Пособие как научить читать ребенка

Как научить ребенка читать по слогам | Азбука воспитания

Пособие как научить читать ребенка

Мои дети рано научились читать буквы, а затем уже и по слогам здорово шпарили. И вот знакомые попросили рассказать им, как правильно научить ребенка читать.

Дело в том, что они начали учить ребенка сразу читать буквы, как они произносятся в алфавите, то есть «М» — это буква «Эм», «Б» — это буква «Бэ» и т.д. Эх, зачем они так неправильно начали? «Только все испортили», – сказала я.

Поэтому в данном материале я дам свою методику, которая, впрочем, общеизвестна, как быстро и правильно научить ребенка читать, чтобы он к школе уже мог свободно прочесть любую детскую книгу для дошколят.

Вот основные моменты, которые будут рассмотрены в этом материале:

— Выбираем лучшую методику обучения
— Учим гласные и согласные
— Повторяем и еще раз повторяем
— Начинаем читать по слогам
— Читаем несложные слоги
— Переходим к сложным слогам
— Начинаем читать слова
— Следим за произношением
— Не забываем про возраст
— Учимся играя

Итак, вот основные правила:

1) ПервоеСовет по выбору методики и пособия.

Будет лучше всего, если вы купите букварь, автором которого является Н.С.Жукова

Это пособие весьма эффективно помогает ребенку понять, каким же образом начинать составлять буквы в слоги, читать по слогам, а затем уже и целыми предложениями. В нем не так уж много картинок, но их достаточно, чтобы ваш ребенок не заскучал.

Обязательно купите этот букварь, он продается в любом книжном магазине с учебной литературой (либо можете скачать он-лайн, если найдете).

Я своих детей учила именно по этой методике, просмотрев до этого кучу других и остановившись именно на этой.

2) ВтороеКак правильно учить гласные и согласные.Сперва учим открытые гласные, твердые: А,О,У,Ы,Э.Затем учим твердые звонкие согласные: М,Л.Важно: произносить согласные надо только звуками, то есть не Мэ, не Эм, а просто «М» и все.

Затем учим глухие и шипящие звуки: Ж,Ш,К,Д,Т и т.д.

3) ТретьеПовторение-мать учения.

Обязательно на каждом занятии повторяем пройденный материал, то есть те звуки, которые мы учили в предыдущем занятии. Закрепление материала позволит быстрее выработать правильный механизм чтения у ребенка.

4) Четвертое.Читаем по слогам.А вот теперь, когда мы уже выучили часть звуков, нам надо научить ребенка читать по слогам. На самом деле это не так сложно, как кажется.Разберем слог «Ма».

Посмотрите в букваре, как первая буква слога — «М» — бежит ко второй букве — «а». Вот так и надо учить ребенка читать по слогам: «м-м-м-ма-а-а-а-а» — «м-м-м-ма-а-а-а-а».

Ребенок должен понять, что первая буква бежит ко второй, и в итоге обе произносятся слитно, вместе, неотрывно друг от друга.

5) Пятое.Учим несложные слоги.Первые слоги, которым вы должны научить ребенка читать, должны быть несложными, состоящими из двух звуков, например, МА, ЛА, ПА, ЛО, ПО.

Ребенок должен понять, каким же образом звуки составляются в слоги, он должен понять алгоритм этого чтения по слогам.

Тогда спустя пару дней он уже как по накатанной начнет читать более сложные слоги: ЖУ, ВЭ, ДО, то есть с шипящими и глухими согласными.

6) Шестое.Учим более сложные слоги.Пока еще рано переходить к чтению книг, то есть уже к чтению слов.

Лучше подольше позакреплять чтение по слогам, чтобы ребенок основательно понял механизм составления слогов, а из них – уже слов.

Итак, после того как ребенок уже начал читать по слогам, состоящим из двух букв, начинайте давать ему более сложные слоги, в которых гласная идет впереди согласной: АВ, ОМ, УС, ЭХ.

7) СедьмоеУчим читать первые простые слова.

А вот уже здесь можно начинать давать почитать первые несложные слова: МА-МА, РА-МА, МО-ЛО-КО.

8) ВосьмоеСледим за произношением.Чтобы научить ребенка хорошо читать, обязательно следите за первым произношением слогов.Внимание: некоторые родители и даже учителя и воспитатели в детских садах заставляют детей петь слоги.

Дети привыкают к этому и начинают петь их постоянно, при этом даже промежутки между словами не делая. То есть «ма-ма-мы-ла-ра-му» поется такими детьми на одном дыхании.

А некоторые дети даже умудряются петь весь текст всего абзаца, не делая пауз даже когда стоят точки, запятые или восклицательные (вопросительные) знаки.

Поэтому: если вы учите ребенка читать, учите хорошо сразу – не разрешайте ребенку петь все подряд, обязательно заставляйте его делать паузы между словами и тем более, между предложениями. Сразу научите ребенка так: пропел слово, пауза, пропел второе, пауза. Потом он паузы сам будет укорачивать, но для начала паузы делать надо обязательно.

