Субвенция субсидия дотация отличия

Субсидии и субвенции: в чем их сходства и различия, чем отличаются от дотации и кто на них имеет право

Субвенция субсидия дотация отличия

Россияне неизбежно сталкиваются с финансовыми понятиями. Чаще они звучат при предоставлении материальной помощи нуждающимся категориям граждан. В обиходе отчисления называют дотациями, субсидиями или субвенциями, подразумевая синонимы.

Однако, с точки зрения экономики, обозначенные термины означают разные поступления. Главным критерием, по которому разделяются трансферты, является условие их предоставления.

Итак, что же собой представляют указанные переводы и каким критериям должен отвечать получатель?

Определения

В основе взаимоотношений субъектов, осуществляющих перевод и прием средств, лежат нормы бюджетного законодательства. В частности, определения рассматриваемых терминов содержатся в БК России. Помимо этого, уточнения утверждены иными актами федерального уровня. Так, под трансфертами понимается следующее:

  • субсидия — безвозмездные отчисления, перевод которых производится с определенной целью. Чаще всего с такими преференциями сталкиваются малоимущие граждане, оказавшиеся в затруднительной ситуации. Источниками субсидирования выступают бюджеты всех уровней;
  • субвенция — такое финансирование также имеет целевой характер. Средства перечисляются между бюджетами. Выдача денег физическим лицам не предусмотрена;
  • дотация — рассчитана на материальное обеспечение юридических лиц и граждан. Деньги не подлежит возврату и целевому использованию. Получатель вправе использовать активы, куда ему потребуется.

В чем заключается разница?

Из представленных ранее определений можно сделать вывод, что отличия устанавливаются по целевому назначению денежного потока и получателю.

Так, субвенция не может использоваться в качестве формы материальной поддержки нуждающихся граждан. Ее передача осуществляется между бюджетами. Субсидии, напротив, чаще выдаются гражданам.

При этом не стоит забывать, что такие преференции могут принимать натуральный вид (лекарства, учебники, одежда).

Важно! Все указанные выплаты не облагаются по линии ФНС. Решение о перечислении принимается уполномоченными органами. Если говорить о межбюджетных трансфертах, то перевод, как правило, осуществляется из вышестоящей казны.

Субсидия

Под субсидией понимается разовое пособие, предоставляемое за счет бюджета соответствующего уровня. При этом деньги могут перечисляться гражданам напрямую. В последнем случае допускаются два варианта: прямое начисление и косвенное (льготы).

Помимо этого, средства перечисляются местным органам для последующей адресной поддержки населения. Таким образом, субсидия имеет социальную направленность, выраженную в прямом финансировании заинтересованных лиц и местных бюджетов.

Субвенция

Данный межбюджетный трансферт не имеет прямого отношения к социальной политике. Деньги выделяются для организации конкретного мероприятия.

В данном случае поступления нацелены на реализацию определенного проекта, разработанного органами исполнительной власти.

В отличие от субсидии субвенция имеет строго целевой характер и обязательна к возврату в случае нарушения сроков ее использования. При этом вернуть придется только остаток, а не всю сумму целиком.

Когда назначаются?

Помимо обозначенных ранее отличий, нужно понимать, на каких условиях получатель может принять ассигнования.

Субсидии

Как правило, средства перечисляются гражданам, попадающих в категории социально незащищенных (малоимущих) слоев населения. Финансовая поддержка за счет государства допускается, если официально подтверждаются следующие обстоятельства:

  1. Получатель имеет подданство Российской Федерации или статус официального резидента, проживающего на территории страны.
  2. Нет задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
  3. Человек имеет постоянную прописку и жилье (в собственности, договор найма).

Если выгодоприобретатель относится к группе нуждающихся, то он вправе требовать от государства или местных органов предоставить соответствующие льготы. При рассмотрении заявки внимание уделяется финансовым возможностям претендента.

Так некоторые преференции требуют, чтобы доход получателя не превышал ПМ в регионе. То есть он не должен получать заработок (усредненный заработок – для семьи) от основной и иной деятельности, в совокупности превышающий уровень прожиточного минимума.

При определении среднедушевого дохода семейства в расчет берутся все поступления (пособия, стипендии, зарплата, премии и др.).

Субвенции

Финансирование осуществляется только при наличии мотивированных заявок от потенциального получателя (местных органов власти). За составление бумаг, определяющих потребности, отвечают уполномоченные сотрудники.

