Подъемное пособие на семью военнослужащего

Подъемное пособие (выплаты) – военнослужащим при переводе к новому месту службы, рапорт, сотрудникам МВД, в 2019 году

Подъемное пособие на семью военнослужащего

Военнослужащие – особая категория граждан.

В отличие от большинства людей, у них нет стандартной системы оплаты труда, для них предусмотрено денежное довольствие.

Оно включает в себя базовый оклад, специальные доплаты и подъемное пособие. Последняя выплата представляет собой денежную сумму, передаваемую контрактникам, которые в связи со службой вынуждены покинуть свой город и переехать в другой регион.

Основные моменты

Основную информацию относительно порядка выплаты подъемного пособия можно найти в правилах обеспечения денежным довольствием военнослужащих, однако сведения там изложены на сложном языке и не всегда понятны человеку, далекому от армии.

К основным случаям, при которых человек вправе требовать выплату, относятся:

  1. попадание в ряды армии в качестве контрактного служащего из военного резерва;
  2. обучение по профессиональной военной подготовке сроком более одного календарного года;
  3. распределение в военную часть, которая находится в том же регионе, где проходило и обучение, но не там где ранее служил человек;
  4. при заключении первого контракта;
  5. военного перевели в одно из представительств Министерства Обороны;
  6. передислокация служащего или всей части в другой регион на ПМЖ;
  7. переселение военных инженеров, за исключением случаев, когда речь идет о командировке.

Что касается выплат, то с одной стороны заслуги перед Отечеством не оказывают существенного влияния на размер пособия, а с другой – сумма равна месячному окладу.

А вот его объем имеет связь с рангом и должностью.

К другим доплатам при смене места жительства военнослужащего можно отнести:

  • надбавка за период службы;
  • доплата за должность и ранг;
  • специальная премия за блестящую службу или образцовое выполнение обязанностей;
  • компенсация за командировочные расходы;
  • разные виды материальной помощи, в том числе выплата на покупку базовых предметов быта.

Любое передвижение военнослужащего, в том числе сотрудника ФСИН – Федеральной службы исполнения наказаний,  предполагает компенсационные расходы, вопрос в том, является ли оно командировкой или переездом на постоянное место жительства.

Законодательство

Согласно законодательству государство обязано минимизировать расходы военнослужащих, чей переезд инициирован нуждами страны.

Ключевым нормативным актом, регулирующим данное положение, является федеральный закон о военных, а точнее третий пункт тринадцатой статьи.

Подъемное пособие, в соответствии с законодательством, выплачивается в следующих случаях:

  • перевод контрактника из одного региона в другой или за пределы России;
  • изменение дислокации воинской части;
  • отправка человека на учебу, по приказу командования, более чем на один год.

Для получения выплаты военный должен подать рапорт, с указанием оснований для назначения пособия.

Компенсацию человек получает только после прибытия на новое место и проведения процедур по регистрации себя и членов семьи. Как показывает практика, получение  подъемного пособия редко вызывает затруднения, если все правила соблюдены.

При рассмотрении вопроса облагается ли НДФЛ данный доход, важно отметить, что это часть денежного довольствия, а значит, подлежит налогообложению.

В каких случаях назначается

Выплата предназначена всем военнослужащим, выполняющим деятельность по контракту.

Так как в соответствии с уставом они обязаны подчиняться командному руководству, отказ от переезда – неприемлем. Органы власти осознают, что изменение места жительства сопровождается определенными неудобствами, особенно если речь идет о семейных людях.

Для того, чтобы пособие было назначено, требуется соблюдение следующих критериев:

  1. человек является действующим контрактником;
  2. его переезд инициирован высшим командным руководством;
  3. после перевода на новое место военный подал рапорт с пакетом документов.

В тринадцатой статье ФЗ о военнослужащих представлен полный перечень лиц, которые вправе рассчитывать на получение пособия.

Решения судов УИС могут лишить конкретного человека прав на предоставление компенсации.