9) ДевятоеВ каком возрасте надо учить ребенка читать?Не торопите события. Если вашему ребенку 3 или 4 года, ему совсем неохота сидеть и кропеть над книгами, бегло читать или составлять буквы в слоги. В этом возрасте еще рано начинать учить ребенка читать, если конечно, он сам не изъявляет своего сильного желания овладеть грамотой.

Другое дело, в 5 и даже в 6 лет – в этом возрасте, фактически подготовительном возрасте к школе, детей обязательно надо научить читать и писать основные фразы печатными буквами. Типа «МАМА», «КОРОВА», «МОЛОКО». Обычно с этим справляются воспитатели в детских садах.

Но те дети, что не ходят в садик по тем или иным причинам, обязательно должны получить эти знания дома от родителей, или бабушки с дедушкой, или от репетитора. Дело в том, что современная программа обучения в средней школе уже подразумевает, что ребенок приходит в первый класс уже умеющий читать по слогам.

Поэтому, если вы его научите до школы, то в школе ему будет очень легко читать, и первый стресс от школы он переживет спокойно.

10) Десятое.Учимся играя.

Не старайтесь сразу научить ребенка читать бегло, или выразительно. В первую очередь, он должен научиться составлять слоги самостоятельно, читать их в книге, составлять слова и предложения, то есть овладеть просто техникой чтения.

Пусть сперва это будет очень медленно, пусть сложно для него. Но вы должны плавно, тихо и спокойно поправлять его ошибки, как бы играючи. Ведь игра – это всегда расслабление, отсутствие стресса. А именно это и нужно, чтобы ребенок спокойно понял все, что от него требуют взрослые.

И последнее. При соблюдении всех этих 10 советов-правил вы научите ребенка читать довольно быстро – за 1,5-2 месяца. У меня они научились этому уже в 5 лет в летние каникулы, когда детский сад был закрыт.
А в первом классе они уже довольно бегло читали. И, кстати, большинство детей в первом классе уже умели читать и считать до десяти, так что моим детям не надо было их догонять.

Полина Васильева

Источник:  http://sebe-na-zametku.ru/

Источник: https://azbyka.ru/deti/kak-nauchit-rebenka-chitat-po-slogam

Как научить ребенка читать в домашних условиях: советы опытного учителя начальных классов

Пособие как научить читать ребенка

Здоровый ребенок уже в пятилетнем возрасте способен научиться читать. Поэтому желание учителей набрать к себе в первый класс хорошо читающих деток вполне оправдано. Однако, сталкиваясь с ситуацией, когда ребенок неправильно обучен чтению, все они в один голос заявляют, что лучше бы он вообще не умел читать, потому что теперь придется приложить немало усилий для его переучивания.

Так что родители, решившие самостоятельно учить ребенка читать, должны понимать, что это сложный и системный процесс. Им обязательно нужно учесть такие важные моменты:

Советы по обучению чтению дома

  • Не надо специально выделять время для «домашних» уроков! Занятия должны занимать около 10 минут и проходить в непринужденной обстановке.
  • Организовывайте изучение букв в процессе игровых и практических упражнений. 
  • Необходимо сделать так, чтобы изучаемая буква была всегда на виду у малыша. Ее изображение и рисунки, которые к ней подходят, должны быть красочными и вызывать у малыша интерес.
  • Объем памяти у дошкольника очень ограничен, поэтому учить нужно по одной букве, посвящая ей несколько занятий подряд, и уделять внимание многократному повторению для прочного закрепления изученного.
  • Для ребенка 5-6-летнего возраста характерно копирование действий взрослых. Поэтому родители должны предоставлять им образец правильного произношения звуков, прочтения слогов или слов при любом удобном случае.  

И еще одно очень важное замечание: звук и буква — это разные вещи! Для обучения чтению ребенка надо знакомить не с названием буквы, а со звуками, которые она обозначает. Это принципиальный момент. Ни в коем случае нельзя учить читать по алгоритму: «эм» и «а» — будет  «ма».

Именно это и является главной ошибкой в процессе обучения чтению и серьезным препятствием для правильного формирования навыка чтения.        

Основной метод, который используется при обучении чтению в школе,— это звукобуквенный метод. Он основан на развитии у ребенка умений соотносить буквы со звуками, которые они обозначают, и составлять из этих звуков слоги и слова. Происходит это в такой последовательности.

Знакомимся со звуками и буквами

Для начала малыш должен запомнить буквы, угадывать их и правильно называть звуки. Причем, не нужно сначала учить весь алфавит, а потом переходить к разъяснению принципа прочтения слогов. Достаточно познакомить ребенка с четырьмя основными гласными звуками [а], [о], [у], [ы] и согласными [м], [л]. Чтобы малыш хорошо запомнил букву, рекомендуется предлагать ему такие упражнения.

На что похоже?

Обязательно обсудите с ребенком, на что похожа изучаемая буква. Если нужно, помогите ему придумать нужные ассоциации:

  • А — похожа на домик с окошком;
  • О — на бублик и т.д.

Если родители тоже затрудняются подобрать подходящие сравнения, можно воспользоваться специальными азбуками, которые так и называются «На что похожи буквы». Польза от такого пособия еще и в том, что в нем представлены картинки, где буквы перевоплощаются.