Они формируют соответствующую документацию ежегодно (в конце финансового года). Необходимость получения средств должна подтверждаться расчетами.

Информация направляется в адрес вышестоящего органа, наделенного контрольной функцией.

Вопрос:

Что нужно знать о рассмотрении заявки?

Ответ:

По итогам работы выносится решение. Некоторые просьбы могут быть выполнены в полном объеме, по другим расходным статьям приходит отказ или они удовлетворяются частично. Неизрасходованные в текущем году деньги подлежат возврату. При этом последний факт снизит шансы на получение ассигнований в объеме, равном или превышающем предшествующий период.

Важно! Выходить за рамки бюджета также нельзя. Если средств от вышестоящего бюджета не хватит, то работники, осуществляющие проверку документации, сделают вывод о неточности сведений, представленных составителем потребности.

При больших остатках на счете получателя по окончании финансового года, орган, направивший средства, применяет санкции. Они представляют собой штраф, перенесенный на следующий отчетный период.

Если потребность софинансирования доказана соответствующей заявкой, а также другими сопроводительными актами, то преференция назначается на следующий год.

Кроме того, выгодоприобретатель не должен ранее получать претензии со стороны вышестоящего ведомства. В некоторых случаях назначение может осуществляться из нижестоящего бюджета.

Процедура урегулирована Бюджетным кодексом России (Федеральный закон №145-ФЗ).

На какие цели используются средства, полученные в форме субвенции

Как уже было отмечено, такие выплаты предоставляются на определенные цели. В списке популярных расходных статей значатся:

  • регулярная или единовременная поддержка малоимущим, детям, имеющим ограниченные возможности здоровья;
  • отчисления детям-сиротам и несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей;
  • капремонт дворовых проездов;
  • обеспечение медицинских учреждений, амбулаторий, медоборудованием и материалами;
  • ремонт в дошкольных образовательных организациях, приобретение спортинвентаря;
  • иные программы.

Что общего у дотаций и субвенций, чем отличаются данные трансферты?

Дотируемое финансирование безвозвратно. Использование такого вида поступлений не контролируется уполномоченными органами. Однако субъекты хозяйствования редко используют подобную форму отчислений.

Чаще перечисление средств производится в форме пожертвования в фонды (организации). Дотации имеют социальную направленность.

Такой вид преференций выделяется гражданам, общественным образованиям и госструктурам.

Дотация представляет собой дополнение к уже имеющемуся бюджету. Зачастую недостаточность финансовых активов связана с убыточностью того или иного предприятия или необходимостью направления сотрудников на санаторно-курортное лечение. Применяются отчисления и в наукоемких отраслях. К ним относятся:

  • фундаментальная наука;
  • агропромышленный комплекс;
  • космические исследования;
  • иные сферы, требующие постоянного внедрения инноваций.

Важно! Рассмотренный вид материальной поддержки не имеет целевого назначения. Деньги начисляются с учетом ситуации, сложившейся у компании. Последний может расходовать активы в зависимости от текущих потребностей.

Заключение

Таким образом, формы трансфертов, предусмотренных бюджетным законодательством, отличаются по целевому признаку и порядку выделения помощи. Субвенция не начисляется гражданам и предназначена только для юридических лиц, подтвердивших свою потребность.

Источник: https://semyahelp.ru/subsidii/chem-otlichayutsya-subventsiya-subsidiya-i-dotatsiya

В чем разница между субсидией и субвенцией?

Субвенция субсидия дотация отличия

В задачи государства входит помощь своим гражданам. Из-за некоторых обстоятельств у отдельных категорий граждан может появиться потребность в получении дополнительного финансового обеспечения.

Причинами для такой потребности могут стать вооруженные конфликты, сложная жизненная ситуация, понижение уровня заработка или получение инвалидности.

Достаточно часто нехватка денежных средств возникает сразу у целого региона страны. В таких сложных случаях правительству приходится перераспределять бюджет, чтобы помочь сразу нескольким населенным пунктам.

Общая характеристика

Рассмотрим более подробно.

Субсидия — что это?

Под субсидией подразумевается мера финансовой поддержки, выделение которой осуществляется из средств регионального или федерального бюджета. Выплата передается организации или человеку.

Среди основных свойств такой меры поддержки можно выделить:

  1. Наличие долевого финансирования;
  2. Денежные средства должны быть на выполнение конкретной цели;
  3. Выплату не нужно возвращать обратно.

