Виды субсидий в россии

Виды субсидий в россии

Номер НПА: 634

Дата НПА: 25.05.2017

Администратор меры поддержки: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)

Ссылка на сайт администратора меры поддержки: http://minpromtorg.gov.ru/ministry/dep/#!3&click_tab_vp_ind=1

Территориальный уровень мер поддержки: Федеральный

Регулярность оказания мер поддержки: не определено

Методика расчета величины поддержки:

Субсидии предоставляются в размере не более 50 % общего объема следующих затрат (всех или отдельных видов):

  • затраты на оплату сырья, материалов и комплектующих, необходимых для производства пилотной партии; 
  • затраты на оплату изготовления и (или) приобретения оснастки, средств тестирования, измерения и контроля, используемых для производства пилотной партии (не более 20 % предоставляемой субсидии); 
  • затраты на оплату труда работников, занятых в производстве пилотной партии, в размере, не превышающем уровень средней заработной платы в регионе, в котором производится пилотная партия; 
  • затраты на инженерную разработку и проектирование пилотной партии (не более 10 % предоставляемой субсидии); 
  • затраты на приобретение расходного инструмента для производства пилотной партии (не более 10 % предоставляемой субсидии); 
  • логистические затраты на поставку пилотной партии (не более 10 % предоставляемой субсидии).

Размер юридического лица-получателя гос. поддержки: крупный (от 251 чел.), малый (1 – 100 чел.), средний (100 – 250 чел.)

Ограничения по форме собственности: Не принципиально

Типы проблем, на решение которых направлена мера:

  • Нехватка оборотных средств – субсидирование процентной ставки на создание межсезонных запасов сырья; – субсидирование приобретения расходных материалов, сырья и комплектующих; – субсидирование затрат на пополнение оборотных средств и на финансирование текущей производственной деятельности
  • Высокий уровень налогообложения – cнижение (обнуление) ставки отдельных видов налога для отдельных категорий; – предоставление инвестиционного налогового кредита; – предоставление налоговых льгот; – предоставление особого статуса и соответствующих налоговых льгот (ПИПы, СПИК);- субсидирование ускоренной амортизации высокотехнологичного оборудования российского производства
  • Кадровые проблемы – субсидии на содержание рабочих мест (з/п, налоги, соц. страх и др.); – субсидии на переподготовку кадров;- образовательные программы (институты развития)
  • Проблемы в работе предприятия, связанные с операционной деятельностью (просроченная задолженность, разрыв платежного оборота, персонал)
  • Необходимость модернизации производства для выпуска конкурентоспособной продукции – субсидии на приобретение и (или) лизинг оборудования для увеличения производства конкурентоспособной продукции; – субсидии на возмещение части затрат, понесенных на модернизацию и техническое перевооружение;- субсидии на переподготовку персонала, занятого на высокотехнологичном оборудовании
  • Прочее (Гранты, Страхование, Вклад в уставный капитал, Формирование инвестиционных фондов (оказание поддержки через венчурные фонды), Фондирование, рефинансирование, выкуп закладных, Консалтинговые/Консультационные услуги) Прочее (Гранты, Страхование, Вклад в уставный капитал, Формирование инвестиционных фондов (оказание поддержки через венчурные фонды), Фондирование, рефинансирование, выкуп закладных, Консалтинговые/Консультационные услуги )
Возможность использования меры стимулирования деятельности в сфере промышленности для договоров, заключенных до подачи заявки:

Почтовый адрес для официальной подачи документов: 123317, г. Москва, Пресненская набережная, дом 10, стр. 2 (Башня 2)

Объем бюджетных средств по мере поддержки, млн. руб.:

2019 – 698 млн. руб.

2020 – 1 198 млн. руб.

2021 – 1 198 млн. руб.

