Реестр субсидий федерального бюджета

Реестр субсидий: качество данных о распределении 16 трлн руб

Реестр субсидий федерального бюджета

25 февраля 2019

Распределение субсидий происходит без объявления аукциона или тендера – госорганы решением Правительства или самостоятельно определяют, кто сколько средств получит и на что их сможет потратить.

На федеральном уровне “Реестр соглашений о предоставлении субсидий федерального бюджета” (реестр субсидий) публикуется на Едином портале бюджетной системы (ЕПБС).

Он содержит сведения о субсидиях, субвенциях и иных межбюджетных трансфертах бюджетам субъектов РФ, юрлицам и ИП.

Мы изучили структуру реестра и представленные данные и выявили ряд особенностей, которые нужно учитывать при подготовке аналитики. Впрочем, сразу нужно отметить, что благодаря Федеральному Казначейству и Минфину России на федеральном уровне данные о субсидиях машиночитаемые и регулярно обновляются, в то время как на региональном уровне они публикуются не в полном объеме и фрагментарно.

Как публикуется реестр на портале ЕПБС?

Реестр федеральных субсидий публикуется на портале ЕПБС (budget.gov.

ru/rs) в виде веб-интерфейса, предоставляющего возможность просматривать карточки субсидий,  осуществлять поиск по ним и скачивать файлы по сформированным выборкам.

Помимо этого для разработчиков доступен API и подробная документация о структуре данных (которая была актуализирована менее чем за 10 дней после запроса в Казначейство России).

Данные о субсидиях обновляются ежедневно и дополняются прикрепленными файлами с сканами или текстами договоров или соглашений о предоставлении субсидий, дополнительных соглашений и платежных поручений. В некоторых субсидиях файлы с текстами соглашений отсутствуют или могут быть пустыми.

Всего на момент подготовки статьи были доступны данные о 94 125 субсидиях, выданных 189 «распределителями». В них входят ГРБС, главные управления МЧС, суды, относящиеся к Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, аппараты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания.

Сумма всех субсидий, доступных в реестре, – 15,89 трлн руб. Период, за который доступны данные, не очевиден – реестр субсидий публикуется с 2015 года, но некоторые опубликованные субсидии были заключены раньше, например в 1995 году, и по ним до сих пор могут выделяться средства регионам.

Мы агрегировали данные до ГРБС и собрали статистику о сумме и количестве распределенных субсидий. Выяснилось, например, что 6 ГРБС распределили 41% от суммы всех субсидий, а количество субсидий, распределенных Минобрнауки России (включая Министерство науки и высшего образования РФ) и Минпросвещения России составляет 21%. Подробные данные доступны в таблице.

При их анализе нужно учитывать, что субсидии могут быть многолетними, то есть если в соглашении о субсидии указана определенная сумма, нельзя автоматически считать, что она вся уже поступила к получателю, например, сумма субсидии с реестровым номером 32118P01000005 составляет 25 млрд руб., но только 8,9 млрд руб. должны быть перечислены в 2018 году (из них 7 млрд руб.

перечислены на момент подготовки статьи).

Правила ведения реестра субсидий, его размещение на портале ЕПБС, а также состав размещаемой информации регулируются Приказом Минфина России от 27.12.2017 № 263н, поэтому оперативно (например, по предложениям разработчиков) его структура не может быть изменена.

Особенности структуры данных

Основной задачей, которую мы ставили при работе с реестром субсидий, было создание базы данных субсидий и профилей распределителей и получателей. Несмотря на структурированный формат публикации данных, решение этой задачи было трудоемким (и частично невозможным) в связи с следующими особенностями данных:

1. Отсутствие в Реестре субсидий унифицированых кодов организаций (в данном случае ГРБС) из Сводного реестра (Реестра участников и неучастников бюджетного процесса).

Этот код является основными идентификатором для данных, опубликованных на портале ЕПБС, и его использование предполагается для интеграции данных реестра субсидий, сводного реестра и реестра госзаданий. Согласно документации Сводного реестра, код организации должен состоять из 8 символов, хотя у ~48 тысяч субсидий этот код пятизначный.

