Замена льгот денежной компенсацией монетизация

Что такое монетизация льгот

Замена льгот денежной компенсацией монетизация

Монетизация льгот. Монетизация льгот: социальные услуги, которые можно поменять на деньги в 2019 году, процедура, размер компенсации, документы. Плюсы и минусы монетизации.

Порядок получения денежной компенсации

Данное право закреплено за каждым льготником, однако порядок оформления привилегии носит строго заявительный характер.

Иными словами, гражданин, чтобы получить денежную выплату, должен обратиться в орган соцзащиты населения с заявкой установленного образца, где будет указано его пожелание.

После рассмотрения обращения и принятия положительного решения гражданин начинает получать совместно с пенсионной выплатой компенсацию за льготы.

Такой порядок устанавливается на целый год, и по истечении данного срока гражданин сможет вновь пользоваться льготами, но при условии, если обратится с заявлением в соцведомство.

Кому положена

Социальные услуги, которые можно получить в денежном эквиваленте, предназначены для некоторых федеральных и региональных льготников. К первой категории относят (ст.ст. 6.2, 6.7 ФЗ № 178):

  • инвалидов 3, 2 и 1 группы;
  • участников ВОВ (военнослужащих, граждан, занятых на возведении оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов);
  • ветеранов — военнослужащих и сотрудников силовых ведомств, принимавших участие в военных действиях СССР и РФ на территории нашей страны или заграницей, полный список конфликтов указан в ФЗ № 5 от ;
  • участвующих в мероприятиях по разминированию и боевому тралению в 1945–1957 гг.;
  • имеющих статус «Житель блокадного Ленинграда»;
  • членов семей умерших ветеранов ВОВ и других боевых действий, сотрудников медучреждений блокадного Ленинграда;
  • пострадавших от радиации на Чернобыльской АЭС, в ходе испытаний под Семипалатинском 1949–1963 гг., Кыштымской аварии .

«Свои» льготные категории граждан регионы РФ определяют самостоятельно. В Москве к ним относят малообеспеченных жителей, пенсионеров, одиноких матерей и отцов и др.

Региональные получают только:

  • ветераны труда;
  • труженики тыла, работающие на территории Москвы в годы ВОВ;
  • инвалиды по зрению 1 и 2 групп;
  • награжденные медалью «За оборону Москвы»;
  • реабилитированные жертвы политических репрессий;
  • ветераны военной службы;
  • лица, принимавшие участие в предотвращении Карибского кризиса в 1962 г.;
  • пенсионеры и др.

Как оформить монетизацию льгот

Для изменения способа получения социальных услуг обращаются в территориальный отдел ПФР по месту постоянной или временной прописки с заявлением. Сделать это можно:

  • лично или через представителя по доверенности. Для родителя (усыновителя), опекуна или попечителя малолетнего ребенка или недееспособного взрослого доверенность не нужна;
  • в МФЦ;
  • по почте – все документы, отправленные заказным письмом, заверяют нотариально;
  • онлайн через Личный кабинет гражданина на сайте Пенсионного фонда или через Единый портал Госуслуг.

Чтобы установить тип соцобеспечения на будущий год, обратиться нужно до 1 октября текущего. Документ можно отозвать (возобновить) в любой момент до 31 декабря.

Скачать бланк заявления о предоставлении льготы.

В регионах подавать нужно в Отделы социальной защиты населения. Можно обратиться напрямую в ОСЗН, через МФЦ или региональный портал Госуслуг (в столице — через сайт Мэра Москвы).

Заявление

Содержит несколько пунктов:

  • наименование отделения ПФР, куда обращается льготник;
  • номер СНИЛС;
  • ФИО, паспортные и биографические данные заявителя;
  • ФИО представителя, реквизиты паспорта и доверенности;
  • услуги, от которых отказывается заявитель (отмечают галочкой напротив нужного пункта);
  • подпись и дата.

В конце сотрудник Пенсионного фонда проставляет отметку о регистрации заявки с номером и днем принятия, свою подпись. Похожий образец используют региональные Отделы соцзащиты (ОСЗН).

Скачать бланк заявления об отказе от НСУ.

Документы

Для отказа от НСУ заявитель предоставляет только паспорт. Но если льготник одновременно оформляет и ЕДВ, ему потребуются:

  • паспорт;
  • документы, подтверждающие право на выплату (удостоверение ветерана, выписка из акта медико-социальной экспертизы о присвоении группы);
  • доверенность и представителя и его паспорт.

Жители регионов в Отдел соцзащиты подают:

  • паспорт с подтверждением прописки (штамп или свидетельство о временной регистрации);
  • справку из ОСЗН;
  • удостоверение, подтверждающее право на получение пенсионных выплат по старости, инвалидности или потере кормильца.

Все документы предоставляют в подлинниках и копиях для ПФР или ОСЗН. Гражданин получает отрывной корешок заявления — расписку с номером и днем его регистрации.

Законодательная база

Реформа, предполагающая замену социальных льгот денежными выплатами, была проведена для урегулирования вопроса компенсации официальным категориям льготников, которых до указанного времени «набралось» более половины населения страны. Монетизация льгот должна была восстановить убытки федерального бюджета, которые образовались вследствие обязательного предоставления компенсации.