Цели предоставления поддержки: Субсидии предоставляются в целях стимулирования внедрения в опытно-промышленную эксплуатацию современных высокотехнологичных средств производства

Задачи: Компенсация части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям

Требования к проекту:

Перечень продукции, подлежащей субсидированию: в соответствии с Приложением №1 к Правилам предоставления субсидий. Пилотной признается партия, состоящая:

  • из средств производства в количестве не более 15 штук при себестоимости единицы продукции от 1 до 10 млн. рублей, или в количестве не более 10 штук при себестоимости единицы продукции от 10 до 25 млн. рублей, или в количестве не более 5 штук при себестоимости единицы продукции свыше 25 млн. рублей;
  • из средств производства, относящихся к коду Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) 20.59.56, в объеме не менее 200 тонн и не более 1500 тонн для катализаторов каталитического крекинга и катализаторов для процессов Клауса и Сульфрен, в объеме не менее 10 тонн и не более 100 тонн для других катализаторов;

Источник: https://gisp.gov.ru/support-measures/list/7768022/

Аналитика и статистика | Желдорразвитие

Виды субсидий в россии

Анжелину Анжелина Казимируевна, Начальник Правового департамента
ООО «ИТС Консалтинг»

Одной из целей Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.

2008 № 1734-р) является обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами.

Достижение указанной цели предусматривает совершенствование комплекса мер государственной поддержки пассажирских перевозок, правового обеспечения конкуренции на транспорте.

В настоящее время пассажирские перевозки по большей части являются убыточными для перевозчиков, но, одновременно с этим, являются необходимыми для населения. В связи с этим, применение мер государственной поддержки в форме субсидирования перевозчиков является обоснованным и имеющим социальные цели.

Государственные субсидии представляют собой  денежные средства, выделяемые из государственного бюджета предприятиям, населению и предназначенные на строго определенные цели.  

Источником финансирования может являться как федеральный бюджет, так и бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.

Источник финансирования субсидии (федеральный бюджет или бюджет субъекта Российской Федерации) определяется в зависимости от вида перевозки, ее дальности.

Правовую основу субсидирования организаций транспорта составляет статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Железнодорожный транспорт

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.04.

1997
№ 426 «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» железнодорожный транспорт имеет исключительно важное социально-экономическое значение для стабилизации и развития экономики России в целом и ее регионов. На долю железнодорожного пассажирского транспорта приходится около 45 процентов пассажирооборота.

Важная роль железнодорожного транспорта в экономике России и в реализации социально значимых услуг, связанных с пассажирскими перевозками, диктует необходимость полноценного обеспечения железнодорожного транспорта со стороны государства.

Субсидирование в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом осуществляется по направлениям:

Субсидирование «выпадающих» доходов организации железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании.

Предоставление субсидий на компенсацию потерь в доходах осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 207.

В соответствии с пунктом 1 Правил получателями субсидий являются организации железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозку пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования по регулируемым государством тарифам.

Существующий механизм компенсации «выпадающих» доходов организациям  железнодорожного транспорта предполагает возможность предоставления субсидий на указанные цели исключительно субъектам естественной монополии в сфере железнодорожного транспорта.

Предоставление субсидий возможно только при условии осуществления в отношении организации государственного регулирования тарифов.

Последнее, в свою очередь, возможно только при условии осуществления организацией монопольного вида деятельности и отнесения указанной организации к числу субъектов естественных монополий.

Субсидирование «выпадающих» доходов организации железнодорожного транспорта, возникающих  от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации.

Субсидирование указанного вида «выпадающих» доходов осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2007 № 916.

В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления субсидий при перевозке пассажиров из (в) Калининградской области субсидия предоставляется организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров  в плацкартных и купейных вагонах в поездах дальнего следования в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации.

Следует отметить, что обеспечение потребности в перевозках пассажиров на социально значимом маршруте из Калининградской области в другие регионы Российской Федерации и в обратном направлении осуществляется в соответствии с подпрограммой «Магистральный железнодорожный транспорт» государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы». Указанная программа реализуется в период с 2013 по 2020 годы.

Субсидирование «выпадающих» доходов организаций железнодорожного транспорта, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования.

Регулирование порядка предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждения старше 10 лет осуществляется Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1172.

Субсидирование «выпадающих» доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении.

Субсидирование указанного вида «выпадающих» доходов организаций железнодорожного транспорта общего пользования регулируется Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 № 844.