Например, при запросе по коду “00100092” API выдает 393 субсидий, а по запросу “00092” – 527. Всего субсидий у Минфина России на момент исследования было 920.

2. Субсидии могут быть многолетними, но восстановить суммы перечислений по годам является нетривиальной задачей.

Связано это с тем, что данные в реестр соглашений передаются из двух подсистем с разными структурами графиков перечислений и сохраняются в двух блоках, один из которых долгое время использовался, но не был задокументирован.

Кроме того, реестр оперирует относительным понятием ”текущий год”, установление которого затруднительно, особенно в случае с соглашениями, действие которых уже закончилось.

3. В субсидиях, также как и в госконтрактах, может быть несколько получателей средств, но машиночитаемые данные ни в том ни в другом случае не содержат информацию о том, как были распределены средства между получателями одной субсидии (или контракта).

Единственный способ узнать об объемах финансирования каждой организации – это проанализировать номера лицевых счетов организаций в прикрепленных сканах платежных документов, но, например, для субсидии с реестровым номером 33317003001Я99 это сделать непросто, т.к.

она содержит более 2500 файлов.

4.

В данных о распределителях и получателях субсидий используются коды и наименования регионов, которые не всегда соответствуют общероссийским классификаторам, например, в субсидии с номером 07416200000046 в регионе получателя указана “Новосибирская область” с кодом “51”, а в регионе ГРБС – “Москва” с кодом “73”. Верными в подобных случаях являются наименования, которые, к тому же, не унифицированы. Впрочем, наименования бюджетов, встречающиеся в данных о межбюджетных трансфертах, также не привязаны к классификаторам и не унифицированы.

5. В реестре субсидий также содержатся данные о предоставлении межбюджетных трансфертов субъектам РФ. В некоторых случаях в соглашениях указано, что субсидия выдается не конкретному региональному органу власти, а региональному правительству.

В таких субсидиях часто указывается два получателя – региональное правительство, и, например, региональное министерство финансов (или любое другое, в зависимости от назначения субсидии).

Данные о региональном министерстве обычно указываются корректно, а вот в реквизитах региональных правительств, не являющихся юрлицами, может быть указано все что угодно – например, в субсидии 09218P4E000001 ИНН и КПП Правительства Алтайского края заполнены нулями, в других случаях в реквизитах Правительств могут дублироваться реквизиты министерств. Таким образом, на сегодняшний день структура реестра субсидий не позволяет без ручной обработки определить количество получателей, составить их реестр или посчитать полученные получателями средства.

Раздел “Субсидии” на сайте проекта “Госзатраты”

Данные реестра федеральных субсидий и Сводный реестр были использованы для разработки раздела “Субсидии” (sub.clearspending.ru) на сайте проекта КГИ “Госзатраты”. По сравнению с веб-интерфейсом реестра, опубликованным на портале ЕПБС, были добавлены следующие функции:

  • Сформированы профили получателей и распределителей (с возможностью поиска по ним и с добавлением агрегированных данных соответственно о получателях и субсидиях);
  • добавлены связи между организациями, представленными в Реестре субсидий с организациями, представленными в реестре контрактов (ЕИС в сфере закупок) в виде ссылок на карточки заказчиков на сайте “Госзатраты”;
  • добавлена возможность формировать ссылки на карточки субсидий;
  • добавлены дополнительные поля, содержащие исправленные значения о перечислениях;
  • генерация открытых данных по получателям, распределителям и субсидиям.

Рекомендации по публикации данных о субсидиях

При публикации данных о субсидиях (как и других данных о государственных финансах) необходимо:

  • обеспечить заполнение атрибутов распределителей и получателей (реквизиты: ИНН, КПП, ОГРН, адреса) во всех случаях, где эти атрибуты предполагаются структурой;
  • в целях унификации значений и избегания ошибок обеспечить валидацию данных об организациях через реестры ЕГРЮЛ и Сводный реестр или интеграцию базы с этими реестрами;
  • усовершенствовать механизмы обратной связи по техническим вопросам о качестве и структуре данных в целях повышения оперативности реагирования;
  • изменить порядок формирования реестров таким образом, чтобы он предоставлял информацию о субсидиях в разрезе получателей;
  • пересмотреть структуру хранения и представления данных, чтобы сделать ее более ясной и прозрачной;
  • своевременно актуализировать документацию к данным API (и делать это не по запросу, а по мере изменения структуры и полей).