К примеру, денежные средства могут быть выделены человеку для строительства своего жилья. В отношении юридических лиц такая мера поддержки может быть применена для возможности реализации ими каких-либо инвестиционных проектов.

Что такое дотации

Под дотацией подразумевается пожертвование, которое не нужно возвращать. Выдача данных денежных средств предоставляется без определенных целей использования, поэтому факт их трат государством никак не контролируется.

Основания, по которым возможно назначение

Рассмотрим нюансы назначения.

Основания для предоставления субвенции

Выплата субвенций осуществляется только на основании заранее полученных заявок от органов муниципальной власти. Согласно закону, административные служащие в каждом субъекте РФ должны проанализировать свои расходы за прошедший период, определить потребности.

На основании проведенного анализа составляется заявка, которая направляется на рассмотрение в правительство. Все требования, указанные в этом документе рассматриваются и обсуждаются. Та часть, которая получила одобрение, получит право на субвенцию.

Все неизрасходованные средства в конце расчетного периода должны быть возвращены. При этом выход за пределы оговоренной суммы и получить большой остаток нежелательно — это свидетельствует о том, что расчеты были осуществлены неверно, и часть средств была удержана без необходимости.

Основания для выплаты дотации

Дотация может предоставляться нескольким категориям получателей на различных основаниях:

  1. Трансферт из государственного бюджета в бюджеты другого уровня;
  2. Предоставление средств организациям для покрытия расходов на издержки производства;
  3. Предоставление выплат гражданам для покрытия их убытков.

Виды выплат

Все денежные выплаты предоставляются для удовлетворения получателем определенных целей. В зависимости от того, на какие именно цели будут потрачены средства, материальную поддержку можно подразделить на несколько видов.

Субвенцию можно подразделить на виды в зависимости от тенденций, существующих в государственной экономике. В основном же подразделение на типы происходит в зависимости от целей:

  1. Осуществление полномочий органами местной власти;
  2. Покрытие дефицита бюджета;
  3. Выполнение государственного заказа.

Виды субсидий зависят от основных направлений соцподдержки в стране:

  1. Поддержка семьи;
  2. Разделение ответственности при уходе за недееспособным человеком.

Субсидии могут предоставляться гражданам в качестве пособия, а могут иметь вид льгот, К примеру:

  1. Выплаты на покупку жилья;
  2. Льготы при оплате ЖКХ;
  3. Помощь в открытии своего бизнеса;
  4. Выплата детских пособий;
  5. Льготы для военнослужащих;
  6. Квоты на лечение.

Оформление выплаты

Рассмотрим нюансы оформления.

Как оформить субсидию

Если человек имеет право на получение субсидии, он должен обратиться в соцзащиту. В этом госоргане можно не только сдать документы, но и проконсультироваться о возможности получения выплат или льгот.

Так как перечень субсидий и порядок их получения постоянно меняется, перед подачей заявления лучше уточнить точный перечень документов. Вне зависимости от изменений точно потребуются:

  1. Паспорт заявителя;
  2. Заявление о получении субсидии;
  3. Справки, которыми можно подтвердить, что человек действительно обладает правом на получение выплат.Примерная форма заявления о предоставлении субсидии на оплату ЖКХ

Срок ожидания рассмотрения заявления и всех сопутствующих документов составляет 10 дней.

Как оформить получение субвенции

Для оформления субвенции, представитель региональной власти должен составить заявку по установленной форме и передать ее в центральный орган власти. В документе должна содержаться информация о расходах, понесенных субъектом РФ в прошлом году, планируемые траты в текущем периоде, обоснованность заявленных требований.

Читать так же:  Помощь малому бизнесу в 2019 году

Сам орган местной власти не устанавливает сумму господдержки самостоятельно. Расчет суммы производится по определенной методике.

После получения денежных средств, орган региональной власти распределяет сумму между нуждающимися ведомствами. В свою очередь получатели обязуются ежеквартально предоставлять отчеты об использовании средств, полученных в качестве поддержки.

Оформление дотации

Для субъектов РФ действует специальный порядок получения дотаций, оговоренный в Бюджетном кодексе. В этом же нормативном акте оговорены нюансы получения денежных средств для определенных регионов страны.

На данный момент выплаты могут быть предоставлены для нескольких нужд:

  1. Выравнивание обеспеченности субъектов в бюджетных средств;
  2. Поддержка сбалансированности регионов РФ.