Понятие «монетизация льгот» и ее воплощение привело к массовым забастовкам по всем городам России. Все основывалось на том факте, что в короткие сроки у людей льготной категории стали «отбирать» определенные привилегии, но при этом предусматривалась денежная доплата, которая могла быть использована для покрытия пробела в собственном бюджете.

Процедура была проведена после заключения, что почти все льготники не могут воспользоваться представленными льготными услугами в полном объеме. К примеру, на инвалида первой группы выделяются средства для посещения санаторно-курортного лечения, но получатель не может воспользоваться подобной возможностью.

Сейчас можно подать отказ от льгот подобного характера и получать за это денежную компенсацию.

Федеральный закон о монетизации льгот № 122 регулирует всю процедуру.

К общему списку свода законов, регулирующих вопрос, следует отнести и ФЗ № 178 2015 года, содержащий весь перечень услуг, от которых льготные категории могут отказаться – к примеру, от лекарственного обеспечения или бесплатного проезда в общественном транспорте. Подать заявление на отказ следует до 1 октября текущего года. Заявка вступит в силу с января следующего года.

Чем регулируется

«Законом о монетизации» называют ФЗ-122 от (вступил в силу с за некоторыми исключениями). Он прежде всего разграничил полномочия федеральных и региональных органов власти в сфере социального обеспечения граждан, ряд привилегий и гарантий заменил денежной компенсацией.

Порядок предоставления единственной федеральной льготы, которую в 2019 г. можно получать в натуральном или денежном виде, регулирует ФЗ № 178 от . Меры соцподдержки, оказываемые на уровне региона, устанавливают нормативные акты субъектов РФ.

Закон о монетизации

Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года.

На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета.

Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:

  1. коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
  2. хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
  3. убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
  4. несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.

Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Официальное название документа состоит из 55 слов и в обиходе практически не используется.

Закон внес следующие существенные изменения в существующий на тот момент порядок.

  1. Льготники были поделены на федеральных и региональных. Соответственно, и помощь им оказывалась из того бюджета, за которым они были закреплены. Так, привилегии для ветеранов труда и пенсионеров теперь стали устанавливаться региональными властями, что по факту привело к потере ими большей части социальных выгод.
  2. Ряд федеральных льгот был заменен денежной компенсацией.
  3. Регионам предоставили выбор способа предоставления льгот – натуральный или денежный. Но при принятии второго варианта субъектам обеспечивались дотации в размере 40% от общего бюджета на выплату компенсаций.

Общество отрицательно отреагировало на введение подобных мер, что выразилось в серии протестов по всей стране.

Обостряло ситуацию то, что в первые годы монетизации льготнику не предоставлялся выбор между натуральной и денежной формами получения государственной помощи. Льготы в обязательном порядке подлежали замене денежной компенсацией.

С тех пор прошло более 13 лет, и отношение к монетизации изменилось в лучшую сторону, так как многие льготники оценили преимущества такого способа получения господдержки.

Перечень льгот, которые можно заменить денежной компенсацией

Возможность монетизации касается не всех видов льгот. Замена на денежные выплаты доступна в отношении:

  • лекарственного обеспечения;
  • компенсации проезда в транспорте;
  • оздоровления на базах отдыха санаторного и курортного типа.

Эта денежная замена разрешена гражданам на федеральном уровне. Однако в регионах имеют полное право принять решение о дополнительных замещениях пособий (льготы по налогу на землю, путевки в детский лагерь и т.д.).

Пенсионный возраст не является причиной для получения федеральных привилегий. Чтобы воспользоваться набором социальных услуг, нужны дополнительные условия, дающие на это право: инвалидность, участие в боевых действиях и т.д.

ВАЖНО! Запрещенные к денежной замене на федеральном уровне льготы не могут быть монетизированы в соответствии с региональными программами. В то же время любые привилегии местного масштаба дозволено менять без ограничений.

Некоторые категории пенсионеров получают право замены оплаты коммунальных услуг на денежные выплаты. Процедура выглядит так:

  • человек оплачивает в полном объеме полученные услуги ЖКХ;
  • государство делает возврат 50% на карту банка.

Если у пенсионера нет никаких дополнительных оснований для льгот, то он вправе воспользоваться компенсацией на капитальный ремонт. Если его возраст превысил 70 лет, то возвращается половина стоимости, а после 80 лет – 100%.

Особенности предоставления права на монетизацию льгот

По плану все натуральные льготы должны были быть заменены денежными выплатами, однако со стороны граждан стали поступать многочисленные жалобы, и поэтому самые значимые виды помощи были оставлены в натуральном виде. В итоге такой набор преференций получил название «социальный пакет».

Начиная с 1 февраля 2019 года, стоимость соцпакета составляет 995 рублей и ежегодно индексируется. В состав набора входят такие виды льгот:

  1. Бесплатные лекарства с учетом действующего списка, составленного Минздравсоцразвития.
  2. Проезд на городском и пригородном транспорте без оплаты.
  3. Оформление путевок на лечение в санаторий.