Наличие данных о субсидиях (и в целом о госфинансах) – это отправная точка для их тестирования, использования и внесения предложений, что мы и делаем.

Все особенности данных, которые были выявлены, не сравнятся с теми проблемами, с которыми мы сталкиваемся при работе с некоторыми другими государственными информационными системами (не говоря уже о том, что в отдельных отраслях, например, образовании, экологии и здравоохранении, многие данные не публикуются), поэтому мы хотим поблагодарить Федеральное Казначейство и Минфин России, а также их сотрудников, ответственных за указанные реестры, не только за данные, которые позволяют создавать проекты и проводить исследования, но и за кооперацию и готовность реагировать на обратную связь (в том числе и при подготовке данной статьи).

Авторы: Иван Бегтин, Ольга Пархимович, Анна Сакоян

Источник: Статья подготовлена для февральского номера журнала “Бюджет”, http://bujet.ru/article/367299.php

Источник: https://clearspending.ru/news/reestr-subsidij-kachestvo-dannyh-o-raspredelenii-16-trln-rub/

Компенсация части затрат на транспортировку продукции

Реестр субсидий федерального бюджета

К списку услуг

  • Описание
  • Общая информация о программе поддержки
  • Объем возможной компенсации
  • Предельные значения затрат на транспортировку продукции
  • Перечень затрат организации, на возмещение которых предоставляется субсидия
  • Кто может воспользоваться услугой
  • Для получения поддержки в 2019 году
  • Для участия в квалификационном отборе Минпромторга России в 2019 году для получения поддержки в 2020 году
  • Информация о вебинарах
  • Дополнительные материалы
  • Материалы для скачивания
  • Также будет интересно

Направить запрос Специальная программа направлена на поддержку экспорта высокотехнологичной продукции, а именно на компенсацию до 80 % фактически понесенных затрат экспортеров при транспортировке своей продукции на внешние рынки. Общая информация о программе поддержки

Программа поддержки транспортировки продукции направлена на поддержку, а именно на снижение затрат российских производителей промышленной продукции гражданского назначения на транспортировку продукции посредством предоставления субсидии. Программа регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации № 496 в редакции постановления Правительства Российской Федерации №1214 от 18 сентября 2019 года

Претендовать на данную субсидию могут производители поставляемой продукции, либо аффилированные лица производителей, либо уполномоченные лица производителей или аффилированных лиц, коды ТН ВЭД ЕАЭС продукции которых включены в перечень продукции, утвержденный Приказом Минпромторга России от 29 марта 2019 г. № 1021 «Об утверждении перечня продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности»

Объем возможной компенсации

Объем компенсации затрат на транспортировку зависит от установленных Постановлением лимитов, коэффициентов и перечня компенсируемых затрат и может составлять до порядка 80% фактических затрат организации

Так на размер субсидии влияют два коэффициента:

  1. Коэффициент субсидирования, равный 0,8, что подтверждается Заключением Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, подтверждающего производство промышленной продукции на территории Российской Федерации согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 г. № 719).
  2. Коэффициент эффективности использования российского перевозчика, использующего автомобильный, и (или) водный, и (или) воздушный транспорт при транспортировке продукции, равный:
    • 1,05 – в случае использования организацией услуг российского перевозчика, использующего автомобильный, и (или) водный, и (или) воздушный транспорт при транспортировке продукции;
    • 1 – в случае неиспользования организацией услуг российского перевозчика, использующего автомобильный, и (или) водный, и (или) воздушный транспорт при транспортировке продукции.