Будет очень хорошо, если родители сами смогут нарисовать такой рисунок для малыша, поясняя ход своих мыслей: «Смотри, вот наша буква А. Давай мы представим, что дырочка в центре — это окошко (и сразу же рисуют в нем раму, шторки), а сверху — это крыша, как на нашем доме (нарисовать трубу, покрасить в цвет черепицы).

Подобное преображение буквы будет происходить на глазах у ребенка, и он хорошо поймет и запомнит, на какой предмет и чем именно похожа буква. Для ассоциаций нужно выбирать такие образы, которые ребенку хорошо известны.

Желательно связать зрительные ассоциации со звуковыми. Например, рассмотрев, что буква А похожа на домик, можно сказать «Ах, какой домик!». Еще лучше, если удастся придумать для буквы образ предмета, название которого начинается с этой буквы: О — обруч, Ж — жук, Б — бегемот, Т — топор и т.д.

Как выглядит буква

Для запоминания формы буквы полезно вылепить ее из пластилина. Самостоятельно моделируя букву, ребенок хорошо запомнит, из каких элементов она состоит и как выглядит.

Мастерить букву можно не только из пластилина. Попробуйте сделать ее из тонкой легко гнущейся проволоки (в продаже есть цветная проволока для рукоделия или синельная (пушистая) проволока). Некоторые буквы легко выкладываются из спичек или моделируются с помощью конструктора. Буквы округлой формы сделайте с помощью лент.  

Предложите малышу попробовать самому написать эту букву. Можно купить специальные прописи, где он будет тренироваться писать буквы.

Однако дошкольнику еще сложно ориентироваться в тетради, правильно наклонять линии, доводить их до нижней черты и т.д. Поэтому я бы порекомендовала заготовить для такого упражнения небольшую коробочку с песком и пусть ребенок пальчиком выводит на нем букву. Если у него не получится, можно будет быстро все разгладить и попробовать еще раз.

Таким образом, малыш не будет расстраиваться, если попытка окажется неудачной. Да к тому же, игры с песком всегда очень нравятся детям, и они намного охотнее будут писать буквы в такой коробочке, чем в прописях.

Найди букву

После того, как вы выучили с ребенком новую букву, нужно сформировать у него умение угадывать ее среди других букв. Для этого поиграйте с ним в такие игры:

  • составьте слова из разрезной азбуки или кубиков и предложите найти в них выученную букву и поднять ее;
  • напишите слова на листочке, а ребенок пусть обведет (закрасит, зачеркнет) нужные буквы;
  • попросите найти новую букву на странице книги (для этого нужно использовать только книги для дошкольников, на их страницах мало текста и крупные буквы);
  • в упаковке некоторых продуктов детского питания вкладывают детали магнитной азбуки — собирайте их и разместите на холодильнике, а потом предложите малышу показать нужную букву;
  • спросите, есть ли буква на вывеске магазина, мимо которого как раз прогуливаетесь, и т.д.

Еще один очень интересный способ провести подобное упражнение — использовать съедобные буквы. В продаже есть печенье в форме буковок. Насыпьте перед ребенком горсть таких печенек и предложите найти и съесть только нужную букву.

Когда ребенок хорошо запомнит букву, можно предложить игру «Угадай и дорисуй». Малышу показывают не полностью написанную букву, а он должен догадаться, что это за буква и дорисовать недостающие элементы.

Упражнения на развитие фонематического слуха

Очень важно помнить, что учить с малышом следует только звуки! Ни в коем случае не говорите ребенку название букв («эм», «бэ»), а сразу же обучайте ребенка, какой звук он должен произносить, увидев ту или иную букву.  Именно поэтому на первом этапе изучения каждой буквы предлагается сделать звуковой анализ слова, которое с нее начинается.

Этот принцип используется практически во всех методиках. В любом букваре, азбуке, на кубиках рядом с буквой есть картинка. Нужно предложить малышу назвать нарисованный предмет и выделить только первый звук.

Не думайте, что дошкольник легко справиься с этим заданием. Сначала вам нужно будет делать это вместе, показывать ему образец.

Первыми учатся гласные звуки, которые можно произносить протяжно. Поэтому попросите ребенка «потянуть» первый звук и услышать его отдельно от остального слова (а-а-а-а-апельсин).

Когда он сможет это сделать, укажите, что поскольку мы первым в слове слышим звук [а], то и буква, помещенная рядом, называется «А».

Для таких упражнений можно использовать специальные буквари или азбуки для дошкольников:

Кроме этого, в ходе знакомства с буквой нужно не только добиться запоминания ее названия. Очень важно научить ребенка слышать обозначаемый ею звук, выделять его в словах, определять его местоположение. Для этого используйте такие упражнения:

  • послушай слово и хлопни в ладоши, если услышишь в нем нужный звук;
  • посели в домик (вагончик, цветочек и т.д.) изображения тех предметов, названия которых начинаются с указанной буквы;
  • добавь (убери) первый (последний) звук в слове.