Подъемное пособие при переводе к новому месту службы

Подъемное пособие в 2019 году – мера поддержки военнослужащих, которые не по своей воле меняют постоянное место жительства.

Выплачивается оно в виде компенсации по факту переезда, как служащему, так и членам его семьи.

Калькулятор расчета выплат фактически не требуется, так как военному дается сто процентов от оклада, а родным – двадцать на каждого человека.

Сумма

Размер выплаты определяется базовым окладом служащего на момент смены места жительства. Расчет выглядит следующим образом:

  • на самого военного – один размер оклада;
  • на каждого члена семьи – четверть ставки.

Если переезд родных затягивается, а за время их ожидания доход офицера возрос, то выплату произведут на основании нового оклада.

Дополнительные коэффициенты предусмотрены для лиц, в частности сотрудников ФСБ, переселяющихся в районы тяжелыми климатическими условиями, в частности на Север или в горы.

Если переезд связан с продолжительной дорогой, то дополнительно оплачиваются суточные расходы на каждого члена семьи.

Их размер варьируется от ста до трехсот рублей в день на человека.

Материальная поддержка членов семьи

Если военный планирует переезд не в одиночку, а с членами семьи, что наиболее распространено, то подъемные деньги он вправе получить не только на себя, но и на зависимых родных, проживающих с ним.

На федеральном уровне выплаты гарантированы:

  1. супругу, при условии официально зарегистрированного брака в органах ЗАГС, но отношения должны быть оформлены до переезда;
  2. несовершеннолетнему ребенку;
  3. иные иждивенцы – лица, полностью зависящие от доходов военнослужащего, к ним могут относиться родители и иные граждане, нетрудоспособные в силу разных причин.

На каждого члена семьи выплачивает пособие равное четверти оклада военного.

Притом, возможны и иные специализированные надбавки, если семья переехала в более сложные климатические условия, например, на Крайний Север, в пустынную местность, а также в высокогорье. Образец рапорта можно найти на просторах интернета, в каждом шаблоне указана необходимость перечисления всех лиц, на которых назначается выплата.

Когда не производится оплата

Существует перечень ситуаций, когда человек с одной стороны покинул основное место прохождения службы, но подъемное пособие для него не предназначено.

Такое происходит, когда:

  • курсы по подготовке или переквалификации в военной сфере длятся менее двенадцати месяцев;
  • после обучения человек остается служить на старом месте;
  • военнослужащий поспешил, оформил регистрацию по новому месту до получения приказа о переезде;
  • если местность, куда переехал человек, находится в процессе расформирования, то есть не предоставляет возможности осуществления деятельности;
  • матросам, которых вынуждено пришвартовали в определенном порту;
  • ремонтников, выполняющих временные работы за пределами России.

Также не предполагается финансирование переселения тем, кто находится на срочной службе, в том числе сотрудникам МЧС.

Компенсация на членов семьи не будет назначена при следующих обстоятельствах:

  1. речь идет о временном пребывании, например, в течение каникул;
  2. семья сменила место жительства, но это не имеет отношения к переводу военного;
  3. на ребенка, который находится на обеспечении государства.

Система поддержки военнослужащих в Российской Федерации находится на очень высоком уровне, поэтому в большинстве случаев даже командное руководство идет навстречу своим подчиненным и помогает в оформлении компенсации переезда.

Порядок предоставления

Процедура предоставления денежных средств достаточно проста. Главное действовать последовательно, не стремиться преждевременно, получить финансы и приложить все требуемые материалы.

К основным шагам в получении относятся:

  1. после прибытия на новое место посетить отдел кадров и оформить регистрацию для себя и членов семьи;
  2. в ведомстве уполномоченные сотрудники составляют справку, в которой указываются основания для начисления денежных средств;
  3. человек пишет рапорт на имя нового командующего частью с ходатайством о предоставлении подъемного пособия.

Образец приказа о назначении доплаты передается получателю компенсации.

Пособие на родных выплачивается по факту их прибытия. Если они переселяются позже, чем военный, то он сможет получить компенсацию на них после их приезда. Во втором варианте рапорт составляется дважды, сначала на самого офицера, затем на членов его семьи.