Все другие виды преференций были заменены материальными выплатами, которые льготники получают раз в месяц. Выплата средств осуществляется совместно с перечислением пенсионного пособия. Если претендент располагает правом на соцподдержку сразу по нескольким основаниями, то помощь будет оказываться только по одному из них.

Льготники начиная с 2006 года получили право полностью отказаться от соцпакета или пользоваться только его частью. Отношение к данной привилегии со стороны населения было двояким.

Кто-то считал, что денежная компенсация — это лучший вариант, поскольку не всегда получается съездить в санаторий, а кто-то решил, что сумма возмещения недостаточная для покрытия льгот.

В результате каждый претендент на соцподдержку принимал решение по данному вопросу самостоятельно, а при выборе денежного возмещения направлял специальное заявление в орган соцзащиты.

Рассмотрим каждый вид отдельно.

Пенсионеры

Законом о монетизации предусмотрен перечень льгот для пенсионеров, единый для всех регионов России:

  • бесплатное передвижение в городском транспорте;
  • компенсация стоимости лекарств – полная или частичная;
  • уменьшение тарифов на коммунальные услуги.

Некоторые регионы предлагают дополнительные преференции. В Москве пенсионеры дополнительно пользуются правом:

  • бесплатного выезда врача на дом;
  • ежегодного получения путевки на санаторное лечение;
  • бесплатных услуг стоматолога.

В регионах пенсионеры получают дополнительные деньги на поездки в центральный город. В Подмосковье пенсионер, которому необходимы поездки в Москву для лечения ежемесячно получает монетизацию в 1000 рублей.

Источник: https://yuristgromov.ru/chto-takoe-monetizaciya-lgot.html

Как пенсионеры зимой 2005 г. остановили реформы – Ведомости

Замена льгот денежной компенсацией монетизация

Тот год в России впервые начался с официальных десятидневных рождественских каникул.

Одновременно вступил в силу федеральный закон № 122, по которому льготники, имеющие право на бесплатные лекарства, проезд в транспорте и скидки на услуги ЖКХ, должны были начать платить за все это полную цену, получая от государства денежную компенсацию.

«Случайное совпадение: каникулы и монетизация льгот никак не были связаны», – уверен зампред думского комитета по труду и социальной политике, депутат от «Справедливой России» Олег Шеин.

Хотя изменение системы льгот заранее освещалось в СМИ, смысл термина «монетизация» пенсионеры осознали только тогда, когда их перестали пускать в транспорт по пенсионному удостоверению. Первыми вышли на шоссе жители подмосковных Химок – 10 января они на 2,5 часа перекрыли движение на Ленинградском шоссе.

Для разгона митинга туда были направлены милиция и ОМОН. Впрочем, правоохранители не рвались воевать со стариками – их самих ведь тоже лишили бесплатного проезда. А 13 января в Красногорске 300 пожилых людей остановили движение на Волоколамском шоссе, пока их не уговорили разойтись областные чиновники.

Акции протеста распространились по большей части страны – митингующие блокировали не только дороги, но и офисы органов власти. Самой массовой была демонстрация в Санкт-Петербурге, где половина населения имеет право на льготы (одних блокадников в Северной столице проживало 200 000 человек).

Митингующие, требуя отставки президента, правительства и губернатора, перекрыли Невский и Московский проспекты. Всего в январе – феврале 2005 г. на улицу вышло около 500 000 человек, говорит Шеин.

Волна гнева обошла стороной лишь 16 регионов в Сибири и на Урале, где льготы было решено не монетизировать – закон это позволял.

Протестовали не только пенсионеры, труженики тыла и ветераны труда, потерявшие право бесплатного проезда на городском транспорте и скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг. Льгот лишились жертвы сталинских репрессий 1930–1950-х гг.

, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, судьи, судебные приставы, таможенники, налоговые инспектора, милиционеры. Инвалиды выходили на манифестации против урезания льготы на поездки в поездах дальнего следования – новый закон оставил им только бесплатный проезд к месту лечения раз в год и бесплатную электричку.

Работники милиции в ответ на требование оплатить билет вызывали вооруженное подкрепление и арестовывали контролеров (такие случаи зафиксированы, например, в Калининградской области). К началу реформы в стране насчитывалось 236 льготных категорий граждан. По официальной статистике, с учетом членов семей льготников реформа 2005 г.

затронула материальное положение около 45 млн человек. Причитающаяся компенсация не уравновешивала потери. «Я теперь даже к дочери в Москву из Клина не могу доехать! – цитировала «Комсомольская правда» участницу акции в Химках. – Компенсацию дали взамен льгот 800 руб.! Это что, деньги? Автобус в столице стоит 11 руб., метро – 13.

Электричка до Москвы – 75. Итого в один конец 100 руб. Всей компенсации хватит на четыре поездки в столицу! А еще надо лекарства купить! Как жить?»

Массовые льготы – наследие поздних лет социализма и первых лет экономических реформ, напоминает научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ) и бывший министр экономики Евгений Ясин, так государство компенсировало свою неспособность обеспечить достойный уровень жизни пенсионерам и работникам бюджетной сферы.