Обязательно используйте в играх со звуком звукоподражание: мы говорим «А-а-а-а!», когда укачиваем младенца, «О-о-о-о!» — если удивлены и т.д.

Артикуляция

При произношении звуков большое внимание нужно уделять артикуляции. Обязательно объясняйте и показывайте ребенку, какое должно быть положение губ и языка. Это является основой  для формирования умения слитно произносить звуки.

На первых порах артикуляция должна быть интенсивной. Растягивайте рот, вытягивайте или смыкайте губы с увеличенным усилием, чтобы ребенок хорошо разглядел и скопировал ваши движения. Можно давать малышу смотреть в зеркало, когда он учится произносить звуки.

Тренируйте его в четком произношении звуков. Когда он выучит несколько букв, проводите упражнение на поочередное протягивание звуков. Вы должны показать ребенку букву (на карточке, на странице в Букваре), а он ее называет. Пока он будет тянуть этот звук, ему нужно показать другую букву и малыш должен сразу же переключиться на другой звук.  

Составляем слоги

После описанной выше подготовительной работы (она занимает не больше двух недель) наконец-то наступает самый ответственный этап — обучение чтению слогов. Как показывает практика, сложнее всего научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. 

Традиционно первым слогом, который предлагают прочитать малышу, является слог «МА». Сразу же после знакомства с буквой «М» ребенку предлагают «найти ей подружку» или «составить с ней пару» и показывают написанный слог.

Нельзя приучать ребенка сначала вслух произносить каждый звук отдельно и только потом проговаривать их слитно! Сразу же говорите, что стоят эти буквы рядом и произносить их нужно вместе.

Покажите образец. При этом попросите ребенка очень четко следить за артикуляцией. Далее плотно сожмите губы для произношения звука [м], а потом резко откройте рот, протягивая звук [а]. Сделайте это еще раз и предложите малышу все повторить. Проговорите этот слог вместе несколько раз, дайте ребенку задание произнести этот слог громко и быстро, потом тихо, почти шепотом, потом протяжно и т.д.

Поиграв таким образом с одним слогом, переходите к следующим, повторяя тот же алгоритм. Помните, что занятие обучения чтению по слогам должно быть непродолжительным и не заставляйте малыша работать над прочтением слогов до тех пор, пока у него не начнет все получаться идеально.

Обучение чтению первых слогов может растянуться и на три дня. Зато, когда ребенок поймет принцип слитного произношения звуков, в дальнейшем не придется каждый раз возвращаться к объяснению этого процесса. Ребенок станет уже самостоятельно воспроизводить данный алгоритм и с другими буквами. Т.е. это уже практический этап отработки навыка чтения, который не представляет особой сложности.

Схема, как правильно научить ребенка читать, следующая.

  • Познакомиться с новой буквой и звуком, выполнив несколько упражнений на их запоминание.
  • Предложить прочитать слоги с новой и уже выученными буквами.

Ваша задача  состоит в том, чтобы ребенок хорошо запомнил букву и потренировался читать слоги с ней. Для этого можно использовать карточки из пособия «Учимся читать по слогам». 

Также хороший результат получается при использовании кубиков по методике Н.А. Зайцева или таблицы слогов.

Читаем целые слова

Теперь перейдем к рекомендациям, как научить ребенка читать небольшие слова. Это нужно делать сразу же после того, как он потренировался составлять слоги с буквами «А», «О», «У», «ы», «М», «Л».  Для этого лучше использовать кубики или паззлы со слогами.

Предложите малышу прочитать первый слог, затем второй. А после этого попросите произнести их еще раз, только вместе. На первом этапе можно пользоваться пособиями, в которых слова разделены на слоги (МА-МА, МЫ-ЛО) или записаны с помощью лучевых схем. 

Также в работе с дошкольниками можно использовать принцип методики, как научить читать ребенка 6 лет путем заучивания целых слов.

По моему мнению, сама по себе она не очень эффективна, ведь объем памяти у ребенка небольшой. Но вот отдельные маленькие слова можно предлагать запоминать целыми.

Тогда малыш в строчке текста будет их сразу же угадывать и называть. Это немного увеличит скорость чтения.

Вообще существует несколько разных методик, как научить ребенка читать в домашних условиях. При желании, можно подробно ознакомиться с ними и попробовать применить их в своей практике. Например, в изучении методики С.Н. Федина поможет серия книг «Я научу тебя читать» и книга «Как научить ребенка читать».

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы около 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/ns/6670_kak_nauchit_rebenka_chitat

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Советы учителя начальных классов

Пособие как научить читать ребенка

Педагоги, которые учат малышей читать, знают их возрастные особенности, владеют полным арсеналом методических приемов и могут найти индивидуальный подход к ребенку в каждом отдельном случае.

Родители не имеют подобных навыков и знаний, поэтому часто допускают ошибки, организовывая процесс обучения чтению самостоятельно, без предварительной подготовки или консультации.

Исходя из моего многолетнего опыта работы в младших классах, хочу указать на основные проблемы, которые возникают, если не знать, как правильно научить ребенка читать по слогам.

ошибка, которую сложно исправить, — это побуквенное чтение.