При смене места жительства

Для того, чтобы получить деньги при смене места жительства, то есть при переезде требуется подать рапорт и приложить к нему набор материалов. Унифицированной формы документа не предусмотрено, но он должен содержать базовые принципы и аспекты.

Рапорт направляется на имя командующего части, в которую перевелся гражданин. Формулировка может выглядеть следующим образом: «прошу вас ходатайствовать за выплату мне и моей семье (перечисление) подъемного пособия в связи с переводом на новое место службы». Далее перечисляется перечень документов, прилагаемых к заявлении.

Базовыми бумагами являются:

  • копия официального приказа о зачислении человека в новую часть;
  • сведения о составе семьи;
  • информация из домовой книги;
  • копии персональных идентификационных материалов всех членов семьи: паспорта, свидетельства о рождении.

Внизу документа проставляется подпись и дата. Вышеуказанные аспекты прописаны в таком материале, как приказ 2700 – о довольствии военнослужащего.

Кто выплачивает пособие по уходу за ребенком до 3 лет? Узнайте здесь.

Финансирование военных находится на высоком уровне.

Государство действительно оказывает всестороннюю поддержку гражданам, которые предпочли посвятить свою жизнь служению отечеству. Рапорт на получение той или иной выплаты происходит в строго регламентированном порядке.

Члены семьи являются сопровождающими лицами и наравне с военнослужащим вправе претендовать на получение компенсации в связи с переездом. Для получения пособия сотрудникам МВД необходимо пройти процедуру регистрации в новом месте и получить соответствующие документы от уполномоченных специалистов.

Второй будет фигурировать как сопровождающее лицо.

Наряду с этим они вправе самостоятельно выбрать, чей доход будет базовым для назначения перечисления на семью.

Подъемное пособие военнослужащим при переводе к новому месту службы с одной стороны представляет собой не столь значительную сумму денег, а с другой, дает возможность устроиться на новом месте и компенсирует возникающие сверх расходы.

Источник: https://subsidiiguru.ru/podemnoe-posobie/

Статья 3. Отдельные выплаты военнослужащим | ГАРАНТ

Подъемное пособие на семью военнослужащего

Статья 3. Отдельные выплаты военнослужащим

1. Военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

2.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе поступившим на военную службу по контракту из запаса, при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, поступлением на военную службу по контракту, зачислением в военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования, срок обучения в которой превышает один год, или в связи с передислокацией воинской части производятся следующие выплаты:

1) подъемное пособие – в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и одной четвертой оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего на новое место (к месту) военной службы военнослужащего или в близлежащий от указанного места населенный пункт либо в другие населенные пункты (из-за отсутствия жилого помещения);

2) суточные на военнослужащего и каждого члена его семьи, переезжающих в связи с переводом военнослужащего на новое место военной службы, за каждый день нахождения в пути – в размере, установленном Правительством Российской Федерации для военнослужащих, направляемых в служебные командировки.

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена частью 2.1

2.

1. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в том числе военнослужащим органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, может оказываться единовременная материальная помощь в случаях, размерах и порядке, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту соответственно в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (за исключением военнослужащих органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), Генеральным прокурором Российской Федерации в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры, Председателем Следственного комитета Российской Федерации в отношении военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

3.

Военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которого составляет менее 20 лет, при увольнении с военной службы выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов денежного содержания, а военнослужащему, общая продолжительность военной службы которого составляет 20 лет и более, выплачивается единовременное пособие в размере семи окладов денежного содержания.

4. Единовременное пособие, указанное в части 3 настоящей статьи, не выплачивается военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, при увольнении его с военной службы:

1) в связи с лишением военнослужащего воинского звания;

2) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;

3) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;

4) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться;

5) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;

6) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, федеральную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;

7) в связи с невыполнением условий контракта;

8) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;

9) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;

10) как не выдержавшего испытание;

11) в связи с несоблюдением ограничений, нарушением запретов, неисполнением обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”;

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ часть 4 статьи 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 12

12) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ часть 4 статьи 3 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 13

13) в связи с утратой доверия к военнослужащему в случаях, предусмотренных подпунктами “д.1” и “д.2” пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”;

Часть 4 дополнена пунктом 14 с 30 июля 2017 г. – Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 174-ФЗ

14) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;

Часть 4 дополнена пунктом 15 с 30 июля 2017 г. – Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 174-ФЗ

15) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.