«Конечно, еще в начале 1990-х было понятно: все льготные цены должны быть доведены до рыночного уровня, а натуральные льготы ликвидированы. В рыночной экономике по-другому не бывает. Просто тогда на повестке дня стояли вопросы поважнее и денег не было, – объясняет он. – Но в начале XXI в. у государства средства на замену льгот уже были».

Монетизация льгот без колебаний была включена Центром стратегических разработок в пакет реформ для первого президентского срока Владимира Путина. Однако обсуждение концепции между ведомствами затянулось до 2004 г., когда Путин уже баллотировался на второй срок – совсем неуместное время для социальных преобразований, с точки зрения властей.

Но дальше тянуть было нельзя. «Без монетизации льгот в принципе невозможно было дальнейшее нормальное функционирование и бюджетной, и социальной системы. Более того, мы с этой реформой задержались на несколько лет.

Среди других республик бывшего Советского Союза мы остались последними из могикан, кто не навел порядок в этой сфере», – признавал министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, посетивший редакцию «Ведомостей» в январе 2005 г., когда по всей стране бушевали страсти.

Так что работа над самим законом заняла у чиновников всего пару месяцев и в Думу его вносили в спешке, незадолго до окончания весенней сессии, свидетельствует председатель комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев. В ноябре 2004 г.

его комитет после парламентских слушаний обратился в правительство с предупреждением: страна к реализации закона № 122 не готова. Спецслужбы тоже понимали последствия ухудшения материального положения населения, утверждает источник «Ведомостей» в одном из региональных управлений ФСБ: «И мониторинг настроений населения накануне монетизации велся, и о возможности выступлений наверх докладывалось».

С другой стороны, правительство не просто отменило льготы, а взялось компенсировать их деньгами. Деньги же у государства на шестом году благоприятной конъюнктуры сырьевых рынков водились в изобилии.

«Социальные расходы увеличились втрое (по первоначальному плану реформы до 250 млрд руб. – «Ведомости»), а при этом по всей стране демонстрации протеста!» – восклицает Исаев.

Но тут, как в авиакатастрофах, сложилось несколько факторов.

Прежде всего тарифы на услуги естественных монополий с начала 2005 г. подскочили на 23% (за весь 2004 год они выросли на 21%), и это автоматически привело к удорожанию жилищно-коммунальных услуг. «Это было связано с расширением инвестиционных программ естественных монополий – газовой отрасли и электроэнергетике нужны были деньги на обновление основных фондов.

Большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства к этому моменту были убыточными, на решение их проблем тоже требовались деньги», – описывает картину Андрей Шаронов, в то время первый замминистра экономического развития. А выделенные правительством денежные компенсации – федеральным льготникам, например, полагалось 650 руб.

в месяц – повышения стоимости услуг ЖКХ не учитывали.

Более того, правительство, решившись на столь важную реформу, сначала просто пожалело денег, констатирует Ясин: «Финансовый расчет был, прямо скажем, экономный. А ведь надо было давать в полтора-два раза больше, чем стоили льготы, чтобы люди сразу почувствовали выигрыш и приняли реформу. За это стоит заплатить.

Особенно если деньги в бюджете есть». Многие губернаторы тоже решили воспользоваться случаем, чтобы сэкономить, отмечает Исаев: «Региональные власти начали отменять все льготы подряд, ссылаясь на 122-й закон (хотя он этого вовсе не предусматривал). Надеялись, что и так прокатит».

В результате такой экономии люди получали на руки в несколько раз меньше денег, чем стоил тот же проездной билет: в Петербурге в зависимости от категории льготников – по 230 или 350 руб. вместо требующихся 600, а в Нижнем Новгороде – всего 50 руб. на месяц при стоимости одной поездки 5–7 руб.

Вдобавок большинство регионов, решивших проводить монетизацию, начали выплачивать компенсации не до, а после вступления закона в силу, когда льготников уже перестали пускать в общественный транспорт без денег. В ряде случаев (Нижний Новгород, Коми-Пермяцкий округ) к середине января было выплачено менее половины компенсаций.

Спешно напечатанные льготные проездные власти раздавали только после того, как недовольные граждане выходили на уличные митинги, – заблаговременно ничего предусмотрено не было.

Да и с самими льготниками власти эту реформу в процессе подготовки не обсуждали и психологические ее последствия для людей старшего поколения, воспринимавших льготы как награду за их прежние заслуги, совершенно не учитывались, отмечает Ясин.

«Вспомните, в каком политическом контексте проводилась реформа: триумфальное избрание Путина на второй президентский срок, новое правительство с заметно ослабленной системой сдержек и противовесов (и, следовательно, недостаточной обратной связью с обществом) – и Госдума, одобряющая почти все решения правительства», – говорит президент Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.

«В конце концов [власти за все это] и заплатили. Только когда уже дело было безнадежно испорчено», – резюмирует Ясин. По итогам 2005 г. расходы федерального бюджета на монетизацию составили 540 млрд руб. – в два с лишним раза больше, чем предполагалось вначале.