Предельные значения затрат на транспортировку продукции

Вид транспортировки Лимит затрат на перевозку
Лимит затрат на перевозку единицы продукции железнодорожным транспортом, руб. за один вагоно-километр 800
Лимит затрат на перевозку одного 40-футового контейнера водным транспортом, руб. 300 000
Лимит затрат на перевозку одного 20-футового контейнера водным транспортом, руб. 160 000
Лимит затрат на перевозку единицы продукции водным транспортом, руб.
  • для организаций автомобилестроения – не более 450 000;;
  • для сельхозмашиностроения – не более 1 000 000;
  • для транспортного машиностроения – не более 1 200 000 (в отношении локомотивов допускается – не более 3 000 000);;
  • для энергетического машиностроения – не более 3 000 000;
  • для строительно-дорожного и коммунального машиностроения – не более 1 000 000;
  • для прочих отраслей не более 100 000.
Лимит затрат на перевозку единицы продукции водным транспортом при расчете за кубический метр, руб. 12 000
Лимит затрат на перевозку единицы продукции автотранспортом за 1 км пробега, руб.
  • для организаций автомобилестроения – не более 100;
  • для сельхозмашиностроения – не более 210 (не более 4-х единиц автотранспорта на единицу продукции);
  • для транспортного машиностроения – не более 1 000 (не более 7-и единиц автотранспорта на единицу продукции);
  • для энергетического машиностроения – не более 1 200 (не более 7-и единиц автотранспорта на единицу продукции);
  • для строительно-дорожного и коммунального машиностроения – не более 210 (не более 4 единиц автомобильного транспорта на единицу продукции);
  • для прочих отраслей – не более 70
Лимит затрат на доставку единицы продукции самоходом в рублях за 1 км пробега 45
Лимит затрат на перевозку продукции воздушным транспортом, руб. за 1 кг 730
Лимит затрат на аренду при транспортировке термолабильной продукции активных авиационных контейнеров, руб. за 1 день 52 000
Лимит затрат на перевозку продукции с использованием активных авиационных контейнеров, руб. за 1 кг 1 540
Лимит затрат на обработку и хранение груза в аэропортах при перевозке груза воздушным транспортом, руб. за 1 кг 36
Лимит затрат на перевозку продукции с использованием услуг специализированных перевозчиков и (или) экспедиторов (рублей за 1 карат, рублей за 1 унцию) 1 400 (2 400)

Перечень затрат организации, на возмещение которых предоставляется субсидия

  • при перевозке железнодорожным транспортом продукции – на аренду вагонов (платформ, контейнеров), охрану вагонов (платформ, контейнеров), эксплуатацию железнодорожных путей (провозные платежи);
  • при перевозке автомобильным транспортом – на услуги по транспортировке продукции посредством автомобильного транспорта (за исключением вознаграждения экспедитору);
  • при перевозке водным транспортом – на услуги по транспортировке продукции посредством водного транспорта (фрахт);
  • при перевозке своим ходом – на топливо;
  • при перевозке воздушным транспортом продукции фармацевтической отрасли – на аренду активных авиационных контейнеров, транспортировку термолабильной продукции с использованием активных авиационных контейнеров, перевозку продукции с использованием активных авиационных контейнеров, доставку активного авиационного контейнера до аэропорта отправления, прием груза у отправителя, возврат активного авиационного контейнера на дропстанцию (аэропорт хранения активных авиационных контейнеров), обработку и хранение груза в аэропортах при перевозке груза воздушным транспортом, транспортировку продукции посредством воздушного транспорта (авиафрахт) по маршруту (аэропорт отправления – аэропорт назначения), перевозку продукции с использованием услуг перевозчиков и (или) экспедиторов, погрузку и разгрузку продукции, хранение продукции, крепление груза, страхование груза, топливный сбор;
  • при перевозке продукции специализированными перевозчиками драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них – на услуги специализированных перевозчиков и (или) экспедиторов.