Родители считают, что именно буквы являются основной единицей чтения и приучают ребенка сначала называть буквы, а затем пытаться объединить их в целое слово.

Еще хуже, если при этом практикуют использование полных названий букв («эм», «пэ» и т.д.) или не исправляют малыша, когда он произносит «мы», «пы», называя согласные звуки.

Такой подход в корне неправильный: при таком обучении ребенок не осваивает механизм звуко-буквенного слияния слога, он учится читать только на основе запоминания и воспроизведения словесных формулировок (типа «эл» и «а» — будет «ла»), а  это значительно тормозит скорость чтения, ребенок часто путает слоги и допускает ошибки.

Чтобы отучить «наученного» ребенка от использования подобного алгоритма, потребуется не менее 4 – 6 месяцев на переучивание. Даже когда учитель сможет объяснить и показать ребенку, что проговаривать подобные формулы не нужно, а следует сразу называть целый слог, малыш продолжит делать по-прежнему «в уме» и только потом произносить получившуюся комбинацию.   

Еще одна проблема — слабо развитый фонематический слух. Родители вообще не склонны уделять внимание использованию различных фонематических упражнений. Поэтому ребенок только в школе начинает знакомиться с понятием звука, учиться выделять его в речевом потоке, определять его место в слове.

А ведь именно устойчивая ассоциация «буква = звук» является основой слитного чтения и грамотного правописания.

Особенно серьезные проблемы возникают при изучении букв «ы», «я», «ю», «е», «ё», а также знаков «ь», «ъ», ведь их употребление основывается только на умении определять, какие звуки они обозначают (или разделяют) в конкретной позиции.

Не стоит также забывать, что часто родители достигают результата за счет настойчивости и предъявления постоянных требований к ребенку, поскольку не владеют широким спектром дидактических игр и упражнений. Поэтому дошкольник может быстро потерять интерес к чтению и воспринимать этот процесс, как скучную «обязаловку».

Чтобы избежать всех описанных ошибок и правильно научить ребенка читать, предлагаем родителям воспользоваться нашими рекомендациями, представленными ниже.

В педагогике описано несколько способов обучения ребенка чтению. Наиболее эффективным считается метод чтения по слогам, который основывается на звуко-буквенном подходе. При этом слоги является основными «кирпичиками», из которых составляется слово. Рассмотрим, как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях.

Итак, сначала нужно познакомить ребенка с основными гласными звуками и буквами, которыми они обозначаются: «а», «о», «у». Каждой букве нужно уделить по 2-3 занятия. Алгоритм изучения этих и последующих букв следующий.

Этап №1 Мотивация

Занятие нужно начинать с игрового момента, который вызовет у ребенка интерес к тому, что будет происходить. Вы можете показать ему игрушку или кадр из мультфильма, дать послушать песенку и т.д. Ваше задание привлечь внимание малыша к конкретному предмету. Например:

  • угостить ребенка апельсином;
  • дать посмотреть мультфильм про ослика;
  • показать уточку и попускать ее плавать в миске.

После подобного действия задайте малышу вопрос (что он съел, с чем играл и т.д.), а затем попросите еще раз повторить название предмета.

Этап №2. Знакомство со звуком

Далее нужно выделить в слове первый звук. Для этого проговорите слово и протяните первый звук, произнесите его громче и отчетливее других. Предложите ребенку повторить за вами. Он должен определить и назвать, какой первый звук в слове услышал.

Теперь нужно поиграть с этим звуком:

  • произносить с разной силой голоса (тише — громче);
  • пропеть;
  • проговорить с разной интонацией.

Важно обратить внимание на артикуляцию звука. Обязательно обговорите с ребенком, как получается произносить данный звук, в каком положении находятся губы, зубы и язык. Для этого предложите ему наблюдать за вами или смотреть в зеркало на себя. При изучении гласных звуков рекомендуется показать малышу соответствующие демонстрационные картинки.

Игры на развитие фонетического слуха

Когда выучите с ребенком уже несколько звуков обязательно играйте с ним в игру «Угадай звук» — по положению органов артикуляции он должен отгадать, какой звук вы собираетесь произнести.  

После таких игр предложите ребенку другие упражнения на развитие фонетического слуха:

  • Назвать слова, которые тоже начинаются с нужного звука.
  • «Поймай звук» — взрослый должен произносить разные слова, а малыш их повторяет и если услышит в нем указанный звук — хлопает в ладоши.
  • «Засели домик» — сделать картонный шаблон домика с 3-4 окошками и предложить ребенку расположить в них картинки с теми предметами, название которых начинается с нужного звука.
  • «Доскажи слово» — вы называете часть слова, а ребенок должен сказать его полностью, добавив звук в начале (в конце) слова.

Внимание! Не нужно на одном занятии использовать больше 2 упражнений.

Этап №3. Знакомство с буквой

Теперь настал черед выучить букву. Для этого можно предложить ребенку найти среди кубиков или на азбуке нужную картинку (например, апельсин). Следует объяснить, что поскольку название этого предмета начинается со звука [а], то рядом с ним написали букву, которая этот звук обозначает.