В области предпринимательской деятельности дотации чаще всего предоставляются для сельхозпроизводителей, так как эта категория бизнеса чаще всего вынуждена продавать свои товары ниже их реальной себестоимости.

Денежные средства выплачиваются только крупным предприятиям.

Документы для оформления

Среди основной для выделения субвенций можно выделить несколько нормативных актов, решений органом местного самоуправления, целевых программ.

В зависимости от вида субсидии и субвенции, получатель должен позаботиться о предоставлении определенного пакета документов. Точный перечень бумаг напрямую зависит от причины обращения за выплатой, поэтому его нужно уточнять в каждом конкретном случае.

Области, в которых применяются выплаты

Рассмотрим основные моменты.

Выплата субсидии

Претендовать на получение субсидированных выплат вправе малоимущие семьи, социально незащищенные граждане, при условии, что они соответствуют нескольким оговоренным на законодательном уровне требованиям.

Если рассматривать этот вопрос более детально, чаще всего выплаты предоставляются:

  1. Лицам, достигшим пенсионного возраста;
  2. Гражданам с инвалидностью;
  3. Молодые семьи и семьи, официально признанные многодетными.

Основным условием получения материальной поддержки является возможность человека доказать, что его доход составляет ниже прожиточного минимума, и он нуждается в помощи.

Когда возможно получение субвенции

Выплата субвенции происходит только при условии долевого участия правительства в финансировании. Отличительной особенностью данной поддержки является то, что местные власти должны потратить не только деньги, полученные в рамках субвенции, но и собственные средства. Это обстоятельство вынуждает органы местной власти заниматься поисками дополнительных источников для получения дохода.

Предоставление дотации

Основное отличие дотаций от иных видов материальной поддержки заключается в том, что эти выплаты — невозвратны. То есть регионы, организации и граждане, получившие материальную поддержку, могут не заботиться о необходимости возврата денежных средств или их целевом использовании.

Как правило, дотации выплачиваются с целью покрытия недостатка бюджета. В отношении предприятий — для продержки организаций, чтобы пресечь банкротство.

Граждане вправе обратиться за получение дотационной выплаты только при условии отношения к льготной категории.

В чем отличия и сходства субвенций и субсидий

Читать так же:  Компенсация по вкладам

ФакторыСубвенцияСубсидия
Возвратность средствПодлежит возврату при неиспользовании по целевому назначениюВозвращать не нужно
Форма выдачиТолько деньгамиЧем угодно (деньгами, вещами, продуктами, оборудованием)
Кому выдаетсяБюджет более низкой ступени, юридические лицаТе же + частные лица
НалогообложениеНе облагаетсяНе облагается
ЦелевоеОбязательноНе обязательно
Контроль за целевым использованиемНесложен и обязателенМожет быть лишь выборочным из-за очень широкого круга получателей
Объем инвестицийМожет полностью покрывать необходимый объем средствВыделяется только на условиях софинансирования

Дотации и субвенции: что общего между этими понятиями

Денежные средства, предоставляемые в качестве дотации, не требуют в дальнейшем возврата и их использование не контролируются. Как показывает практика, хозяйственные структуры применяют данную форму финансирования достаточно редко. Чаще всего такие выплаты представляют собой пожертвования в специализированные фонды.

Как правило, дотации имеют социальные цели. Денежные средства могут выделяться гражданам и организациями, и госучреждениями.

Дотация — это доплата к имеющимся средствам, которая не имеет целевого назначения. Чаще всего ее рассматривают в качестве материальной помощи, которую можно потратить на свои текущие нужды.

Источник: https://zakonoved.su/v-chem-raznica-mezhdu-subsidiej-i-subvenciej.html

Субвенция, дотация, субсидия, их правовая характеристика

Субвенция субсидия дотация отличия

Дотация (от лат. dotatio — дар, пожертвование):

1. В российском законодательстве — межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования[1].

2. Денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами ирасходами[2].

3. Дополнительные выплаты работнику, оговоренные трудовым договором или законодательным актом, например, дотация на питание, на проезд к месту работы, выплаты на несовершеннолетних детей[3].

Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций предприятиям позволяет, с одной стороны, предотвратить их банкротство, с другой — не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительскиетовары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации.

Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен.

Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет, порождают егодефицитность, вследствие чего приходится осуществлять дополнительную денежную эмиссию, приводящую к инфляции.

