . Отражать эти затраты в бухучете следует в тот период, когда они признаются. Приведем пример признания бюджетных средств, затраченных на приобретение материалов:

  • дебет 10 «Материалы», кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками – приобретены материалы у поставщика;
  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98. 2 «Расходы будущих периодов – сумма субсидии, направленная на покупку материалов, признана расходом будущих периодов;
  • дебет 20 (23, 25, 26 и др. ), кредит 86 – списаны использованные материалы;
  • дебет 98. 2, кредит 91. 1 «Прочие доходы – в момент списания материалов сумма на их приобретение учтена в составе прочих доходов.

Для выплаты вознаграждения за труд из дотационных средств проводки будут такими:

  • дебет 86 «Целевое финансирование», кредит 98. 2 «Расходы будущих периодов – к будущим расходам отнесена сумма на выплату зарплаты, предоставленная субсидией;
  • дебет 20 (23, 25, 26 и др. ), кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда (69 «Расчеты по соцстраху и обеспечению», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям и др. ) – начисление выплат для сотрудников;
  • дебет 98. 2, кредит 91. 1 – сумма из субсидии, затраченная на выплату зарплаты, учтена в составе прочих доходов.

Отражение возврата субсидий

Вернуть средства в бюджет организация обязана тогда, когда больше не сможет обеспечивать условий предоставления дотации. В бухучете это найдет свое отражение в зависимости от:

  • времени получения основного транша;
  • способа отражения этого получения.
  1. Если средства нужно вернуть в том же году, когда они были получены (финансирование на текущие расходы), то придется сторнировать проводки, имеющие отношение к субсидии, естественно, кроме той, что говорит о ее поступлении. Вернуть средства нужно с помощью проводки:
    • дебет 76, кредит 51 (08, 10 и др. ) – возврат средств по субсидии, полученной ранее.
  2. Если субсидия была получена в предыдущем отчетном году, возврат производится немного сложнее. Капитальные расходы, субсидию по которым надо возвратить, отражаются так:
    • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности, связанной с возвращением субсидии;
    • дебет 91. 1, кредит 86 – восстановление начисленной амортизации (по средствам субсидии);
    • дебет 98. 2, кредит 86 – восстановление полной суммы субсидии.

Если помощь давалась на текущие расходы, вернуть ее нужно таким образом:

  • дебет 86, кредит 76 – отражение задолженности по целевому финансированию;
  • дебет 91. 2, кредит 86 – восстановление средств субсидии в сумме понесенных текущих расходов.

Субсидия и налоги

Деньги и имущество, предоставляемые государством, входят в доходы, облагаемые налогом, но не сразу по получении, а по мере того, как тратятся либо по мере начисления амортизации.

Средства по субсидии облагаются налогом на прибыль пропорционально затратам, которые были осуществлены на эти деньги, в течение не более чем двух налоговых периодов. По истечении этого времени неосвоенные средства надо признать доходом и заплатить с него полагающийся налог (на прибыль).

Для упрощенки особенность налогообложения субсидий состоит в том, что нужно тщательно учитывать, на что и когда тратятся дотационные суммы:

  • траты на приобретение или создание основных средств признаются прибылью до конца налогового периода, в котором они были поставлены на баланс (введены в эксплуатацию) – одномоментно или равными долями;
  • затраты на товары для перепродажи учитываются как база по налогу на дату реализации закупленных товаров.

Для плательщиков ЕНВД субсидия не может являться вмененным доходом (госпомощь не «вписывается в рамки деятельности «вмененки»), поэтому полностью будет учитываться в целях налогообложения как прибыль полностью и рассчитываться обычным порядком – по правилам общего режима или УСН (Письмо Минфина России от 22. 07. 2011 № 03-03-10/66).

ВАЖНО

Источник: https://russia-ukraine.com/kakie-dokumenty-oformljajutsja-v-ramkah-p07/

Эгида Права
Добавить комментарий