5.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, удостоенным в период прохождения военной службы государственных наград (государственной награды) СССР или государственных наград (государственной награды) Российской Федерации, в том числе удостоенным почетного звания СССР или почетного звания Российской Федерации, размер единовременных пособий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, увеличивается на один оклад денежного содержания.

6.

Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, при увольнении с военной службы (за исключением увольнения в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться) выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности, а указанному лицу из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, – в размере пяти окладов по воинской должности.

7.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву на территориях и (или) в условиях, указанных в части 23 статьи 2 настоящего Федерального закона, размер пособия, указанного в части 6 настоящей статьи, исчисляется исходя из размеров окладов по воинским должностям, установленным по нормам, предусмотренным для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на соответствующих воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.

8.

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее – военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей.

9.

В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Указанная компенсация выплачивается также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими. При этом категории военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы, члены семей которых имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, определяются Правительством Российской Федерации.

10. Каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).

11.

Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются:

1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним.

При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;

2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;

3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

12. При увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере:

1) 2 000 000 рублей – военнослужащему, проходящему военную службу по контракту;

2) 1 000 000 рублей – военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, или гражданину, призванному на военные сборы.

13. При установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере:

1) 14 000 рублей – инвалиду I группы;

2) 7 000 рублей – инвалиду II группы;

3) 2 800 рублей – инвалиду III группы.

14. Единовременное пособие, предусмотренное частью 12 настоящей статьи, выплачивается независимо от выплаты пособий, предусмотренных частями 3 и 6 настоящей статьи.

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 31-ФЗ статья 3 настоящего Федерального закона дополнена частью 14.1

14.1. Ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная частью 13 настоящей статьи, выплачивается независимо от времени наступления инвалидности вследствие военной травмы, места работы (службы) после увольнения с военной службы, видов получаемых пенсий, а также выплат, устанавливаемых к пенсиям в соответствии с законодательством Российской Федерации.

15. Единовременные пособия и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 – 10, 12 и 13 настоящей статьи, не производятся лицам, получившим такие пособия или компенсации по тем же основаниям в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

16.

Размеры единовременных пособий, установленные частями 8 и 12 настоящей статьи, и размеры ежемесячной денежной компенсации, установленные частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации.

17. Порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

18. Порядок предоставления военнослужащим и членам их семей выплат, предусмотренных частями 2, 3, 6, 8 и 12 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Источник: http://base.garant.ru/12191544/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/

КС: Выплата подъемных военному при переезде на новое место службы не должна зависеть от должности | Московская Хельсинкская группа

Подъемное пособие на семью военнослужащего

22 марта Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 15-П/2019 по делу о проверке конституционности п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона о денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат.

Поводом к рассмотрению стала жалоба военнослужащего Александра Годунова, направленного из Санкт-Петербурга, где он проходил службу, в Ростов-на-Дону для назначения на должность старшего преподавателя учебного военного центра при университете. Однако, несмотря на то что военная служба не была приостановлена, в выплате подъемного пособия, предусмотренного указанной нормой Закона, ему было отказано.

Военные суды двух инстанций отказали в рассмотрении требования о признании незаконными действий уполномоченного лица органа финансового обеспечения. При этом они отметили, что выплата подъемных производится при назначении на воинскую должность, а должность преподавателя воинской не является. Кассационная инстанция также не приняла жалобу к рассмотрению.

В связи с этим Александр Годунов обратился в КС. В жалобе он указал, что оспариваемая норма Закона не соответствует ст. 19 (ч.