Воздушный транспорт

Государственная поддержка авиаперевозчиков осуществляется со следующими особенностями:

  • имеет целью развитие транспортных связей в труднодоступных местностях Российской Федерации;
  • предоставляются только российским авиакомпаниям;  
  • размер предоставляемых субсидий может быть рассчитан как исходя из количества перевезенных пассажиров, так и исходя из количества произведенных авиакомпанией рейсов;
  • преимущественно субсидии финансируются за счет средств федерального бюджета, при этом в ряде случаев возможно финансирование за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации [1];
  • перевозчики, которым предоставляются субсидии, могут быть выбраны как путем проведения конкурса, так и без него;
  •  в зависимости от региона предоставление субсидии возможно как в отношении любых категорий пассажиров, так и в отношении отдельных категорий (граждане в  возрасте до 23 лет, женщины и мужчины пенсионного возраста).

Направления субсидирования пассажирских авиаперевозок:

Субсидирование воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и Сибири в европейскую часть страны и в обратном направлении, и из Калининградской области в европейскую часть страны и в обратном направлении, из г. Симферополь и в обратном направлении.

Источник: http://zdrazvitie.ru/analytics/publikatsii/praktika-gosudarstvennogo-subsidirovaniya-passazhirskikh-perevozok-v-rossiyskoy-federatsii-/

Госпрограммы поддержки малого бизнеса в 2019

Виды субсидий в россии

На какие конкретно меры поддержки государства может рассчитывать человек, открывший свой бизнес?

Субсидии от центра занятости

Если вы только планируете открыть свой бизнес, то первое, о чем вам нужно знать, — о существовании специальной программы Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.

Сумма предоставляется в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Ранее она составляла 58 800 руб. (из расчета, что размер пособия по безработице был 4900 руб.). Однако с 1 января 2019 года максимальный размер пособия вырастет с 4900 руб. до 8000 руб., поэтому и размер субсидии может увеличиться.

Также предусмотрена единовременная финансовая помощь на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, услуги правового характера, консультации.

Так, например, в Московской области финансовая помощь на подготовку документов составляет 7500 руб.

Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие.

Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период).

Об этих и других тонкостях рассказывает Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.

Грантовая поддержка

Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма, как правило, составляет 600 000 руб.

Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор.

В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.

В 2019 году на особую поддержку государства по-прежнему могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать 3 млн руб.

Такую сумму, например, получают начинающие фермеры-животноводы в Подмосковье, если они специализируются на разведении крупного рогатого скота, а по 1,5 млн руб. предоставляется фермерским хозяйствам, работающим по другим направлениям.

В фермерском хозяйстве, получившем такой грант, должно быть создано не менее одного рабочего места на каждый 1 млн руб. гранта.  

В Татарстане на 2019 год сумма грантовой поддержки по программе «Начинающий фермер» будет выше — она составит до 5 млн руб. вместо прежних 3 млн. Так что условия и суммы стоит уточнять в каждом конкретном случае.  

Кроме того, существуют гранты в размере до 30 млн руб. на развитие семейных животноводческих ферм.

В Санкт-Петербурге с 2015 года реализуется программа «Поддержка социального предпринимательства», в рамках которой возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда зданий, нежилых помещений, аренда оборудования и приобретение оборудования.

Помимо этого в Санкт-Петербурге разработаны программа поддержки предпринимателей, создающих детские центры; программа поддержки предпринимателей, занимающихся ремесленничеством, и другие программы.

Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса.

Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки. По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области.

На сайте «Малый бизнес Кубани» приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.

Будет проще, если вы воспользуетесь поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Просто укажите в поиске регион — и вас автоматически перенесет на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.

На сайте Министерства экономического развития РФ можно воспользоваться списком уполномоченных органов по поддержке малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации.

Федеральные программы поддержки бизнеса

Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на программы от:

Его область интересов распространяется на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития).

Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.

Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.

Эта организация занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др. 

Занимается государственной программой финансовой поддержки предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.

Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах МСП Банка.

  • Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Эта организация отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам.

Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов.

Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».

Для агропромышленного комплекса предусмотрены различные меры государственной поддержки в 2019 году. Так, с 1 января 2017 года товаропроизводители, организации и ИП, осуществляющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом России банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5 %.

Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.

Региональные программы поддержки

Чтобы узнать о программах поддержки субъектов РФ, воспользуйтесь специальным поисковым фильтром.

Подробнее о программах поддержки и условиях, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. Например, рязанский портал дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.  

Субсидии на возмещение процентов по кредиту

Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).

Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах. Например, в Москве они следующие:

  • организация соответствует критериям субъекта МСП;
  • организация или ИП зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Москвы, а продолжительность регистрации составляет не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
  • срок просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на день подачи заявки не превышает одного месяца;
  • отсутствуют незавершенные договоры на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на день подачи заявки;
  • отсутствуют нарушения договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города Москвы;
  • имеется кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень кредитных организаций, отобранных в установленном порядке акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», и заключившей с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы соглашение о сотрудничестве, либо получило одобрение кредитной организации на выдачу кредита.

В 2019 году государство выделит банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.

Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %.

Оно будет распространяться на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.

Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование будет осуществляться более чем на 200 млрд руб.

Поддержка малого бизнеса: изменения в 2019 году

Летом 2018 года президент подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.

Также незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212. Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке.

Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП.

Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р, в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.

Когда законопроект будет принят, то гарантийная поддержка, оказываемая АО «Корпорация МСП» субъектам МСП, будет расширена.

Это коснется компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, стартапов, сельскохозяйственных кооперативов, быстрорастущих инновационных компаний и субъектов МСП, реализующих проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.

Источник: https://kontur.ru/articles/4710

Субсидии и компенсационные процедуры

Виды субсидий в россии

Понятие “субсидии” в ВТО

Субсидирование является одним из важнейших инструментов торговой политики. Посредством субсидий правительства поддерживают своих производителей, делая их более конкурентоспособными, что в результате окажет влияние на международную торговлю.

Такое влияние может привести к тому, что субсидируемые товары становятся более конкурентоспособными на своем внутреннем рынке по сравнению с иностранными товарами и в таком случае субсидия фактически является барьером в доступе на рынок субсидирующего государства.

 Предоставление субсидии иностранным государством может привести к тому, что отечественные товары не смогут конкурировать с иностранным товаров на своем внутреннем рынке, так как благодаря субсидии иностранные компании могут поставлять свой товар по заниженным ценам.

 Благодаря полученным субсидиям иностранные компании могут также вытеснить ваш товар с международных рынков.

В первую очередь считаем необходимым отметить, что ВТО не запрещает использование субсидий в целом. Более того, в рамках ВТО субсидии рассматриваются как важный инструмент экономического развития, особенно для стран с развивающейся экономикой или с экономикой переходного периода.

В ВТО запрещены только те субсидии, которые оказывают самое негативное влияние на международную торговлю. К таким субсидиям относят экспортные и импортозамещающие субсидии. При этом использование экспортных субсидий в виде экспортного кредитования разрешено на определенных условиях.

Фактически в рамках ВТО правила в отношении использования субсидий устанавливает Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам (ССКМ), где даны четкие положения в области применения субсидий и компенсационных мер, в частности: определение субсидий, классификация их в зависимости от воздействия на условия торговли и правомерности применения; правила проведения компенсационных расследований и применения компенсационных мер, и оспаривание правомерности применения субсидий в рамках системы разрешения споров в тех случаях, если применение субсидий оказывает негативное воздействие на торговлю.
Положения ССКМ являются обязательными для применения всеми членами ВТО без каких-либо изъятий и оговорок.

В основном положения ССКМ распространяются на промышленные товары, так как субсидирование сельскохозяйственных товаров регулируются в ВТО отдельным соглашением.

Понятие субсидии в ВТО существенно отличается от того, которое обычно используется в России (смотри статью 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Это понятие гораздо шире и включает в себя практически все виды прямой и косвенной финансовой поддержки экономических операторов.