Примеры

Предложите малышу внимательно рассмотреть букву, определить из каких частей она состоит (палочек, овалов, крючков). Вместе с ним обсудите, на что похожа буква.

Рекомендуется использовать специальные картинки, на которых буква изображена в виде реального предмета. Если получится, можно такие картинки создавать самостоятельно непосредственно во время занятия.

Ребенку будет очень интересно наблюдать за превращением буквы.

Также нужно попросить малыша написать букву. Это можно сделать разными способами:

  • нарисовать мелом на доске;
  • написать пальцем на песке;
  • слепить из пластилина;
  • выложить пуговицами;
  • скрутить из проволочки и т.д.

Такие упражнения очень понравятся ребенку и позволят лучше запомнить букву.

Этап №4. Составление слога

Когда малыш выучит первые три гласных звука, каждый последующий звук (после ознакомления с буквой) сразу же включается в состав слогов. Главное объяснить это так, чтобы ребенок понял сам механизм слияния двух звуков в один единый слог. Взрослый должен показать две буквы и сказать, что сейчас он произнесет их вместе, без остановки и разделения.

Для дополнительного эффекта можно добавить визуализацию:

  • поставить два кубика рядом;
  • написать буквы на деталях конструктора и соединить их вместе;
  • поселить буквы в один домик и т.д.

Показав ребенку слог, взрослый должен четко и протяжно произнести его, а затем попросить малыша повторить. Далее следует на словах объяснить, что для того чтобы произнести слог «ма», нужно сначала сомкнуть губы для звука [м] и сразу же открыть рот и округлить губы для проговаривания звука [а]. Рекомендуется продемонстрировать этот процесс несколько раз, предлагая ребенку делать то же.

Как показывает практика, такие подробные пояснения и тренировки понадобятся только для первых 1-2 недель занятий по слоговому чтению. Как только ребенок поймет и усвоит принцип соединения звуков в слоги, он будет с легкостью делать это в любых комбинациях.

Кроме обучения чтению прямых слогов (согласный + гласный) нужно предлагать ему читать обратные (гласный + согласный) и сложные (2-3 согласных + гласный) слоги. Методика схожая: продемонстрировать образец, проанализировать артикуляцию и выполнить тренировочные упражнения.

Читаем по слогам

Представленная методика, как научить ребенка читать по слогам подходит для занятий дома с малышом с 5 лет. Через 2-3 недели занятий ребенок сможет самостоятельно, глядя на написанные буквы, называть слог.

Не надо его торопить, однако, если он затрудняется произнести слог по истечению 30 – 60 сек, нужно ему подсказать, помочь составить слог. Делать это нужно в доброжелательной манере, без раздражения и упреков.

Когда ребенок составит первые слоги «ма», «му», пора показать, что соединив некоторые слоги вместе, можно получить целое слово.

Объяснять это лучше с использованием слоговых кубиков (можно купить специальный набор или сделать их самостоятельно) или  деталей конструктора.

Главное, показать, что для прочтения слова нужно называть слоги и затем их объединить. Обязательно спросите у ребенка, какое слово получилось и что оно обозначает.

В дальнейшем, когда уже не нужно будет много времени тратить на объяснение всех описанных азов чтения по слогам, основная часть занятий должна быть посвящена тренировочным упражнениям.

Учителя-практики утверждают, что нет иного способа научиться хорошо читать, кроме постоянного чтения. Чем чаще и больше ребенок будет читать, тем лучше это будет у него получаться. А поэтому у него нужно поддерживать постоянный интерес к занятиям по чтению.

Для этого рекомендуется использовать разнообразные дидактические игры.

Примеры:

  • Логопедические упражнения.
  • От игры – к чтению. Дидактические упражнения.

Игра «Солнышко»

На рисунке изображено солнышко с лучиками. В центре помещается изучаемая буква, а на концах лучиков остальные буквы. Переходя от центра по лучику нужно назвать слог, который получается. Можно двигаться и в обратном направлении.

Схожая игра называется «Часики». В центре стрелки помещается основная буква, а по циферблату остальные. Перемещая стрелку, называем получившийся слог.

Игра «Побежим по дорожке»

Подобрать картинку с короткой извилистой дорожкой. На ней разместить кружочки с напечатанными слогами. Ребенок получает фишку и начинает ее передвигать вперед, называя по пути слоги. Можно устроить командную игру — кто пройдет быстрее и не ошибется. 

Игра с кубиками

Для кубиков со слогами можно придумать множество заданий:

  • прочесть все слоги на кубике;
  • выбрать кубики, чтобы составить слово;
  • заменить (добавить) в составленном слове один слог, чтобы получилось новое слово;
  • подобрать к картинке слог, который первый в названии изображенного предмета.

Можно даже просто давать ребенку коробку с такими кубиками, а способ игры с ними он может придумывать сам.

Таблица слогов

Сделайте интерактивную таблицу слогов. Она изготавливается по принципу таблицы Пифагора. Строчки в таблицу нужно добавлять по мере изучения новых букв. Задания для работы с таблицей могут быть следующие:

  • найти указанную букву и прочитать все слоги с ней;
  • найти в таблице названый слог;
  • показать в таблице названные слоги и составить из них слово;
  • нарисовать лучики между слогами, чтобы получилось слово.