Кто может воспользоваться услугой

Экспортеры, транспортирующие свой товар на внешние рынки, если транспортировка продукции осуществлялась:

  • для предоставления субсидии в 2019 г. – с 1 октября 2018 г. по 31 августа 2019 г. (для отрасли автомобилестроения – с 1 июля 2018 г. по 31 августа 2019 г.) от пунктов отправления, расположенных на территории РФ, до конечного пункта назначения автомобильным транспортом, железнодорожным транспортом, водным транспортом, своим ходом, воздушным транспортом (при транспортировке продукции фармацевтической отрасли), специализированными перевозчиками (при транспортировке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них) или несколькими видами транспорта;
  • для предоставления субсидии в 2020 г. – с 1 сентября 2019 г. по 31 июля 2020 г. от пунктов отправления, расположенных на территории РФ, до конечного пункта назначения автомобильным транспортом, железнодорожным транспортом, водным транспортом, своим ходом, воздушным транспортом (при транспортировке продукции фармацевтической отрасли), специализированными перевозчиками (при транспортировке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них) или несколькими видами транспорта.

Для получения поддержки в 2019 году

Под субсидирование поставок в 2019 году подпадают только поставки продукции, осуществленные с 1 октября 2018 г. по 31 августа 2019 г. (для отрасли автомобилестроения – с 1 июля 2018 г. по 31 августа 2019 г.

) от пунктов отправления, расположенных на территории РФ, до конечного пункта назначения автомобильным транспортом, железнодорожным транспортом, водным транспортом, своим ходом, воздушным транспортом (при транспортировке продукции фармацевтической отрасли), специализированными перевозчиками (при транспортировке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них) или несколькими видами транспорта.

Как получить компенсацию в 2019 году

  • Подготовьте комплект документов, необходимых для получения компенсационной выплаты
    • Перечень необходимых документов docx, 247 КБ
  • Направьте комплект документов в адрес РЭЦ в период с 25 сентября по 25 октября 2019 г. на рассмотрение/ экспертизу
  • Если у вас нет учетной записи в Государственной интегрированной информационной системе «Электронный Бюджет» (ГИИС «Электронный Бюджет») рекомендуем зарегистрироваться (памятка приложена ниже)
    • Памятка по ГИИС «Электронный бюджет»в docx, 16 КБ
    • Заявка ГИИС «Электронный бюджет» docx, 16 КБ
  • В случае положительного рассмотрения/ экспертизы заявки, РЭЦ направит в Минпромторг России заключение о предоставлении субсидии для принятия ведомством решения о заключении соглашения о предоставлении субсидии
  • После размещения Минпромторгом России трехстороннего соглашения о предоставлении субсидии в форме электронного документа в системе ГИИС «Электронный бюджет», проверьте его, и заключите соглашение со своей стороны
  • Получите компенсационную выплату (до конца 2019 года)

Для участия в квалификационном отборе Минпромторга России в 2019 году для получения поддержки в 2020 году

Под субсидирование поставок в 2020 году подпадают только поставки продукции, осуществленные с 1 сентября 2019 г. по 31 июля 2020 г.

от пунктов отправления, расположенных на территории РФ, до конечного пункта назначения автомобильным транспортом, железнодорожным транспортом, водным транспортом, своим ходом, воздушным транспортом (при транспортировке продукции фармацевтической отрасли), специализированными перевозчиками (при транспортировке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них) или несколькими видами транспорта.

Как заключить соглашение о предоставлении субсидии по итогам квалификационного отбора в 2019 году для получения компенсации в 2020 году:

  • Подготовьте комплект документов, необходимых для участия в квалификационном отборе (перечень- в приложении ниже). Извещение о проведении квалификационного отбора организаций для получения субсидии в 2020 году 25 сентября 2019 г. размещено Минпромторгом России в государственной информационной системе промышленности (ГИСП) по ссылке;
    • Перечень необходимых документов docx, 247 КБ
  • Направьте комплект документов в адрес РЭЦ в период с 25 сентября по 25 октября 2019 г. на рассмотрение/ экспертизу;
  • Если у вас нет учетной записи в Государственной интегрированной информационной системе «Электронный Бюджет» (ГИИС «Электронный Бюджет») рекомендуем зарегистрироваться (памятка приложена ниже);
    • Памятка по ГИИС «Электронный бюджет» docx, 16 КБ
    • Заявка ГИИС «Электронный бюджет» docx, 16 КБ
  • В случае положительного рассмотрения/ экспертизы РЭЦ и Минпромторга России, ваша организация будет включена в реестр получателей субсидии в 2020 году по результатам ранжирования. Информация об этом будет размещена Министерством в государственной информационной системе промышленности (ГИСП);
  • Направьте заявку в РЭЦ на заключение соглашения о предоставлении субсидии;
  • После размещения Минпромторгом России трехстороннего соглашения о предоставлении субсидии в форме электронного документа в системе ГИИС «Электронный бюджет», проверьте его, и заключите соглашение со своей стороны (до конца 2019 года);

Для получения средств субсидии в 2020 году по итогам реализации организацией годовой программы поставок продукции необходимо в установленном порядке подготовить комплект документов и в сроки с 1 по 30 сентября 2020 года направить их в РЭЦ на рассмотрение/ экспертизу.

По вопросам получения поддержки в 2019 году и участия в квалификационном отборе в 2019 году для получения поддержки в 2020 году работает «горячая линия» Российского экспортного центра: МНОГОКАНАЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН – 8(495) 580-53-52 Еженедельные Информационно-консультационные ВЕБИНАРЫ на площадке Российского экспортного центра по вопросам реализации программы поддержки транспортировки в 2019 году – ближайший вебинар пройдет в среду, 23 октября 2019 года, с 10:00 до 12.00. 

Подробная информация по участию в вебинарах и материалы размещены здесь

План проведения вебинаров и ID для входа:

  • 23.10.2019 с 10:00 до 12:00 – 476-617-3

Материалы проведенных вебинаров: Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 29 марта 2019 N 1021 Об утверждении перечня продукции для целей реализации государственной поддержки организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности к тексту Постановления Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2017 г. № 496 О предоставлении компенсаций из федерального бюджета российским организациям, в том числе организациям автомобилестроения, сельскохозяйственного машиностроения, транспортного машиностроения и энергетического машиностроения, на компенсацию части затрат на транспортировку продукции (в редакции постановления Правительства Российской Федерации №1214 от 18 сентября 2019 года) к тексту Постановления Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации. к тексту Постановления

Источник: https://www.exportcenter.ru/services/subsidirovanie/kompensatsiya_chasti_zatrat_na_transportirovku_produktsii_/kompensatsiya_chasti_zatrat_na_transportirovku_produktsii/

Тихие омуты

Реестр субсидий федерального бюджета

Всего в реестре содержится информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,35 трлн руб. Механизм их распределения в бюджетной системе России практически никогда не имел отношения к конкуренции.

Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим.

Механизм субсидий и субвенций используется правительством для перераспределения части доходов в пользу регионов, Министерством науки и высшего образования — для выдачи заданий университетам по обучению на бюджетных местах; с помощью этого механизма оказывается поддержка крупнейшим государственным и негосударственным НКО, СМИ, представителям общественности и коммерческим компаниям. особенность такого подхода к распределению общественного блага состоит в том, что в отличие от госзаказа (госзакупок и госконтрактов) субсидии гораздо менее жестко регулируются. А они охватывают заметную часть государственного бюджета.

Всего, по данным на 14 января 2019 года, в 2018 году было заключено 17 253 соглашения о субсидиях на общую сумму 2,88 трлн руб. Напомним, что все расходы федерального бюджета в прошлом году составили 16,8 трлн руб.

Топ-20 субсидий в сумме составляет 531,5 млрд руб., или 18,5% от всех субсидий за год. Их получателями стали транспортные организации, региональные органы власти, медиакомпании, банки, фонды и федеральные государственные учреждения. Период, на который выданы субсидии, то есть срок, за который должно быть выполнено госзадание, может варьироваться от нескольких дней до нескольких лет.