2) Конституции РФ, поскольку связывает право военнослужащих на получение подъемного пособия при переезде к новому месту службы исключительно с назначением на воинскую должность, лишая тем самым возможности его получения лицами, направленными без приостановления военной службы не на воинские должности, чем ставит их в неравное положение.

Рассмотрев материалы дела, Конституционный Суд указал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2008 г.

№ 847 обязанность обеспечивать военнослужащих, направленных в том числе в государственные вузы на преподавательские должности без приостановления военной службы, денежным довольствием реализуется за счет средств организаций, в которые они направлены.

Кроме того, указанные лица обеспечиваются за счет средств Минобороны РФ всеми видами довольствия (кроме денежного), в том числе вещевым имуществом, медицинским и санаторно-курортным обслуживанием, жильем.

Приведенные положения, отмечается в постановлении, указывают, что военнослужащие, направленные без приостановления военной службы в учебные военные центры для подготовки граждан к военной службе, замещая должности преподавателей, сохраняли статус военнослужащих, в том числе право на получение обеспечения.

КС добавил, что лица, направленные на преподавательские должности в иной населенный пункт без приостановления военной службы, как и военнослужащие, переезжающие к новому месту службы в связи с назначением на воинскую должность, продолжают оставаться субъектами военно-служебных отношений.

«С учетом этого такая деятельность хотя и не предполагала замещения преподавателями учебных военных центров воинских должностей, но, как служебная деятельность граждан, проходящих военную службу на воинской должности, направлена на обеспечение обороны страны», – сообщается в постановлении.

При таких обстоятельствах, отметил Суд, предоставление подъемных, по своей правовой природе предназначенных для адаптации военного и членов его семьи к новым условиям службы и проживания, не может быть обусловлено замещением исключительно воинской должности.

Между тем, подчеркнуто в постановлении, из буквального смысла оспариваемой нормы Закона следует, что выплата подъемного пособия связывается только с назначением на воинскую должность, в результате чего военные, назначенные на преподавательские (не военные) должности в учебные военные центры при вузах без приостановления службы, по гарантиям материального обеспечения оказались в худшем положении по сравнению не только с сослуживцами, направленными на воинские должности, но и с лицами, работающими по трудовому договору, гражданскими госслужащими, сотрудниками ОВД и другими категориями граждан.

Таким образом, резюмировал Суд, поскольку все военнослужащие, переезжающие в другой населенный пункт для дальнейшего прохождения службы, сохраняют статус военного и относятся к одной категории, нет оснований для установления различий в их правовом положении применительно к выплате подъемного пособия в зависимости от должности.

В связи с этим КС признал оспариваемую норму Закона противоречащей Конституции в той мере, в которой она служит основанием для отказа в предоставлении подъемных, и указал на необходимость внесения изменений в действующее правовое регулирование. Правоприменительные решения по делу заявителя, основанные на спорной норме, подлежат пересмотру.

По мнению Александра Передрука, юриста Московской Хельсинкской Группы, стажера адвоката Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга, хотя постановление во многом устраняет очевидную проблему, оно будет важно в дальнейшем.

«Так, КС последовательно обращает внимание законодателя, что любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан, должна быть оправдана и отвечать конституционно значимым целям, – пояснил он.

– Иными словами, соблюдение принципа юридического равенства означает помимо прочего запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания».

По мнению эксперта, Суд справедливо отметил, что цель предоставления подъемного пособия – обеспечение адаптации к новым условиям службы, причем не только военнослужащего, но и членов его семьи.

«В связи с этим правовая ситуация, в которой реализация права на обеспечение подъемным пособием ставится в зависимость лишь от формального критерия – является ли должность воинской или нет, – очевидно не соответствует положению Основного Закона», – добавил он.