Ряд признаков, определяющих субсидию, сформулирован в статье 1 ССКМ, которая гласит о том, что «субсидия существует тогда, когда:

а) оказывается финансовое воздействие правительством или любым публичным органом в пределах территории члена, когда:

– правительство практикует прямой перевод денежных средств или принимает на себя обязательства по переводу таких средств;

– правительство отказывается от взимания или не взимает причитающиеся ему доходы;

– правительство предоставляет товары или услуги помимо общей инфраструктуры, или закупает товары;

– правительство осуществляет платежи в механизмы финансирования или поручает, либо предписывает частному лицу выполнять одну или несколько функций ил числа указанных в предыдущих подпунктах, которые обычно возлагаются на правительство, причем на условиях, которые фактически не отличаются от обычной практики правительств;

б) или существует любая форма поддержки доходов и цен в смысле статьи XIV ГАТТ 1994 и таким образом предоставлялось преимущество».

Необходимо отметить, что регулирование субсидий, предусмотренных в ССКМ, распространяется только на специфические субсидии.

Главный признак специфичности субсидии – ограниченность доступа предприятий к получению субсидии, когда не все предприятия могут ее получить, а в результате создаются искусственные конкурентные преимущества для отдельных лиц.

Субсидия не является специфической, если установлены объективные критерии для ее получения, которые применяются автоматически.

Например, применение налоговых льгот к малым предприятиям, численность персонала которых не превышает 15 человек, без ограничения секторов экономики, в которых могут применяться эти льготы, не будет являться специфической субсидией.

Однако когда применение таких правил не дает четкого ответа, статья 2 ССКМ допускает принятие во внимание дополнительных факторов, например, фактическое получение субсидии ограниченным числом предприятий или диспропорциями при выделении субсидий с учетом реальной фирменной структуры экономики.

Специфическими являются и субсидии, предоставление которых ограничено определенным географическим регионом за исключением различий, связанных с применением обычной системы налогообложения, которая может различаться в субъектах федеративного государства. Однако если уровень региональных налогов в каком-либо субъекте федерации и ниже, чем в других областях, то такая субсидия не будет специфической.

В ССКМ была введена классификация видов субсидий в зависимости от степени их влияния на торговлю. Изначально было заложено деление субсидий на следующие виды:

– красные субсидии – запрещенные в рамках ВТО субсидии, смысл которых заключается в увязке по закону или фактически в качестве единственного или нескольких условий с результатами экспорта или с использованием отечественных товаров вместо импортных;

– желтые субсидии – субсидии применение которых может привести к применению определенных мер противодействия со стороны других членов при соблюдении условий, предусмотренных в ССКМ;

– зеленые субсидии – разрешенные субсидии, в отношении которых не применяются как компенсационные меры, так и другие меры противодействия, предусмотренные ССКМ.

В соответствии с статьей XXXI ССКМ зеленые субсидии применялись в течение 5 лет с момента подписания этого соглашения. После этого стороны должны были продолжить переговоры по порядку предоставления этих субсидий.

До настоящего времени переговоры еще не завершены.

Компенсационные процедуры и меры

Компенсационные меры могут быть введены против товара, в отношении которого иностранным государствам предоставляются специфические субсидии, и поставки такого субсидируемого товара наносят ущерб местным производителям, т.е. основной целью введения компенсационных мер является борьба с несправедливой конкуренцией.

Компенсационные меры вводятся в виде пошлин на срок до 5 лет для устранения этого преимущества. Мера может быть продлена в результате ее пересмотра. Однако в отличие от антидемпинговых мер, действие компенсационной меры должно быть прекращено в случае прекращения субсидирования.
 

Для введения компенсационной меры необходимо провести расследование, в ходе которого органу расследования необходимо доказать наличие трех факторов:

– наличие субсидирования иностранных производителей;

– наличие материального ущерба, нанесенного отечетсвенной промышленности, либо угрозы нанесения материального ущерба или существенного замедления развития отрасли;

– наличие причинно-следственной связи между субсидируемым импортов и ущербом, который наносится отечественной промышленности.

Компенсационные меры могут быть введены в отношении импортного товара, который является аналогичным по отношению к товару, производимому отечественным производителем, которые страдают от субсидируемого импорта.