Источник: https://www.vedomosti.ru/library/articles/2009/07/13/kak-pensionery-zimoj-2005-g-ostanovili-reformy

Монетизация льгот: за живые деньги, но дозированно

Замена льгот денежной компенсацией монетизация

По настоятельному требованию МВФ, мы постепенно переходим к цивилизованным методам предоставления льгот не обещаниями оплатить из бюджета расходы на них, а звонкой монетой в карман непосредственно льготникам.

14 марта Кабмин принял постановление о монетизации льгот (замена натуральных льгот денежными компенсациями) на проезд в городском, пригородном и междугородном транспорте.

Граждане вместо бесплатных услуг будут получать деньги (как наличные, так и безналичные выплаты), которые смогут тратить на свое усмотрение, в том числе и на услуги пассажирских перевозок.

Пока дорабатываются вопросы социальных норм, то есть минимального числа разрешенных льготных поездок в транспорте – Кабмин предлагает определять размер компенсации для каждой отдельной категории льготников, исходя из лимита НЕ МЕНЕЕ 30 поездок на месяц. Но последнее слово здесь будет за местными органами власти.

30 поездок в месяц” – полная дезинформация

За 25 лет государство набрало на себя столько обязательств, что не в состоянии профинансировать их на 100%. В 2018 году, по подсчетам Кабмина, на эти цели нужно не менее 20 млрд грн. Выход – денежная компенсация. “Монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготе, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению”, – говорится в сообщении Кабмина.

“Учитывая, что льготы на транспорт сейчас финансируются из местных бюджетов. Кабинет министров предоставил именно местным органам решать вопрос безналичная / монетизирована форма льгот”, – сообщил вице-премьер-министр Украины Павел Розенко в .

Павел Розенко

Министр также отметил, что никаких ограничений в “30 поездок в месяц” правительство не утверждало. “Это дезинформация, которая активно раскручивалась в СМИ. Правительство утвердило минимальную социальную норму. Это гарантия. Ниже которой местный орган власти не имеет право рассчитывать монетизированную выплату льготнику!” – подчеркнул вице-премьер-министр.

Анонсированное, но не опубликованное Постановление Кабмина уже наделало шуму на местах. “Первый крик – где возьмем деньги в громаде. – поделился впечатлениями Петр Андрющенко, депутат фракции «Сила людей» Мариупольского горсовета. – Ну, тут такое, цифры против паники. Пример Мариуполя.

Средняя сумма компенсации льгот сегодня из бюджета составляет около 200 млн. грн. в год (предприятию муниципального транспорта). Если учесть методику “30 ежемесячных поездок”, перечислив на количество льготников в городе (от 60 до 120 тыс.), то сумма бюджетной компенсации не только не увеличится, а скорее уменьшится.

В результате – бюджет точно не в минусе”.

Однако, есть опасения, что денежная компенсация по факту может оказаться меньше, чем стоит льгота в натуре. Например, человеку дадут денег на 20 поездок на месяц, а он ездит 30-40 раз. Но в любом случае – шаг к монетизации уже хорошо.

Прошлогодний эксперимент по монетизации льгот на транспорте в Львове показал, что в среднем на одного льготника приходится около 20 поездок в месяц на общественном транспорте и одна-две поездки (туда-обратно) в неделю на пригородном транспорте – электричке, автобусе.

Льготная” экономика на транспорте — вариантов, оказывается, много

Монетизация льгот в городском транспорте может стать одной из ключевых реформ украинского правительства. При кажущейся простоте она может существенно повлиять на развитие муниципалитетов. Однако, важно не наступить на те же грабли, что и россияне больше десяти лет назад.

Россия перешла к практике монетизации льгот еще в 2004 году. Но из-за ошибки в расчетах и определении денежного эквивалента, а также несвоевременного перечисление средств на счета льготников, реформа там вызвало народные бунты даже в генетически рабской стране. Причем, сопротивлялись как пассажиры, так и перевозчики.

Будем надеяться, Украина этого опыта не повторит.

По словам сокоординатора Совета по урбанистике Киева Григория Мельничука, сокращение льгот в городском общественном транспорте началось в Украине в 2015 году с принятием Закона “О внесении изменений и признании утратившими силу, некоторых законодательных актов Украины о предоставлении льготного проезда некоторым категориям граждан”. Депутаты поставили градоначальников перед выбором — или защита с переходом в популизм, или экономика. И разрешили муниципалитетам самим определить тактику применения льгот, поэтому те выискивали различные способы сократить перевозки льготников или хоть как-то их урегулировать.

Григорий Мельничук

“Наиболее инертными оказались мегаполисы и большие города – там даже после принятия этого закона часто сохранялся бесплатный проезд пенсионеров по возрасту – самой большой категории льготников.

Вместе с другими категориями складывалась ситуация, когда чуть ли не половина населения имела право на бесплатный проезд.

И именно вокруг перевозок льготников вспыхивали конфликты маршрутчиков с мэриями в вопросах повышения стоимости проезда”, – объясняет г-н Мельничук.