В 2018 году половина всех средств была распределена шестью главными распорядителями — Минобрнауки, Минсельхозом, Минпросвещения, Минздравом, Минэкономразвития и Минкультуры.

Получателями субсидий являются:

  • субъекты Федерации (региональные правительства и органы власти) — 4126 субсидий на сумму 832 млрд руб.;
  • юридические лица (федеральные государственные учреждения, НКО, компании, ИП) — 13 127 субсидий на сумму 2,05 трлн руб.

Крупнейшие субсидии были выданы Минтрансом для госкомпании «Российские автомобильные дороги» (74,8 млрд руб.), а также Минэкономразвития в адрес минэкономики Калининградской области (56 млрд руб.) и минфина Крыма (43 млрд руб.).

Важно, что часть субсидий предоставляется автономным и некоммерческим организациям, а также коммерческим структурам. Фактически возникает механизм вывода государственного финансирования из-под регулирования законом о госзакупках. Оценка точной доли таких субсидий при текущей структуре данных трудоемка, но ее планируется сделать в этом году.

Можно вспомнить, как в 2015 году Аналитический центр при правительстве был преобразован из федерального государственного бюджетного учреждения в подчиненную правительству автономную некоммерческую организацию.

У этого решения могли быть свои резоны, но одним из последствий стало выведение всех расходов организации из-под закона 44-ФЗ о госзакупках, причем не подвело организацию под гораздо более простой в исполнении 223-ФЗ о закупках бюджетных учреждений и госкомпаний.

Получателями крупных субсидий являются и компании или НКО, не подчиненные правительству, но получающие субсидии, иногда на миллиарды рублей. Вполне возможно, что законодательство о закупках слишком жесткое и не годится на все случаи жизни.

Но разве хорошо, что мы не знаем, как в итоге распределяется немалая часть бюджетных средств? Мы знаем только, на что и кому их выделили, но как они использовались — неизвестно.

Прозрачность «Цифровой экономики»

Важный вопрос ближайших лет — как именно будут распределяться средства по новым национальным проектам и, в частности, по программе «Цифровая экономика».

Эту программу можно назвать ключевой с точки зрения будущего присутствия государства в российской экономике. Огромные бюджетные средства будут потрачены на самые разные направления, от здравоохранения до образования, от цифровой прослеживаемости товаров до создания новых платформ, что вызывает сразу много вопросов.

  • Будут ли эти расходы подотчетны гражданам?
  • Будет ли государство раздавать субсидии крупнейшим госкорпорациям и назначать единственных исполнителей по контракту или будет поддерживать конкуренцию на рынке ИТ?
  • Будет ли идти по пути создания государственно-частных партнерств?

Ответы на эти вопросы, в частности, покажут, как государство собирается достигать обещанного технологического прорыва и стоит ли нам (предпринимателям, журналистам, просто гражданам) вообще на него надеяться.

Источник: https://www.rbc.ru/opinions/economics/18/01/2019/5c407c0f9a7947e05b486207

Министерство экономического развития Российской Федерации – Деятельность – Малый и средний бизнес

Реестр субсидий федерального бюджета
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства

В рамках данного направления решаются следующие задачи:

  • совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере приватизации недвижимого имущества малыми и средними предприятиями;
  • мониторинг практики применения специальных налоговых режимов и подготовка на этой основе предложений по внесению изменений в налоговое законодательство;
  • расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам, осуществляемым государственными компаниями и инфраструктурными монополиями;
  • упрощение требований к ведению бухгалтерского и статистического учета субъектами малого предпринимательства;
  • совершенствование трудового законодательства в части регулирования отношений в сфере малого и среднего предпринимательства.

Программы поддержки малого и среднего предпринимательства

Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для оказания государственной поддержки малым и средним предпринимателям на региональном уровне с 2005 года.

В конце 2016 года утверждена новая редакция правил предоставления и распределения данных субсидий.

Сегодня в рамках программы на первый план выходят мероприятия, связанные с переформатированием работы сети организаций, образующих инфраструктуру поддержки, внедрением сервисной модели ее оказания.