Дотации широко распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в гораздо меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими[2].

СУБВЕНЦИЯ – целевое пособие, вид государственного содействия местным органам власти или отраслям хозяйства для решения определенных задач.

В случае нарушения условий предоставления субвенция подлежит возврату. Выдача субвенций предполагает долевое участие центрального правительства в финансировании.

При этом местные органы власти обязаны израсходовать сверх суммы выделенной субвенции определенную сумму собственных средств, что стимулирует местные органы власти в изыскании дополнительных источников дохода.

Субвенции используются как средство контроля, усиливают зависимость местных органов от власти центра.

Современное значение понятия. Субсидия – пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. Выделяют прямые и косвенные субсидии.

Прямые субсидии – это прямое финансирование программ, отраслей, предприятий, регионов. Например, финансирование фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров.

Косвенные субсидии – это опосредованная поддержка через инструменты налоговой и денежно-кредитной политики. Например, через льготное налогообложение прибыли корпораций, возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, льготное кредитование бизнеса.

Субсидию следует отличать от дотации. При дотации денежная помощь со стороны бюджета не оговаривается никакими условиями, что соответствует и этимологии данного понятия: латинское dotatio – дар, пожертвование.

При субсидии средства предоставляются бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования расходов, то есть помогают кому-то за что-то конкретное расплатиться, но не полностью.

Субсидию следует отличать от субвенции. При субвенции денежная помощь со стороны государства оказывается местным бюджетам на строго определенные цели. В случае нарушения целевого использования средств, они подлежат возврату в тот бюджет, из которого получены. субвенции отражает первичное значение понятия: латинское subvenire – приходить на помощь.

Производное понятие – субсидиарная ответственность. Это дополнительная ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, установленных законом.

26. Понятие и принципы финансирования

Финансирование – предоставление свободных денежных средств на осуществление определенной цели на условиях безвозмездности и безвозвратности.

Принципы финансирования:

1. безвозмездность и безвозвратность – данный принцип отличает финансирование от кредитования, осуществляемого на условиях возвратности, платности и срочности;

2. целенаправленность – предоставление денежных средств осуществляется на строго определенные цели (строительство, развитие производства, оплату труда работников и т. д.);

3. соблюдение финансовой дисциплины.

Формы финансирования:

1. финансирование бюджетных расходов – осуществляется Федеральным казначейством и представляет собой последовательно совершаемые действия. Финансирование расходов федерального бюджета включает:

а) разрешение (распоряжение) на осуществление платежа;
б) осуществление платежа;

2. финансирование государственных предприятий, в том числе унитарных и бюджетных;

3. финансирование отдельных государственных полномочий, передаваемых муниципальным образованиям;

4. финансирование отдельных федеральных программ – например, порядок финансирования программы поддержки малого предпринимательства в РФ на 2000-2001 гг. определяется в постановлении Правительства РФ от 13.11.2001 г. №785;

5. финансирование определенной деятельности – например, государственное финансирование кинематографии осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области кинематографии путем выделения продюсеру, прокатчику, демонстратору национального фильма средств в пределах расходов федерального бюджета, предусмотренных на кинематографию на соответствующий финансовый год;

6. финансирование объектов государственной собственности – объекты государственной собственности субъектов РФ могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год;

7.

финансирование юридических лиц, не являющихся государственными предприятиями – влечет возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов РФ и в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ. Подобные бюджетные инвестиции включаются в проект бюджета только при наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций;

8. финансирование политических партий – осуществляется в целях компенсации финансовых затрат партии из федерального бюджета.

9.

Источник: https://studopedia.org/13-124052.html

Общие понятия

Субвенция представляет собой средства, которые переводятся из государственного бюджета уровнями ниже, либо непосредственно юрлицу. Используется мера в ситуациях, когда возникает дефицит собственных средств на проекты.

Средства могут покрывать расходы частично либо полностью, предоставляются по решению органов самоуправления местного порядка.

Если эти средства не используются, их возвращают в тот же орган, из которого они были изъяты.

Выделяется субвенция на основании целевых программ, решений, законов, при избыточных затратах, незапланированных расходов нижестоящих органов.

Дотации и субсидии – это невозвратная помощь, при этом дотации не подлежат такому строгому контролю, как прочие меры помощи, являясь своего рода пожертвованием, которое направляется в основном на социальные нужды и развитие.