Популярный способ – ограничение действия льгот во времени, то есть право на них только в непиковые часы (например, с 10 до 16). Такая практика, например, прижилась в Ивано-Франковске.

Однако в других городах она была отменена судами – дважды во Львове и в Житомире. В Днипре льготники могут занимать до 10% пассажиромест в автобусе, а в Киеве в метро ввели проход льготников только по “Карточкам киевлянина”.

Похожая система действует в Виннице в наземном транспорте – там нужно оформлять адресный проездной.

В Коломые льготный проезд двух типов – безлимитный и по талонам. Без ограничений городскими автобусами пользуются инвалиды первой и второй группы. Пенсионеры же получают талоны в Центре предоставления административных услуг.

В год на человека выделяется 60 талонов, которыми можно рассчитываться в автобусах. Пенсионеры отдают такие талоны перевозчику, и тот со временем получает по ним денежные компенсации от мэрии.

Кроме этого, есть и льготные рейсы, где проезд бесплатный для всех льготников.

В Умани для льготников предложили ввести специальную систему электронного билета. Пенсионеры получают карточки, куда раз в месяц от социальных служб “капает” ни много ни мало 10 грн.

При тарифе в маршрутках 4,5-5 грн получается как раз одна (!) поездка “туда-обратно” в месяц.

Такую систему можно было бы назвать прогрессивной (хотя “смешной” лимит поездок – тема отдельной дискуссии), если бы электронный билет вводился для всех пассажиров. Местные маршрутчики не спешат расставаться с привычным кэшем.

Электронику не проведешь

Впрочем, именно электронный билет, как ожидается, и станет основой монетизации льгот в городском общественном транспорте и учета льготных перевозок. Такая система достаточно гибкая и позволяет реализовать самые разнообразные социальные программы и адресные выплаты. Пока города сами вправе определять, вводить им такую систему или нет.

На данный момент системы электронного билета частично работают в Киеве (карточка киевлянина), Харькове, Днипре. (2017 году обеспечили турникетами местный метрополитен и электротранспорт, в 2019 — автотранспорт).

Винница и Львов, например, планируют приобщиться к технологии в 2018 году и привлечь для этого, соответственно, 8 млн и 10 млн евро у ЕБРР.

Оксана Полищук, Киев

Источник: https://www.ukrinform.ru/rubric-society/2423398-monetizacia-lgot-za-zivye-dengi-no-dozirovanno.html

Монетизация 2.0. Льготники получают шокирующие платежки

Замена льгот денежной компенсацией монетизация

Компенсацию за льготы получат не все

Граждане, имеющие льготы на оплату коммуналки, в этом месяце получат счета с полной стоимостью услуг. Это связано с монетизацией льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, которая стартовала с 1 октября – то есть переходом к получению льгот в денежной форме.

Механизм предусматривает два варианта: безналичный и наличный.
 
Получить льготу наличными смогут не все, а только те ответственные и проинформированные граждане, которые до 15 октября успели подать заявление на монетизацию в Управление социальной защиты населения.

Что же делать тем, кто не успел? И все ли получатели льгот смогут воспользоваться своим правом?

Как это работает

Схема такова: Управления соцзащиты самостоятельно перечисляют средства на льготы либо в «Ощадбанк», либо – если того хочет льготник – на выбранную им карту, после чего гражданин сам платит за коммунальные услуги самостоятельно.

Для того, чтобы получать деньги в безналичном виде, никаких усилий прикладывать не нужно. На каждого получателя льгот автоматически открывают персональный аккаунт в «Ощадбанке», где будет отображаться начисленная сумма. «Запись будет иметь специальный режим использования.

То есть средства в первую очередь будут направляться на оплату услуг за потребленный газ, тепло, электроэнергию и воду», – разъясняет правительственный сайт «Тепло».

 

Активисты из «Юридической сотни» разъясняют: «Ощадбанк» будет вести в автоматизированных системах учета банка персонифицированный учет льготников и средств, которые будут поступать на счет для выплаты льгот. После того осуществлять перевод средств на счета компаний, которые предоставляют коммунальные услуги.

Поэтому льготнику не нужно заключать дополнительных соглашений, писать дополнительные заявления – льготникам должны приходить квитанции с уже списанными средствами. Никаких комиссий за обслуживание персональных учетных счетов льготников «Ощадбанк» взимать не будет».

 

«Ощадбанк» ежемесячно будет информировать субсидиантов и льготников «смс-кой» о поступлении средств от государства, их использование и остаток.

Отследить информацию о размере начисленной помощи, перечень коммунальных услуг, которые оплачены за счет этих средств и остаток на счете граждане смогут в персональном кабинете.

Консультации по использованию кабинетом можно получить в контакт-центре «Сбербанка» по тел .: 0800210800.

Правда, иметь возможность в любой момент проверить начисленные государством средства смогут не все: по крайней мере, люди без доступа в интернет точно не смогут этого сделать.

  • Справа вверху выбрать «Другие разделы»
  • Далее – выбрать «Безналичная монетизация»

С наличным вариантом несколько сложнее.