Программой предусмотрен комплекс мер, включающий более 20 мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей предпринимателей в финансовых, имущественных и информационных ресурсах.

В рамках программы Минэкономразвития России создается сеть инфраструктуры поддержки МСП в регионах, которая включает в себя:

  • фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств);
  • микрокредитные организации;
  • центры поддержки предпринимательства;
  • центры инноваций социальной сферы;
  • центры кластерного развития;
  • региональные центры инжиниринга;
  • центры прототипирования;
  • центры сертификации, стандартизации и испытаний;
  • центры народно-художественного промысла;
  • центры поддержки экспорта;
  • многофункциональные центры для бизнеса;
  • промышленные, индустриальные, агропромышленные парки;
  • технопарки;
  • частные промышленные парки;
  • бизнес-инкубаторы.

Кроме того, для развития молодежного предпринимательства, его популяризации среди школьников и поддержки инновационного творчества детей, в том числе для их профессиональной реализации, Министерством выделяются субсидии на создание Центров молодежного инновационного творчества.

Реализация части «прямых» мер господдержки предусмотрена в рамках программ развития МСП монопрофильных муниципальных образований. Так, при реализации указанного мероприятия субъектам МСП, зарегистрированным в моногородах, предоставляются субсидии на компенсацию затрат для модернизации производства, гранты начинающим предпринимателям по франшизе и субсидии социальным предпринимателям.

Кредитование малого и среднего предпринимательства

Минэкономразвития России осуществляется комплекс мер финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

В настоящее время господдержка малого и среднего бизнеса осуществляется в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», в рамках которой реализуются мероприятия по созданию и развитию организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Кредиты предоставляются в рамках реализации Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства по льготной ставке, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2018 г. № 1764 (далее – Правила 1764).

Субъекты МСП могут получить кредит на инвестиционные цели (от 0,5 млн. рублей до 2 млрд. рублей на срок до 10 лет) и на пополнение оборотных средств (от 0,5 млн. рублей до 500 млн. рублей на срок до 3 лет) по льготной ставке не более 8,5% годовых.

Кредиты предоставляются на деятельность в приоритетных отраслях, к которым относятся: сельское хозяйство, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, строительство, туристская деятельности, деятельность в области информации и связи, транспортировка и хранение, здравоохранение, образование, утилизация отходов, деятельность в области культуры, спорта и др.

Уполномоченные банки, участвующие в программе льготного финансирования, размещены на сайте Минэкономразвития России (список банков)».

Международное сотрудничество в сфере малого и среднего бизнеса

Минэкономразвития России развивает международное сотрудничество в сфере малого и среднего предпринимательства в том числе,  участвуя в деятельности следующих организаций: ОЭСР, ОЧЭС, ШОС, АТЭС, БРИКС, Союзное Государство (Рабочая группа по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в Союзном Государстве),  СНГ (Консультативный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ), Евразийская экономическая комиссия (Консультативный комитет по вопросам предпринимательства при Коллегии Евразийской экономической комиссии).

Международный диалог также осуществляется в двухсторонних форматах с рядом стран:

  • Финляндия – Рабочая группа по предпринимательству (малым и средним предприятиям) Российско-Финляндской Межгосударственной правительственной комиссии по экономическому сотрудничеству;
  • Австрия – Рабочая группа по поддержке малого и среднего предпринимательства Смешанной Российско-Австрийской Комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству;
  • Италия – Российско-Итальянская Рабочая группа по промышленным округам, сотрудничеству в сфере малого и среднего бизнеса;
  • Франция – Рабочая группа по инвестициям и модернизации экономики при Российско-Французском Совете по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК);
  • Япония – Меморандум с Министерством экономики, торговли и промышленности Японии (О создании платформ по сотрудничеству в сфере малого и среднего предпринимательства);
  • Китай – Меморандум с Министерством коммерции КНР.

В рамках международного направления проводится работа по координации деятельности специализированной инфраструктуры поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства – центров поддержки экспорта.

Источник: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/index

Эгида Права
Добавить комментарий