 Под аналогичным товаром понимается товар, который полностью идентичен товару, который является предметом расследования, либо в отсутствие такого товара другой товар, который имеет характеристики, близкие к характеристикам товара, который является объектом расследования.

Формой применения компенсационных мер могут быть как ценовые обязательства, которые фактически представляют собой соглашения между органом расследования и иностранным производителем или экспортеров о поставке товара по цене не ниже определенного уровня, при котором экспорт не будет наносить ущерб отечественным производителям, так и компенсационные пошлины.
Кроме того, по итогам компенсационного расследование может быть принято обязательство иностранного государства о прекращении субсидирования данного товара, что соответственно приведет к устранению ущерба.

Процедура компенсационного расследования

Расследование обычно проводится по заявлению отрасли отечественной экономики, правом подачи заявления о начале расследования обладают отечественные производители, доля которых в производстве товара в стране составляет не менее 25 %.

В рамках расследования орган, проводящий это расследование, обязан проводить консультации с представителями государства, которое представляет субсидию иностранным производителям. Такие консультации проводятся до начала расследования, а такжеперед введение предварительной и окончательной мер.

Стандартный срок проведения компенсационного расследования составляет 12 месяцев, однако этот срок может быть продлен до 18 месяцев.

Основанные этапы компенсационного расследования:

– отечественные производители, на которых оказывает негативное влияние субсидируемый импорт, готовят заявление с просьбой о начале расследования, включая в него доказательства наличия условий для введения компенсационной меры, и подают его в орган расследования;

– орган расследования рассматривает заявление и принимает решение о начале расследования;

– орган расследования собирает информацию по основным элементам расследования у заинтересованных лиц – отечественных и иностранных производителей товаров, экспортеров, импортеров и потребителей. Ключевым моментом сбора информации является направление вопросников (документ с вопросами по производству, продажам, прибыльности, ценам и т.д.);

– в течение 60 дней с даты начала расследования орган расследования может придти к решению о наличии оснований для введения предварительной компенсационной меры на условиях, если окончательная мера не будет введена, уплаченная пошлина будет возвращена импортерам;

– после принятия предварительного решения и введения предварительной компенсационной меры орган расследованияпредставляет возможность заинтересованным сторонам ознакомиться предварительными выводами и предоставить свои комментарии;

– в течение 5-6 месяцев с начала расследования орган расследования проводит публичные слушания, где всем заинтересованным предприятиям предоставлено право высказать свое мнение по всем основным вопросам, связанным с расследованием, и комментировать мнение противоположной стороны;

– после сбора всей информации и получения доказательств, достаточных для принятия решения о введении окончательной меры, орган расследования предоставляет всем заинтересованным сторонам возможность ознакомиться с окончательными результатами расследования (обычно этот срок составляет около 2 недель);

– после предварительного решения и до принятия окончательного – сторонам предоставляется возможность согласовать ценовые обязательства.

Советы экспортерам:

– определить целесообразность участия в расследовании, исходя из объемов поставок Вашей компании в эту страну и заинтересованности в сохранении рынка;

– после получения информации о начале расследования необходимо зарегистрироваться в качестве заинтересованного лица и получить неконфиденциальную версию заявления, на основании которого было начато расследование, а также выяснить даты предоставления информации, направления запроса на участие в публичных слушаниях и т.п. в целях реализации своих прав в рамках расследования;

– заполнить и направить вопросник органу расследованию;

– в случае проведения проверочных визитов, предоставить всю информацию лицам, осуществляющим проверку;

– по возможности связаться с потребителями товара и привлечь их к участию в расследовании на своей стороне;

– запросить и принять участие в публичных слушаниях, направив все свои комментарии в письменном виде после слушаний;

– в случае принятия решения органом расследования о наличии материального ущерба, наносимого субсидируемым импортом, предоставить свои комментарии по данному решению, в том числе в отношении рассчитанного размера субсидии с целью минимизации возможных потерь;

– в случае необходимости, попытаться согласовать ценовое обязательство.

В любом случае рекомендуем обратиться в Департамент развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития России за поддержкой и консультациями.

Источник: http://www.ved.gov.ru/mdb/restrictive_measures/subsidies/

Эгида Права
Добавить комментарий