Чтобы получать «живые деньги», нужно подать документы (заявление на монетизацию, а для субсидиантов – еще и и декларацию о доходах) в управление соцзащиты и открыть счет в одном из 38 уполномоченных правительством банков (их перечень можно посмотреть здесь), на карту которых будут получать деньги ежемесячно. Для тех, кто не хочет связываться с банками, существует альтернатива: выплаты через «Укрпочту» (кассы или доставку на дом).

Это уже второй этап монетизации, который пытается воплотить правительство. Первый стартовал с начала года, согласно закону о ЖКУ: тогда на каждого получателя льгот, который впервые оформлял документы на них в январе, был автоматически открыт персональный аккаунт в «Ощадбанке». В рамках второго этапа эта система должна заработать относительно всех льготников.

Пункт 3 ст. 11 упомянутого закона звучит так: «Предусмотренные законодательством льготы и субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг выплачиваются потребителю в денежной форме в порядке, установленном Кабинетом министров Украины» и вводится в действие с 1 января 2019 года.

Что делать тем, кто не знал о дедлайне

Ничего – в ближайшие месяцы они не смогут получить льготу деньгами. Им остается только ждать 15 апреля 2020 года  – начиная с этой даты в течение месяца они смогут подать в управление соцзащиты документы на дальнейшее получение льготы наличными.

«До тех пор льготники будут получать эти деньги на счет «Ощадбанка». Для этого гражданам делать ничего не нужно, это процедура автоматическая», – заверили «Главком» в управлении соцзащиты Дарницкого района Киева.

«Правительство максимально автоматизировало процесс монетизации, чтобы основная нагрузка легла на управление социальной защиты населения, государственный банк и поставщиков коммунальных услуг», – говорится на сайте «Тепло».

Компенсации за льготы получат не все

«Автоматика» может сработать не всегда. Заместитель министра социальной политики Виталий Музыченко признал, что из-за новации льготники рискуют остаться без выплат от государства за октябрь.

«Учитывая ситуацию с изменением механизма финансирования льгот, которая сложилась впервые в истории Украины, бывают случаи, когда льготы выплачиваются несвоевременно или не в полном объеме», – подчеркнул заместитель руководителя ведомства.

Впрочем, Музыченко заверил, что без денег люди не останутся. «Суммы льгот начисляются, начиная с октября, и даже если в ноябре не все льготники одновременно получат на аккаунт «Ощадбанка» или в наличном виде, в любом случае эти суммы будут доначислены и доплачены в следующем месяце», – успокоил он.

В проекте госбюджета-2020 на субсидии и льготы за коммунальные услуги предусмотрено около 47 млрд грн. По словам Виталия Музыченко, эти средства поделят между собой 4 млн получателей.

  • услуги по управлению многоквартирным домом (жилые);
  • газоснабжение, электроэнергия, тепловая энергия, снабжение горячей воды, централизованное водоснабжение, водоотведение, услуги, касающиеся бытовых отходов (коммунальные);
  • оплата взносов за установку, обслуживание и замену узлов коммерческого учета, а также расходов на управление многоквартирным домом, в котором создано ОСМД (на содержание общего имущества многоквартирного дома, на оплату коммунальных услуг в отношении общего имущества дома, на текущий ремонт общего имущества дома, на оплату расходов на коммунальные услуги в доме, в котором создано объединение).
  • участники боевых действий (75%);
  • люди с инвалидностью вследствие войны (100%);
  • члены семей погибших в результате войны (50%);
  • пенсионеры различных государственных служб: ГСЧС, МВД, СБУ (50%);
  • пострадавшие от Чернобыльской катастрофы (50%);
  • вдовы (вдовцы) ветеранов МВД, ГСЧС, ВСУ (50%);
  • люди, которые имеют особые заслуги перед Украиной (100%).

Наталья Сокирчук, «Главком»


Читайте матеріал українською

Источник: https://glavcom.ua/ru/articles/monetizaciya-20-lgotniki-poluchayut-shokiruyushchie-platezhki-638817.html

Монетизация льгот: итоги пятилетней реформы

Замена льгот денежной компенсацией монетизация

Кроме того, система натуральных льгот, по мнению властей, способствовала коррупции и хищению государственных средств. Некоторые фармацевтические компании, занимавшиеся обеспечением лекарствами льготников, получали от государства деньги, но реально отпускали лекарств на гораздо меньшую сумму.

А недобросовестные транспортные предприятия порой требовали за обслуживание льготников неадекватно высокие компенсации. Наконец, те же транспортники жаловались, что потери от обслуживания льготников (в некоторых городах не оплачивалось до 50% поездок) ведут к деградации муниципального транспорта.

Был еще один резон, о котором власти старались не говорить, по крайней мере, громко. Монетизация льгот должна была способствовать ускорению реформы ЖКХ и естественных монополий, то есть постепенной передачи их в частные руки. А сделать это весьма затруднительно, если потенциальные инвесторы не будут уверены, что потребитель полностью оплатит услуги их компаний.