Важно! Субсидия же отличается тем, что может предоставляться не только деньгами, но и различными вещами, предметами, необходимыми для производственных нужд, к примеру.

Различия и сходства

Субвенции и субсидии несколько похожи, однако данные понятия имеют и ряд своих различий. Субсидия предоставляется физическим и юрлицам, предполагает безвозвратные основания, бывает денежной и натуральной.

Различают прямые и косвенные субсидии, первые – государственные, нацелены на развитие важных отраслей.

Вторые – денежно-кредитные, они могут выражаться в виде таких понятий как налоговые льготы и сборы, компенсации, страхование вкладов.

В целом, стоит отметить такой перечень различий между субсидиями и субвенциями:

  • субвенции при нецелевом использовании возвращаются, субсидии – нет;
  • субсидирование частных лиц возможно, субвенции им не предоставляются;
  • субвенция может покрывать расходы полностью, а второй вариант – нет.

Эти аспекты позволяют понять, что речь идет о разных типах финансирования.

Чем отличаются от дотации?

Дотация – также близкое понятие, которое тоже подразумевает предоставление денег, помощи от государства. Получать их могут государственные структуры, различные организации.

Дотация может быть доплатой – помощью предприятиям, которые находятся на грани банкротства, к примеру. Этот вид помощи наименьшим образом подлежит контролю, по сути, его предоставляют на наиболее актуальные нужды.

Субвенции же подлежат более тщательному контролю.

На что можно потратить?

Разобравшись в сути этого понятия, многие люди зададутся вопросом, на что же реально потратить предоставленные данным образом средства?

Субвенции имеют свою сферу использования, и в частности, их нередко тратят на социальные нужды.

Это может быть выплата единоразового или временного порядка, предназначенная уязвимым категориям населения, капитальные ремонты, приобретение медицинского или спортивного оборудования, и многое другое.

Подобные выплаты позволяют реализовывать различные социально значимые программы, и в этом заключается их важность.

Когда что назначается

Разобравшись в деталях, необходимо понять, кому назначаются разные виды этих выплат. Начать стоит с субсидии, на получение которой претендуют малоимущие семьи, незащищенные слои населения, которые являются гражданами РФ, не имеют коммунальных долгов, живут в собственном жилье, имея там постоянную регистрацию.

Если детализировать вопрос, то субсидированию подлежат в первую очередь пенсионеры, инвалиды, молодые и многодетные семьи. Если доход человека, который относится к одной из этих групп, находится ниже прожиточного минимума, и он может доказать это документами, у него появляется возможность претендовать на государственную поддержку в данной ее форме.

Важно! Когда помощь рассчитывают на семью, рассматривается ее полный доход в расчете на каждого из членов – людей, зарегистрированных на одной жилой площади. Доход на каждого человека, рассчитанный таким образом, не должен превысить минимума.

Субвенции же назначаются несколько иначе, это более сложный процесс. Чтобы получить их, местные органы власти должны заполнить и послать заявки, которые создаются после расчета и анализа расходов прошлого года.

Соответственно, назначение можно затребовать на основании региональных потребностей. Заявки направляют в органы центральной власти, где происходит их рассмотрение и одобрение – либо отказ.

Неизрасходованные целевые средства необходимо вернуть в бюджет. При этом если на остатке фигурирует большая сумма, регион может получить штраф на последующий период. Ведь это значит, что работники неверно спрогнозировали затраты и получили суммы, которые могли оказаться полезными в другом месте.

Однако если отчеты приходят верные, заявки отражают полную информацию и точные сведения касаемо необходимости финансирования, проблем с предоставлением средств не возникает, и они планомерно поступают на развитие и другие нужды.

Кроме того, субвенции могут назначаться и в обратном порядке. Иногда их требуют снизу – вверх, то есть, от региона в бюджет. Ситуации в этом плане могут возникать разные, и законодательство позволяет разную направленность этих финансовых потоков.

Дотации и субсидии, субъекты получателей дотации и субсидии

Субвенция субсидия дотация отличия

Правовая природа и сущность этих межбюджетных трансфертов интересна как гражданам, которые добросовестно уплачивают налоги, так и некоммерческим организациям, имеющим право на государственное финансирование ввиду своей социальной ориентированности. Субсидии и дотации имеют схожие характеристики, которые, пожалуй, присущи любым межбюджетным трансфертам:

  1. Безвозвратность.
  2. Безвозвратность.
  3. Денежное выражение.
  4. Социальная ориентированность.