При этом юрист подчеркнул, что Федеральный конституционный закон о КС наделяет суды общей юрисдикции правом на направление запроса о проверке конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Рассмотренное в постановлении дело, полагает Александр Передрук, – один из многих примеров, когда суд еще в первой инстанции должен был приостановить производство по делу и направить запрос в КС, поскольку очевидно, что, замещая должность преподавателя учебного военного центра без приостановления военной службы, гражданин оставался субъектом военно-служебных отношений: «Это крайне важная задача судов – видеть суть права и устанавливать баланс частного и публичных интересов, а не только буквально применять закон. Реализация судами общей юрисдикции в подобных делах полномочий по направлению запросов в КС в полной мере отвечает интересам правосудия в целом и позволяет эффективнее защищать права граждан, для чего и создавался этот механизм».

Эксперт добавил, что граждане также могут способствовать судам в этом направлении, заявляя релевантные ходатайства. «Так, к примеру, Ленинский районный суд г.

Санкт-Петербурга по ходатайству юриста правозащитной организации, представляющего призывника, направил запрос в КС, который признал Закон о воинской обязанности и военной службе противоречащим Конституции по той же причине, что и в рассматриваемом постановлении, – отсутствие разумного и объективного оправдания, которое ставило одну категорию граждан в более неблагоприятную ситуацию (Постановление от 22 мая 2018 г. № 19-П). Это позволило избежать прохождения нескольких судебных инстанций и затягивания разбирательства».

В заключение Александр Передрук отметил, что с учетом относительно недавнего преобразования структурных подразделений военной подготовки в военные учебные центры (в 2019 г.) постановление представляется своевременным и позволит превентивно справиться с возможными нарушениями прав преподавателей.

Источник: Адвокатская газета, 27.03.2019

Источник: https://mhg.ru/ks-vyplata-podemnyh-voennomu-pri-pereezde-na-novoe-mesto-sluzhby-ne-dolzhna-zaviset-ot-dolzhnosti

«Подъемные» военнослужащему: возместят ли НДФЛ?

Подъемное пособие на семью военнослужащего

Акценты статьи:

  • подлежит ли налогообложению подъемная помощь, которая выплачивается военнослужащим в случае переезда на новое место службы в другой населенный пункт;
  • подлежит ли возмещению НДФЛ, удержанный из такой помощи.

Является ли подъемная помощь видом денежного обеспечения?

Прежде чем ответить на вопрос, проанализируем нормы действующего законодательства.

В соответствии с Законом от 25.03.92 г. № 2232-XII «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащие – это граждане Украины, которые проходят военную службу в составе Вооруженных сил Украины (далее – ВСУ) и других воинских формирований.

Военная служба является государственной службой особого характера, которая заключается в профессиональной деятельности пригодных к ней по состоянию здоровья и возрасту граждан Украины, связанной с обороной Украины, ее независимости и территориальной целостности (ст. 2 данного Закона).

Законодательство о труде регулирует трудовые отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, которые работают по трудовому договору с физлицами (ст. 3 КЗоТ).

Работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации (ст. 2 КЗоТ).

Работником, в соответствии с пп. 14.1.195 Налогового кодекса (далее – НК), считается физлицо, которое непосредственно собственным трудом выполняет трудовую функцию согласно заключенному с работодателем трудовому договору (контракту).

Таким образом, с учетом вышеприведенного военнослужащие не являются работниками в соответствии с действующим трудовым законодательством, не состоят в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и хозяйствования, а проходят военную службу. Порядок прохождения службы в ВСУ и других воинских формированиях урегулирован специальными законодательными и нормативно-правовыми актами, которые возлагают на граждан, состоящих на такой службе, дополнительные обязанности и ответственность.

Законом от 20.12.91 г. № 2011-XII «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» (далее – Закон № 2011) закреплено право военнослужащих на достаточное материальное, денежное и других видов обеспечение со стороны государства в объеме, который соответствует условиям военной службы, стимулирует закрепление квалифицированных военных кадров.

В состав денежного обеспечения военнослужащего входит (п. 2 ст. 9 Закона № 2011):

  • должностной оклад, оклад по воинскому званию;
  • ежемесячные дополнительные виды денежного обеспечения (повышение должностного оклада, надбавки, доплаты, вознаграждения, имеющие постоянный характер, премия);
  • разовые дополнительные виды денежного обеспечения.