Первоначально Минфин предполагал монетизировать более 10 льгот, в том числе и по услугам ЖКХ, однако в итоге было решено ограничиться тремя: льготами на проезд в городском транспорте и пригородных электричках, бесплатными лекарствами и правом на бесплатное санаторно-курортное обслуживание.

Реформа так или иначе затронула более 40 млн.

человек: около 14 млн федеральных льготников (например, инвалидов, военнослужащих, участников Великой отечественной войны, чьи льготы оплачивал федеральный бюджет), и до 30 млн региональных (ветеранов труда, пенсионеров, издержки по предоставлению льгот которым лежали на местных бюджетах).

По замыслу реформаторов, герои Великой отечественной войны в качестве компенсации натуральных льгот должны получать ежемесячно 3,5 тыс. руб., ветераны войны – по 1,5 тыс. руб., инвалиды войны – по 2 тыс. руб.

, блокадники – по 1,1 тыс. руб. Кроме того, по 1,7 тыс. рублей ежемесячно предусматривалось для ликвидаторов чернобыльской аварии, 1,4 тыс. руб. для инвалидов первой группы, 1 тыс. руб. для инвалидов второй группы, и 800 руб.

для инвалидов третьей группы.

На замену льгот денежными компенсациями только федеральным льготникам в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей. Чтобы стимулировать местные власти к проведению реформы, центр пообещал в случае проведения монетизации компенсировать регионам 40% расходов.

Вопреки мнению властей, прежняя система льгот многих устраивала. По крайней мере, протесты против монетизации начались почти за месяц до подписания закона №122-ФЗ.

29 июля 2004 года в Москве прошел митинг ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, 2 августа акции протеста прокатились почти по всей стране, а Национал-большевистская партия Эдуарда Лимонова провела акцию по захвату приёмной Министерства здравоохранения.

В январе 2005-го, то есть с начала фактического действия закона о монетизации льгот, масштабные акции протеста вновь прокатились по всей стране и сопровождались перекрытием крупных автотрасс.

Основной движущей силой этих акций были пенсионеры, их поддерживали военные: опросы показывали, что до 80% военнослужащих были недовольны монетизацией.

В феврале 2005 года протестующие сформировали Всеармейское офицерское собрание, которое провело заседание, превратившееся в митинг (закон запрещает военным проводить митинги и забастовки). Военные потребовали увеличить финансирование вооруженных сил и даже сформировать офицерско-казачье ополчение.

Масштабы протестов заставили власти принимать срочные меры. В январе 2005-го президент Владимир Путин предложил индексировать пенсии не с 1 апреля, как было намечено ранее, а с 1 марта, и повысить их минимум на 200 рублей.

Одновременно президент поручил повысить денежное довольствие военнослужащим.

Власти ряда регионов самостоятельно увеличили размеры денежных компенсаций, а мэр Москвы Юрий Лужков и вовсе решил сохранить льготы, профинансировав их из городского бюджета.

Прошло пять лет, а реформа еще не завершена. Власти не могут решиться на самый сложный шаг – монетизировать льготы по услугам ЖКХ, ибо в условиях экономического кризиса это чревато новыми социальными волнениями.

Но предварительные итоги реформы подвести можно, по крайней мере, оценить, в какой мере решены основные задачи монетизации: снизилась ли коррупция в сфере предоставления льгот, уменьшилась ли нагрузка на бюджет и стало ли распределение льгот более справедливым.

Действительно, существовавшая система натуральных льгот была не идеальной, и страдала недостатками, присущими любому распределительному процессу.

Это и невозможность абсолютно справедливого распределения (вспомним деревенского жителя с правом бесплатного проезда на городском транспорте), и почва для коррупции.

Но уровень коррупции в системе распределения льгот был не выше, чем в других сферах, контролируемых государством: например, в распределении государственных контрактов, выдаче лицензий или рыболовстве. Значит, и решение проблемы стоило искать в другой плоскости.

Снизилась ли нагрузка на федеральный бюджет? Начнем с того, что уровень госрасходов в РФ далеко не самый высокий среди развитых стран. Как отмечали критики монетизации пять лет назад, в Европе доля госрасходов не опускалась ниже 35% от ВВП (Великобритания – 42,6%, Франция – 53,8%, Германия – 48,2%), в США они составляли 35,2%, в Японии – 36,9%.

А российским властям в 2005 году только для регионов пришлось выделить, по разным оценкам, свыше 200 млрд рублей, и это при запланированных 171,8 млрд руб.

Усложнился и сам процесс предоставления льгот, ведь часть их выплачивается наличными, а часть (например, льготы по ЖКХ) пока остаются безналичными.

А это дополнительная нагрузка, а значит, и дополнительные расходы на бюрократический аппарат.

Зато, как считают некоторые эксперты, замена натуральных льгот денежными выплатами помогла российским властям улучшить некоторые статистические показатели. Денежные выплаты увеличили совокупный доход беднейших слоев населения, и таким образом, вывели их из категории «бедные», при том, что объем реально потребляемых ими благ остался неизменным или даже уменьшился.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: https://ria.ru/20090820/181707582.html

Эгида Права
Добавить комментарий