Однако субсидии и дотации имеют и существенные различия, которые стоит означить: целевая направленность, порядок получения, круг субъектов – получателей, виды контроля за исполнением и иные.  

Дотации

 Особое место среди видов межбюджетных трансфертов занимают дотации, так как они наиболее значимы для бюджетов субъектов и местных бюджетов. Это вид трансфертов, предоставляющийся на безвозмездной и безвозвратной основе бюджетам нижестоящих уровней без целенного направления (ст. 6 БК РФ).

 Дотации выделяются без установления направления их использования.

Они предоставляются на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности (отражаются в законе о бюджете) и сбалансированности (отражаются в законе о бюджете и последующих Постановлениях Правительства РФ) публично-правовых образований.

Следовательно, БК РФ не связывает дотации с осуществлением конкретных затрат получающих их публично-правовых образований, предоставление дотаций не обусловлено заранее оговоренными направлениями использования бюджетных средств.

На это обращают внимание арбитражные суды, подчеркивая отсутствие связи получения дотаций и целевых затрат. В то же время в 2000-2008 годах было немало примеров установления целевого характера дотаций, выделяемых из бюджетов субъектов РФ, что квалифицируется судами как правонарушение (например, Определение Верховного суда РФ №60-ГО5-10 от 9 ноября 2005 г.).  

Дотации, предназначенные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, выделяются в соответствии с методикой, утвержденной Правительством РФ № 670 от 22 ноября 2004 г.

Указанные формулы расчета уровня обеспеченности субъектов, позволяют утверждать, что превалирующими критериями определения обеспеченности бюджетной системы являются индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов. Задача государства при выделении дотаций – достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности субъектов. Этот показатель закрепляется законодателем исходя из экономических, политических и социальных показателей.

Несколько иные обстоятельства учитываются при выделении дотаций на бюджетную сбалансированность: темпы роста налоговых и неналоговых доходов по сравнению с полученными доходами за предыдущий период в сопоставимых условиях, а также прогноз расходов бюджета по сравнению с прогнозами налоговых и неналоговых доходов (Постановление Правительства № 890 от 3 ноября 2011 г.).

Отсутствие целевого назначения свидетельствует об отсутствии тщательно контроля за использованием выделенных средств на предмет рациональности, и целесообразности. Однако бюджет, представляя дотации нижестоящему бюджету, безусловно, преследует определенные цели.

Распределение межбюджетных трансфертов в виде дотаций обусловлено потребностями извне, связанными со слабой материальной обеспеченностью бюджетов для реализации их задач и функций как полноправных субъектов РФ.

Из этого следует, что поддержание финансовой обеспеченности и экономического, социального благосостояния и является целью предоставления межбюджетных трансфертов, дотаций в том числе.

Финансовая обеспеченность публично-правовых образований напрямую влияет на благополучие граждан, которое выражается в соблюдении общественных интересов – социальная цель дотаций. Существует и политическая цель предоставления дотаций – достижение компромисса в финансовой деятельности, снятие политической напряженности.

Круг субъектов-получателей дотаций

Субъектами-получателями согласно ст. 131 БК РФ являются: бюджеты второго уровня (республик, краев, областей и т.д.), бюджеты третьего уровня (местные бюджеты).

Ввиду отсутствия целевой направленности, конкретной социальной ориентированности с одной стороны, и в условиях полной свободы в вопросе распределения, расходования полученных дотаций субъектами отсутствуют программы по предоставлению дотаций иным субъектам, например, таким некоммерческим организациям, как фонды, АНО, общественные организации.

Субъекты – получатели самостоятельно распределяют целевую направленность дотаций. При этом важно отметить, что отсутствует единая форма отчетности расходования дотаций субъектами.

Помимо получателей, прямо указанных в ст. 131 БК РФ, субъекты вправе самостоятельно выделять дотации государственным, муниципальным учреждениями (бюджетные, казенные, автономные), как правило, средства выделяются  больницам, образовательным учреждениям.

Субъекты также вправе устанавливать формы отчетности об использовании дотаций (например, отчет об использовании дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов для решения отдельных вопросов МКУ «Горстрой» в рамках Соглашения № 68/13 от 1 июля 2013 г.).

Субсидии

Эта форма межбюджетных трансфертов по сравнению с дотациями более контролируема и нормативно урегулирована в вопросах правил и условий предоставления, целевого назначения, а также круга получателей.