Позже нужно сделать еще одну таблицу, которая будет состоять из сложных слогов. 

Смотрите также: Интерактивные презентации для обучения чтению. 

В результате постоянных тренировочных упражнений умение называть слоги будет доведено до автоматизма, и от этого скорость чтения значительно увеличится.

Однако родителям нужно помнить, что это не единственный критерий, который важен для хорошего чтения.

Следует также уделять внимание развитию таких характеристик чтения, как осознанность и выразительность, то есть речь уже идет о технике чтения в комплексе.

Об авторе: Гладко Марина, учитель начальных классов, стаж работы более 20 лет.  Киященко Татьяна, Башкирцев Захар, Деревнин Вячеслав.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: http://pedsovet.su/metodika/6781_kak_nauchit_rebenka_chitat_po_slogam

Как научить ребёнка читать: важные правила и эффективные методики

Пособие как научить читать ребенка

  1. Ребёнок свободно говорит предложениями и понимает значение сказанного.
  2. Ребёнок различает звуки (то, что логопеды называют развитым фонематическим слухом). Проще говоря, малыш легко на слух поймёт, где дом и лук, а где — том и люк.
  3. Ваш ребёнок произносит все звуки, и у него нет логопедических проблем.
  4. Ребёнок понимает направления: лево-право, верх-низ. Опустим момент, что взрослые зачастую путают право и лево. Для обучения чтению важно, чтобы малыш мог следовать по тексту слева направо и сверху вниз.

В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам.

Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам.

Читайте вместе и обсуждайте

Вы читаете вслух, а затем вместе разглядываете картинку, поощряя ребёнка к взаимодействию с книгой: «А кто это нарисован? А покажи у кошки ушки? А кто это рядом с ней такой стоит?». Детям постарше можно задавать более сложные вопросы: «Почему он так поступил? Как ты думаешь, что будет дальше?».

Идите от простого к сложному

Начните со звуков, затем перейдите к слогам. Пусть первыми станут слова, состоящие из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, дя-дя, ня-ня. После них переходите к более сложным сочетаниям: ко-т, жу-к, до-м.

Покажите, что буквы есть везде

Сыграйте в игру. Пусть ребёнок найдёт буквы, которые окружают его на улице и дома. Это и названия магазинов, и памятки на инфостендах, и даже сообщения светофора: бывает, на зелёный загорается надпись «Идите», а на красный — «Ждите столько-то секунд».

Играйте

И снова играйте. Складывайте кубики с буквами и слогами, составляйте слова, просите ребёнка прочитать вам какую-то вывеску или надпись на упаковке в магазине.

Используйте любую возможность для тренировки

Сидите ли в поликлинике в очереди или едете куда-нибудь, доставайте книжку с картинками и коротенькими историями к ним и предлагайте ребёнку почитать вместе.

Закрепляйте успех

Повторяйте знакомые тексты, ищите в новых историях уже известных героев. Зайчик-побегайчик встречается и в «Теремке», и в «Колобке».

Не заставляйте

Это, пожалуй, самое важное. Не отнимайте у ребёнка его детство. Обучение не должно идти через насилие и слёзы.

Азбуки и буквари

katarina_rosh/livejournal.com

Традиционный, но самый долгий путь. Различие этих книг в том, что азбука закрепляет каждую букву мнемонической картинкой: на странице с Б будет нарисован барабан, а рядом с Ю — юла. Азбука помогает запомнить буквы и — нередко — интересные стишки, но не научит читать.

Букварь последовательно учит ребёнка соединять звуки в слоги, а слоги — в слова. Процесс этот непростой и требует усидчивости.

Авторских букварей сейчас довольно много. По книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой дети могут заниматься как с родителями до школы, так и в первом классе.

Родители сходятся во мнении, что одной из самых понятных методик для обучения дошкольников является букварь Надежды Жуковой. Автор просто объясняет самую сложную для ребёнка вещь: как буквы превратить в слоги, как прочитать ма-ма, а не начать называть отдельные буквы мэ-а-мэ-а.

Кубики Зайцева

igrushkinadom.com

Если при обучении по букварю ребёнок последовательно осваивает буквы и слоги, то в 52 кубиках Зайцева ему даётся доступ сразу ко всему: отдельной букве или сочетаниям согласной и гласной, согласной и твёрдого или мягкого знака.

Ребёнок играючи усваивает различия глухих и звонких звуков, потому что кубики с глухими согласными заполнены деревяшками, а кубики со звонкими — металлом.

Кубики отличаются и по размерам. На больших изображены твёрдые склады, на маленьких — мягкие. Автор методики объясняет это тем, что, когда мы произносим на (твёрдый склад), рот открывается широко, ни (мягкий склад) — губы в полуулыбке.

В комплект входят таблицы со складами, которые родитель пропевает (да-да, не говорит, а именно пропевает) своему чаду.

Ребёнок быстро осваивает складовое чтение с помощью кубиков, но может начать проглатывать окончания и столкнётся со сложностями уже в школе при разборе слова по составу.