Подробнее составляющие такого обеспечения определены постановлением КМУ от 30.08.17 г. № 704 «О денежном обеспечении военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и некоторых других лиц» (далее – Постановление № 704). Перечень дополнительных видов денежного обеспечения военнослужащих приведен в приложении 15 к Постановлению № 704.

В то же время в случае переезда военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту, а также тех, кто состоит на кадровой военной службе и военной службе по призыву лиц офицерского состава, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное учебное заведение, срок обучения в котором составляет не менее 6 месяцев, или в связи с передислокацией воинской части им выплачивается подъемная помощь в размере месячного денежного обеспечения на самого военнослужащего и 50 % такого обеспечения на каждого члена его семьи, который переезжает с ним на новое место службы (п. 3 ст. 91 Закона № 2011).

Порядок выплаты военнослужащим ВСУ подъемной помощи утвержден приказом Минобороны от 05.02.18 г. № 45. В п.

1 данного Порядка указано, что в случае переезда кроме подъемной помощи военнослужащим также выплачивают суточные, установленные КМУ для работников, которые находятся в командировке, за каждый день пребывания в пути на самого военнослужащего и каждого члена его семьи, который переехал вместе с ним.

Исходя из изложенного, подъемная помощь является отдельным видом материального обеспечения военнослужащих, который не входитв перечень видов денежного обеспечения, определенный Постановлением № 704.

Налогообложение денежного обеспечения и подъемной помощи

Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, регулируются НК. Доход с источником его происхождения из Украины – это любой доход, полученный, в частности, резидентами, в том числе от любых видов их деятельности на территории Украины (пп. 14.1.54 НК).

Налогообложение доходов физических лиц определено разд. IV НК. Объектом налогообложения резидента является, в частности, общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход (п. 163.1 НК). Такой общий доход включает другие доходы, кроме доходов, указанных в ст. 165 НК (пп. 164.2.20 НК).

Таким образом, исчерпывающий перечень доходов, которые не входят в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика, приведен в ст. 165 НК.

Так, в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода налогоплательщика не включаются доходы в виде:

  • суммы денежной компенсации, которая выплачивается военнослужащим за причитающееся им для получения жилое помещение (пп. «ж» пп. 165.1.1 НК);
  • суммы денежного или имущественного содержания или обеспечения военнослужащих срочной службы (в т. ч. лиц, которые проходят альтернативную службу), предусмотренного законом, которое выплачивается из бюджета или бюджетным учреждением (пп. 165.1.10 НК).

Суммы подъемной помощи в перечень, установленный ст. 165 НК, не входят и поэтому облагаются налогом в соответствии с пп. 164.2.20 НК, то есть на общих основаниях.

Таким образом, подъемная помощь, которая выплачивается военнослужащим в случае переезда к новому месту военной службы в другой населенный пункт, включается в состав общего месячного налогооблагаемого дохода и облагаетсяНДФЛ по ставке 18 %.

В то же время суммы НДФЛ, которые удерживаются из денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, полученных военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной уголовно-исполнительной службы, Государственной службы специальной связи и защиты информации, государственной пожарной охраны, органов и подразделений гражданской защиты, налоговой милиции в связи с выполнением обязанностей несения службы, направляются исключительно на выплату равноценной и полной компенсации потерь доходов этой категории граждан (п. 168.5 НК).

Компенсация удержанного НДФЛ

Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации сумм налога с доходов физических лиц, которые удерживаются из денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, полученных военнослужащими, полицейскими и лицами рядового и начальствующего состава, утвержден постановлением КМУ от 15.01.04 г. № 44 (далее – Порядок № 44). Этот Порядок определяет условия и механизм ежемесячной денежной компенсации сумм НДФЛ, которые удерживаются из указанных доходов.

Выплата денежной компенсации осуществляется учреждениями (организациями, предприятиями), которые содержат военнослужащих, полицейских и лиц рядового и начальствующего состава, за счет соответствующих средств, которые являются источником доходов этих лиц, путем равноценного и полного возмещения потерь части денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, полученных в связи с выполнением ими своих обязанностей во время прохождения службы, которые связаны с удержанием НДФЛ (п. 3 Порядка № 44).