Примечательно, что БК РФ не раскрывает понятие «субсидия», впрочем, как и «субвенция», поэтому правовая сущность ее определяется с помощью консолидации мнений практиков и теоретиков.

Субсидия – форма межбюджетных трансфертов, предоставляемая с целью софинансирования бюджетных обязательств субъектов РФ, в том числе местных бюджетов, а также юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам с целью возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения на безвозмездной и безвозвратной основе.

Основания и условия предоставления субсидий публичным образованиям устанавливаются федеральным законом о бюджете, Постановлениями Правительства РФ на срок не менее 3 лет. Также допускается утверждение нераспределенного между субъектами объема субсидий в пределах 5-10% от общего объема субсидий.

При этом субсидии могут выделяться как из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, так и из нижестоящего бюджета вышестоящему, так называемые, отрицательные трансферты (ст. 142 БК РФ). Форма и порядок отчетности о расходовании бюджетных средств устанавливается органами исполнительной власти (например, Постановление Правительства Красноярского края № 345-п от 12 августа 2014 г., Постановление Правительства Белгородской области №323-пп от 24 декабря 2007 г.).

Круг субъектов – получателей субсидий

Получателями субсидий являются субъекты России, бюджеты муниципальных образований, поселений.

Субсидии предоставляются на реализацию конкретных программ по целевому назначению, получателями бюджетных средств могут быть и юридические лица, в особенности некоммерческие организации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. субсидии выделяются в целях реализации конкретной программы, которая может быть предоставлена и юридическим лицам.

Субсидии юридическим лицам

Софинансирование деятельности юридических лиц осуществляется на основании ст. 78 – 78. БК РФ. Реализация и правомерное расходование субсидий контролируется Министерством финансов РФ и иными компетентными органами исполнительной власти. Часть неизрасходованных субсидий подлежит возврату, порядком аналогичным отрицательным субсидиям.

По большей мере, субсидии юридическим лицам предоставляются из нераспределенных средств на решение локальных вопросов (например, Постановление Правительства г. Москвы № 646-пп от 13 ноября 2012 г. – выделение субсидий на подержание инновационной деятельности).

Правительством принят ряд базовых актов, удовлетворяющих социальные потребности: Постановление Правительства РФ № 1605 от 30 декабря 2014 г. – развитие малого и среднего бизнеса, Постановление Правительства РФ № 1074 от 10 декабря 2012 г.

– субсидии на поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г. – реализация творческих проектов в сфере культуры.

Наиболее системным в вопросе выделения субсидий юридическим лицам кажется Постановление Правительства РФ № 967 от 23 августа 2011 г.

– выделение субсидий некоммерческим организациям, так как в нем содержатся основные положения, применимые в отношении большинства программ по предоставлению субсидий юридическим лицам.

Следует выделить основные положения в целях понимания реальных шансов получения государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что распорядителем бюджетных средств и ключевым ведомством всей бюджетной политики является Министерство финансов РФ, компетентным органом, проводящим конкурсы и контролирующим реализацию выделенных субсидий, является Министерство экономического развития РФ, «классический» бюджетный контроль осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного контроля РФ. Установлены критерии, исходя из соответствия которым, принимается решение о предоставлении субсидий:

– наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;

– наличие квалифицированного кадрового потенциала;

– объем дополнительного софинансирования программы;

– наличие утвержденной социально ориентированной программы;

– удачное прохождение конкурсного отбора.

Выводы

Строго говоря, дотации крайне слабо контролируемы со стороны субъекта, предоставляющего их ввиду отсутствия соответствующих механизмов, закрепленных в БК РФ.

Между тем, ежегодно увеличивается количество дотационных регионов, и все бремя бюджетной обеспеченности регионов перекладывается на малое количество субъектов – доноров (их порядка 11).

Что касается предоставления дотаций субъектам предпринимательства, то такую возможность имеют лишь бюджетные, казенные и автономные учреждения.

Более рациональными видятся цели и порядки предоставления субсидий, доступ к ним имеют, в том числе и субъекты малого и среднего предпринимательства и некоммерческие организации. Между тем все же сохраняются барьеры получения государственного финансирования, связанные, прежде всего, с размытыми критериями конкурсного отбора, информирования организаций и строго обозначенных приоритетов  социальных программ.

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/finansovoe-pravo/271-dotatsii-i-subsidii

Эгида Права
Добавить комментарий