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

igrushkinadom.com

В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.

«Складушки» хорошо подходят для детей, которые любят рассматривать картинки. Каждая из них — повод обсудить с ребёнком, где котёнок, что делает щенок, куда полетел жук.

Обучать ребёнка по этим карточкам можно уже с трёх лет. При этом стоит отметить, что сам автор методики не считает необходимым форсировать раннее развитие.

igrushkinadom.com

«Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.

Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Начинать играть в теремки можно с двух лет. При этом родители не останутся один на один с кубиками: в комплекте есть пособие с подробным описанием методики и вариантами игр.

Динамические кубики Чаплыгина

umnitsa.ru

Пособие Евгения Чаплыгина включает 10 кубиков и 10 подвижных блоков. Каждый динамический блок состоит из пары — согласной и гласной. Задача ребёнка — покрутить кубики и найти пару.

На начальном этапе, как и при любой другой методике обучения чтению по складам, ребёнок составляет самые простые слова из повторяющихся слогов: ма-ма, па-па, ба-ба. Задействованная моторика помогает быстрее запомнить начертание букв, а поиск уже знакомых слогов превращается в увлекательную игру. К кубикам прилагается пособие с описанием методики и словами, которые можно составить.

Оптимальный возраст для занятий — 4–5 лет. Можно начать и раньше, но только в формате игры.

Карточки Домана

steshka.ru

Американский врач Гленн Доман предлагает обучать детей не отдельным буквам или даже слогам, а словам целиком. Родители называют и показывают ребёнку слова на карточках 1–2 секунды. При этом от малыша не требуется повторить услышанное.

Занятия начинают с 15 карточек с самыми простыми понятиями вроде мамы и папы. Постепенно количество слов увеличивается, уже выученные уходят из набора, а ребёнок начинает изучать словосочетания: например, цвет + предмет, размер + предмет.

Как же понять, что ребёнок понял и запомнил визуальный образ слова, если автор методики рекомендует начинать занятия с рождения? Стоит обратить внимание на важную деталь, которую упускают родители в попытке сделать чадо самым умным, самым развитым, самым-самым.

Гленн Доман в «Гармоничном развитии ребёнка» настоятельно подчёркивает, что не надо устраивать ребёнку тестов и проверок: малыши этого не любят и теряют интерес к занятиям.

Лучше пусть запомнит 50 карточек из 100, чем 10 из 10.

Гленн Доман

Но учитывая, что родители не смогут не проверять, он советует при желании и готовности ребёнка сыграть в игру. Например, вы можете положить несколько карточек и попросить принести какую-то одну или указать на неё.

Сегодня психологи, нейрофизиологи и педиатры сходятся во мнении, что метод Домана направлен не на обучение чтению, а на механическое запоминание визуальных образов слов. Ребёнок оказывается объектом обучения и почти лишён возможности познать что-то самостоятельно.

Стоит также добавить: чтобы перейти к этапу чтения по Доману, родителям надо заготовить карточки со всеми (!) словами, которые встречаются в конкретной книге.

6. Чтение по Монтессори

howwemontessori.com

Чтение по Монтессори идёт от обратного: сначала пишем и только потом читаем.

Буквы — это те же картинки, поэтому сначала надо научиться их рисовать и только потом заниматься произношением и чтением.

Дети начинают с того, что обводят и заштриховывают буквы и благодаря этому запоминают их начертание. Когда изучено несколько гласных и согласных, переходят к первым простым словам.

Много внимания уделяется тактильной составляющей, поэтому дети могут буквально потрогать алфавит, вырезанный из шершавой или бархатистой бумаги.

Ценность методики заключается в обучении через игру. Так, можно положить перед ребёнком шершавую букву и тарелку с манкой и предложить сначала обвести знак пальчиком, а затем повторить это на манке.

Сложность для родителей — покупка или заготовка значительного количества раздаточного материала.

Выводы

В интернете и на плакатах, рекламирующих «развивашки», вам будут предлагать суперсовременные методики обучения ребёнка чтению в три, два года или даже с рождения. Но будем реалистами: в год нужна счастливая мама, а не развивающие занятия.

Миф о том, что после трёх уже поздно, прочно закладывается в умы и сердца уставших родителей и активно подпитывается маркетологами.

Авторы методик все как один настаивают на том, что самый естественный процесс познания для ребёнка — через игру, а не с помощью занятий, на которых родитель выполняет роль строгого контролёра. Главный ваш помощник в обучении — любознательность самого ребёнка.

Одни дети будут заниматься полгода и начнут читать в три, другим надо подождать пару лет, чтобы научиться всего за месяц. Отталкивайтесь от интересов ребёнка. Если ему нравятся книжки и картинки, то придут на помощь буквари и «Складушки». Если он непоседа, то в помощь кубики и система Монтессори.

В обучении чтению всё просто и сложно одновременно. Если ребёнок часто видит вас с книгой, у вас сложилась традиция читать перед сном, ваши шансы заинтересовать малыша чтением существенно возрастут.

Источник: https://lifehacker.ru/kak-nauchit-rebyonka-chitat/

Эгида Права
Добавить комментарий