Инструкция относительно применения экономической классификации расходов бюджета утверждена приказом Минфина от 12.03.12 г. № 333. Согласно данной Инструкции выплаты подъемной помощи, предусмотренные п. 3 ст.

91 Закона № 2011, осуществляются по КЭКР 2250 «Расходы на командировки», а не за счет средств, предусмотренных на денежное содержание (обеспечение) военнослужащих (КЭКР 2112 «Денежное содержание военнослужащих»).

Следовательно, на выплату подъемной помощи не распространяется норма п. 168.5 НК относительно компенсации НДФЛ.

Обложение военным сбором

В то же время доходы, определенные ст. 163 НК, являются объектом обложения военным сбором (далее – ВС) (пп. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. XX НК).

В частности, ВС облагается общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, в который согласно пп. 164.2.20 НК включаются другие доходы (кроме указанных в ст. 165 НК).

Ставка сбора составляет 1,5 % объекта налогообложения, определенного пп. 1.2 п. 161 подразд. 10 разд. XX НК (пп. 1.3 п. 161 подразд. 10 разд. XX НК).

Освобождаются от обложения ВС доходы, которые согласно разд. IV НК не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц (не подлежат налогообложению, облагаются налогом по нулевой ставке), кроме доходов, указанных в пп. 165.1.2, 165.1.18, 165.1.25, 165.1.52 НК (п. 1.7 п. 161 подразд. 10 разд. XX НК).

Кроме того, следует напомнить, что временно, на период проведения АТО и/или осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии РФ в Донецкой и Луганской областях, которые осуществляются путем проведения ООС, не подлежат обложению ВС доходы в виде денежного обеспечения работников правоохранительных органов, военнослужащих и работников ВСУ, Нацгвардии, Службы безопасности, Службы внешней разведки, Госпогранслужбы, лиц рядового, начальствующего состава, военнослужащих, работников МВД, Управления госохраны, Госслужбы спецсвязи и защиты информации, других созданных в соответствии с законами Украины воинских формирований и других лиц на период их непосредственного участия в антитеррористической операции и/или осуществлении мероприятий по обеспечению нацбезопасности и обороны.

Порядок подтверждения статуса указанных лиц в целях применения льготы по обложению ВС определяется постановлением КМУ от 30.12.15 г. № 1161.

С учетом изложенного доходы в виде подъемной помощи, которая выплачивается военнослужащим в соответствии с п. 3 ст. 91 Закона № 2011, включаются в налогооблагаемый доход как прочие доходы и подлежат обложению ВС на общих основаниях.

Налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, обязан удерживать НДФЛ и ВС из суммы такого дохода за его счет (пп. 168.1.1 НК).

Начислять ли ЕСВ?

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона от 08.07.10 г.

№ 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее – Закон № 2464) плательщиками ЕСВ являются, в частности, воинские части и органы, которые выплачивают денежное обеспечение, для военнослужащих (кроме военнослужащих срочной военной службы), лиц рядового и начальствующего состава.

ЕСВ начисляется на сумму денежного обеспечения каждого застрахованного лица, оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, которая осуществляется за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности, пособия в связи с беременностью и родами, помощи, надбавки или компенсации в соответствии с законодательством (абзац второй п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона № 2464).

Обратите внимание: суммы подъемной помощи, которые выплачиваются в случае переезда на новое место службы военнослужащим, которые проходят военную службу по контракту, а также тем, кто состоит на кадровой военной службе, согласно Инструкции № 333 финансируются не за счет средств, предусмотренных на денежное содержание (обеспечение) военнослужащих. Следовательно, эти суммы не являются базой начисления ЕСВ.

Источник: https://uteka.ua/publication/budget-13-byudzhet-oplata-truda-i-kadrovaya-rabota-50-podemnye-voennosluzhashhemu-vozmestyat-li-ndfl

Эгида Права
Добавить комментарий